Статья публикуется впервые.




И. О. Фамилия

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

В настоящей статье описывается защита детей в Республике Башкортостан: законодательная база региона, местные институты и должностные лица, занимающиеся защитой прав ребенка, особенность их работы, взаимодействие между собой, а также проблемы регионы в данном направлении. Итогом статьи являются рекомендации автора по совершенствованию механизма защиты прав ребенка в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: детство, ребенок, защита, омбудсман, комиссия по делам несовершеннолетних, неправительственные организации, суд

 

«Детство - важный этап жизни человека, который исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности», - с такой преамбулы начинается Закон Республики Башкортостан «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан»1.

Согласно части 2 статьи 4 этого же Закона РБ защита прав и интересов ребенка является приоритетной сферой деятельности органов государственной власти Республики.

Обеспечение основных гарантий прав ребенка в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии со следующими принципами2:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причиненный ему вред;

- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка;

- обеспечение международных стандартов в области прав ребенка и их защиты.

В целях реализации принципа «законодательного обеспечения прав ребенка» в Республике Башкортостан (далее по тексту Республика или РБ) действует следующая законодательная база, обеспечивающая основные гарантии прав ребенка: Законы РБ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»3, «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»4, «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан»5, «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»6 и другие.

Всего в Республике насчитывается более 15 законов местного уровня в сфере детства, не считая Указов Президента РБ, Постановлений Правительства РБ, определений Конституционного суда РБ и других нормативных актов в сфере детства.

Основным законом, предусматривающим государственную защиту прав ребенка в Республике Башкортостан, является Конституция РБ (ст. ст. 11, 42, 45, 47)7.

Принцип «поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе» осуществляется, в том числе, за счет мер, принимаемых в рамках республиканских программ, направленных на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, Стратегии действий в интересах детей в РБ на 2013-2017 гг., а также Концепции демографической политики в РБ на период до 2025 года.

Например, республиканские целевые программы «Россия без сирот», «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2015 годы» и другие.

Воплотить в действительность принцип «ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причиненный ему вред» помогают специально созданные в Республики государственные органы и институты.

Например, в ноябре 2012 года Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан по жалобе жительницы Благоварского района провела проверку условий проживания детей в социальном приюте одноименного района Республики Башкортостан. В ходе проверки было выявлено, что в приюте не созданы условия достойного проживания для младших детей: высота раковин, столов и стульев не соответствовала росту и возрасту находящихся в приюте ребятишек8.

По итогам проверки детским омбудсманом было вынесено ряд предписаний руководству приюта.

В целом в Республике ведется всесторонняя работа, направленная на охрану (защиту) детей.

Именно поэтому в последнее время в РБ наблюдается тенденция к улучшению демографической ситуации в регионе.

Количество родившихся детей в Республике в 2011 году составило 55 950, в 2012 году – 58 997. Численность детского населения от рождения до 13 лет в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла: 2011 год – 651 959, 2012 год – 663 0939.

На указанную положительную динамику обратил внимание и Павел Астахов во время своего рабочего визита в Республику в ноябре 2012 года10.

Непосредственной защитой прав детей в Республике занимаются комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, по делам молодежи, прокуратура, а также общественные организации.

Особое место в системе защиты прав ребенка в Республики принадлежит институту Уполномоченного по правам ребенка, который действует более 3-х лет.

Указанные службы ведут работу по многим направлениям: контролируют условия жизни детей, процесс их воспитания со стороны родителей (опекунов, попечителей), обучения в образовательных учреждениях, рассматривают правонарушения в отношении несовершеннолетних и родителей, не выполняющих свои обязанности. Они проверяют законность исключения учащихся из образовательных учреждений, защищают интересы детей в судах, оказывают помощь подросткам, вернувшимся из специальных учреждений, организуют летний отдых, досуг и занятость несовершеннолетних.

За 2012 отчетный год одной только комиссией по делам несовершеннолетних города Сибай (РБ) выявлено и поставлено на учет 12 неблагополучных семей, в которых воспитывается 24 ребенка (11 детей из них школьного возраста, остальные дошкольники), 9 родителей лишены родительских прав в отношении 10 детей11.

Особое внимание хочется обратить на Межведомственный совет при Правительстве РБ по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, активно решающий многие проблемы охраны семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан, а также осуществляющим мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, социальной защите и реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая структура является определенным ноу-хау не только Республики Башкортостан, но и нашей страны в целом. Она существует в каждом муниципалитете Республики. Если семья попала в поле зрения Межведомственного совета (мама пьет, ребенок ходит голодный, коммунальные услуги не оплачиваются), последний пытается всестороннее подойти к возникшей проблеме и решить ее. Например, у семьи долги за ЖКУ. В этих целях сотрудники Межведомственного совета составляют график погашения долгов, находят спонсоров, которые могут помочь внести первую плату, а потом семья сама начинает плавно оплачивать свои счета12.

Несмотря на то, что в России отсутствуют специальные или ювенальные суды, рассматривающие дела с участием ребенка, в Республике Башкортостан в порядке эксперимента предприняты попытки ввести специализацию судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних.

