ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия




ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫВ ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

К. А. Анциферов

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается особенности развития и формирования электронного правительства в контексте реализации государственных программ.

Abstract. The article discusses the features of the development and formation of e-government in the context of the implementation of state programs.

Ключевые слова: электронное правительство, федеральные программы, индекс развития электронного правительства.

Keywords: electronic government, e-government, federal programs, E-Government Development Index.

Мы не можем представить свою жизнь без компьютера и Интернета. И дело вовсе не в патологической зависимости, а в том, что это неотъемлемая часть структуры современного общества. Именно поэтому в отношениях между государством и гражданами мы наблюдаем динамически изменяющуюся систему – электронное правительство.

Термин «электронное правительство» (англ. electronic government, e-government) вошел в широкое употребление в России в конце 1990-х гг., как описание совокупности процессов информатизации деятельности органов государственной власти [1]. В основном выделяются два похода к определению понятия «электронное правительство», сформированных и закрепленных в специализированной учебной литературе: узкий, изучающий деятельность правительства через электронные каналы взаимодействия между уровнями правительства, бизнесом и гражданами [2]; широкий, представляющий электронное правительство как особую систему взаимодействия всех слоев населения граждан на ином уровне, который обеспечивает высокую степень общественного участия в процессах государственного управления [2].

Несмотря на наличие устоявшихся подходов, конкретное определение термина «электронное правительство» может иметь значительные различия даже внутри одного применяемого подхода. Например, Г. Л. Акопов в своём учебном пособии определяет термин как «использование информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для поддержки действий органов государственной власти» [3], т. е. место электронного правительства отмечено лишь как среды взаимодействия для целей государственной власти. В отличие от доктора политологических наук Г. Л. Акопова, юрист Д. В. Кононенко в своей статье рассматривает электронное правительство как «коммуникативную структуру, позволяющую государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий» [4]. Электронное правительство вновь понимается как некоторая цифровая среда, но в последнем определении мы видим двух равных субъектов взаимодействия в данной среде – государство и граждан.

В целом, узкий подход к понятию электронного правительства не предполагает изменение существующей структуры и передела взаимосвязей в иерархии государственного строя. Функционирование правительства остается прежним, изменяется только форма предоставления услуги. Гражданину не обязательно очное присутствие, так как услуги предоставляются дистанционно. Другими словами, согласно узкому подходу, информационные технологии используются для поддержания и в некоторых случаях ускорения работы ведомств правительства, однако роста качества процессов не наблюдается. Именно поэтому на данном этапе развития электронного правительства в РФ более актуален широкий подход.

Для широкого подхода к пониманию сущности электронного правительства стоит применить общемировые стандарты, подготовленные исследовательской компанией, специализирующейся в области информационных технологий - Garther Group. Компания предлагает увидеть в электронном правительстве на базе использования информационных и телекоммуникационных технологий «трансформацию внутренних и внешних отношений государственных организаций» с целью «оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.» [5] Еще один иностранный исследователь А. Ронки предлагает посмотреть на электронное правительство с точки зрения возможностей для граждан и бизнеса, т. к. электронное правительство предполагает «предоставление полного спектра услуг в сфере государственного управления». Очевидно, что такие перемены повлияют на демократические процессы, уровень информационного обмена и, в конечном счете – «усиление роли граждан и потребителей государственных услуг» [6].

Мы наблюдаем, что широкий подход подразумевает не только информатизацию процессов, а качественно другой уровень взаимодействия, как противовес бюрократизму и бумажному документообороту. Широкий подход предлагает рассматривать ИКТ не просто как среду взаимодействия, а возможность для общественного участия. Акцент в понимании электронного правительства сдвигается с факта внедрения средств ИКТ на повышение демократизации государственного управления, качественное изменение самого понятия государственной власти. Таким образом, на современном этапе электронное правительство является очень мощным инструментом в создании и внедрении кардинально новых моделей государственных отношений, отличающихся высокой оптимизацией не только внутриведомственного и межведомственного, а общегосударственного взаимодействия.

Федеральная целевая программа Электронная Россия (2002 - 2010 гг.), целью которой являлось повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения [7], являлась начальным этапом к формированию российского электронного правительства. На наш взгляд финансовый кризис 2008 г. отсрочил финансирование программы, что повлияло на эффективность по сравнению с другими странами.

К 2010 году в России не был достигнут необходимый уровень развития ИКТ-инфраструктуры после окончания программы «Электронная Россия». Именно поэтому основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы РФ «Информационное общество» на 2011 – 2020 гг.

В рамках этой программы уже выполнен комплекс мероприятий по формированию единой национальной инфраструктуры ИКТ. На данный момент разработаны и функционируют:

· Единый портал государственных и муниципальных услуг: gosuslugi.ru;

· Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

· Национальная платформа распределенной обработки данных;

· Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

· Информационная система головного удостоверяющего центра[8].

Все существующие сервисы электронного правительства представляют качественно новый уровень взаимодействия в существующих моделях, что относится к широкому пониманию термина. Мировым аналитическим исследованием уровня развития электронных правительств занимается Организация Объединенных Наций. Каждые 2 года составляется доклад «E-Government Survey: E-Government for the People» [9], в котором выстраивается рейтинг государств в зависимости от индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI). В показатели индекса входит: масштаб и качество онлайн услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры, человеческий капитал. В рейтинге участвует 159 стран. Лидером рейтинга 2010 - 2018гг. являлась Республика Корея, а в пятерку лидеров входили: США, Великобритания, Нидерланды. Россия в 2010 г. занимала 59 место, а в 2012 г. Россия заняла 27 место улучшив свои позиции на 32 пункта. Формирование единой системы межведомственного электронного взаимодействия и единого портала государственных услуг, вывело Россию в «десятку» лидеров по темпам развития электронного правительства. Особенно можно отметить портал правительства РФ, который связан со всеми ведомствами, а также единый портал государственных услуг, в котором объединены услуги