Экспериментальным стал Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.

В 2010 году между Верховным Судом РБ, главой Администрации Уфы, Управлением судебного департамента при Верховном Суде РФ в РБ, Уполномоченным по правам ребенка в РБ, председателем Орджоникидзевского районного суда Уфы был заключен договор о сотрудничестве при реализации программы «Использование элементов ювенальных технологий в работе с детьми «группы риска» на базе Орджоникидзевского райсуда Уфы.

В апреле 2012 года все в том же Орджоникидзевском районном суде г. Уфе открылся первый зал для специального судебного состава по делам несовершеннолетних.

В целях реализации части 2 статьи 4 Закона РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» в Республике осуществляется поддержка общественных объединений и иных организаций, занимающихся деятельностью по защите прав и законных интересов ребенка.

На настоящий момент в Республике Башкортостан зарегистрировано 70 детских и молодежных общественных объединений: Пионеры Башкортостана, Союз Демократической молодежи, Скауты г. Уфы, «Исследовательский центр прав человека и гражданских инициатив» и другие, которые насчитывают около 275 тысяч членов. В уставах многих из них прописаны положения о предоставлении правовой помощи детям и реализации их интересов13.

Несмотря на колоссальную работу в сфере детства в политике региона, работе структур и действиях должностных лиц имеются ряд недостатков, что объясняет рост количества преступлений в отношении детей, а также детских суицидов.

Так, в предыдущем году было зарегистрировано 487 таких преступлений, что на 165 дел больше, чем в 2011 году. По данным главы Следственного управления Следственного комитета РФ по РБ А. Касьянова, большинство преступлений против детей относится к категории тяжких и особо тяжких - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, совершение насильственных действий сексуального характера. В результате преступных действий в 2012 году в Башкирии погибло 24 ребенка, а в отношении 120 детей были совершены преступления сексуального характера, причем эта цифра касается только зарегистрированных дел14.

Относительно суицидальных попыток детей, закончившиеся летальным исходом, то их в Республике Башкортостан зафиксировано 5015.

В чем же причины сложившейся ситуации?

Во-первых, несмотря на большое количество госструктур в РБ, занимающихся защитой прав детей, между ними отсутствует четкое взаимодействие. Зачастую, деятельность одних органов не дополняет, а подменяет друг друга.

Например, в декабре 2012 года Постановлением Администрации города Уфа от 10 декабря 2012 года создано Муниципальное бюджетное учреждение «Центр общественной безопасности» ГО г. Уфа РБ.

Несмотря на то, что после введения указанной структуры прошло более полу года, о ней в Республике мало кто знает.

Кроме того деятельность Центра общественной безопасности совпадает с функциями полиции, прокуратуры, комиссий по делам несовершеннолетних.

Во-вторых, в Республике плохо проводится информационная работа среди граждан.

Так, в сентябре 2010 года во всех субъектах России, в том числе, в Республике Башкортостан, начал работу единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Телефон создан в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На создание телефона доверия государство выделило более 10 миллионов рублей16. Звонок на номер 8-800-2000-122 бесплатный и анонимный. Удивительно, но о созданной телефонной линии доверия мало кто знает в РБ. Данную проблему отметил и Павел Астахов во время своего визита в город Уфу в октябре 2010 года. По его словам, он не увидел в городе ни одного плаката с указанным выше телефонным номером. А ведь данный номер телефона должен быть вывешен везде, где только возможно.

В нашем городе мы не увидим ни одного плаката и с информацией о детском омбудсмане, как к нему обратиться, а также сведениями о том, куда ребенок может обратиться за защитой своих нарушенных прав.

В-третьих, неактивную работу по правовому просвещению детей и защите их прав ведут негосударственные организации РБ, если вообще ведут ее.

Одна из причин этого, на мой взгляд, отсутствие в них соответствующих специалистов. В основном в НПО состоят преподаватели, сотрудники подростковых клубов, студенты и молодежь, которые сами не являются юридически подкованными и просвещенными в сфере защиты прав ребенка.

В данном случае было бы замечательно, если руководство Республики разработает совместно с НПО проекты, направленные на охрану (защиту) прав детей, а также создаст отдельную структуру, занимающуюся обучением и тренингами лидеров третьего сектора в целях эффективной работы по защите прав детей.

Уверена, что результат такой совместной работы не заставит себя ждать.

В завершение настоящей статьи согласимся с Павлом Астаховым о том, что в основе всех законов, стратегий, концепций, которые создаются на федеральном или муниципальном уровнях должны лежать не только государственная политика, но и интерес конкретного человека. Любой закон должен иметь человеческое лицо. Только в этом случае наше государство действительно будет социальным17.

 

 

Список литературы:

1. Конституция Республики Башкортостан: принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 г. за N ВС-22/15 (в ред. от 28.06.2012) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан – 1994 - N 4 (22) - ст. 146.

2. Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»: принят Верховным Советом Республики Башкортостан 05.11.1993 за N ВС-21/19 (ред. от 29.04.2010) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан – 1994 - N 2(20)- ст. 75.

3. Закон Республики Башкортостан «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»: принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 24.02.1998, N 151-з (с последними изменениями от 29 декабря 2007 г.) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан – 1998 - № 13 (79) - ст. 778.

4. Закон Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года N 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» / Правовой справочник для работников органов опеки и попечительства. Уфа: Управление по опеке и попечительству Администрации Городского округа город Уфа. 2013, С. 66.

5. Закон Республики Башкортостан от 09.01.2002 N 292-з «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»: принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 22.11.2001 (ред. от 22.04.2013) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан- 2002- N 4(142)- ст. 204.

6. Закон Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан»: принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 06.07.2006, N 342-з (ред. от 03.07.2012) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан - 01.09.2006- N 17(239)- ст. 1051.

7. Доклад Уполномоченного по права ребенка РБ О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в РБ в 2012 г.– Уфа: Уполномоченный по права ребенка РБ, 2013. – С. 27.

8. Право ребенка на семью должно быть обеспечено государством // The Daily News Ufa, №40 (72) 12 ноября 2012 г. С. 3

9. Ивлева Т.В. Баева Р.Р. Защита семьи, материнства и детства в России. / Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 26-27.

10. Приложение к Докладу «О положении детей в Российской Федерации» 2012 г. – М.: Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, 2013. – С. 13-15.

11. Волкова Е.Д. Детский дом должен быть «домашним» // Молодежная газета. - 2010 г. - №2 (33). – С. 10.

Статья публикуется впервые.

03.10.2013

Ivleva T. V. PROTECTION OF CHILDHOOD IN REPUBLIC BASHKORTOSTAN

The article describes the characteristics of children’s protection in the Republic of Bashkortostan: the local legal base, institutions and officials involved in the sphere of children’s protection, communication and interaction between them, as well as the problems of the region. In the end of the article the author gives recommendations how to improve the mechanism of children’s protection in Region.

Key words: childhood, children, child, child protection, ombudsman, child commissioner, commission on minors, non-governmental organization, court

Ивлева Татьяна Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений, Институт права БашГУ,

Домашний адрес:

тел.

E-mail:


1 Закон Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 года N 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» / Правовой справочник для работников органов опеки и попечительства. Уфа: Управление по опеке и попечительству Администрации Городского округа город Уфа. 2013, С. 66.

2 Там же. С. 66.

3 Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»: принят Верховным Советом Республики Башкортостан 05.11.1993 за N ВС-21/19 (ред. от 29.04.2010) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан – 1994 - N 2(20)- ст. 75.

4 Закон Республики Башкортостан «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»: принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 24.02.1998, N 151-з (с последними изменениями от 29 декабря 2007 г.) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан – 1998 - № 13 (79) - ст. 778.

5 Закон Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан»: принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 06.07.2006, N 342-з (ред. от 03.07.2012) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан - 01.09.2006- N 17(239)- ст. 1051.

6 Закон Республики Башкортостан от 09.01.2002 N 292-з «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан»: принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 22.11.2001 (ред. от 22.04.2013) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан- 2002- N 4(142)- ст. 204.

7 Конституция Республики Башкортостан: принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 г. за N ВС-22/15 (в ред. от 28.06.2012) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан – 1994 - N 4 (22) - ст. 146.

8 Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан провела проверку условий проживания детей в социальном приюте Благоварского района Республики Башкортостан. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РБ. Режим доступа: https://www.gsrb.ru/ru/ombudsman_children/actions/?PAGEN_1=3 (Дата обращения 26.05.2013).

9 Доклад Уполномоченного по права ребенка РБ О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в РБ в 2012 г.– Уфа: Уполномоченный по права ребенка РБ, 2013. – С. 27.

10 Право ребенка на семью должно быть обеспечено государством // The Daily News Ufa, №40 (72) 12 ноября 2012 г. С. 3

11 Официальный сайт городского округа город Сибай РБ. Режим доступа: https://sibay-rb.ru/index.php?dn=news&to=art&id=4751 (Дата обращения 05.08.2013).

12 Ивлева Т.В., Баева Р.Р. Защита семьи, материнства и детства в России. / Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 26-27.

13 По данным Министерства молодежной политики и спорта РБ от 1 мая 2013 года.

14 Мкртчян В. За 2012 год в Башкирии выросло число преступлений против детей // ufavesti.ru: информационно-аналитическая газета. 2012. URL: https://ufavesti.ru/2900-za-2012-god-v-bashkirii-vyroslo-chislo-prestupleniy-protiv-detey.html (дата обращения: 10.04.2013)

15 Приложение к Докладу «О положении детей в Российской Федерации» 2012 г. – М.: Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, 2013. – С. 13-15.

16 Волкова Е. Д. Детский дом должен быть «домашним» // Молодежная газета. - 2010 г. - №2 (33). – С. 10.

17 Право ребенка на семью должно быть обеспечено государством // The Daily News Ufa, №40 (72) 12 ноября 2012 г. С. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: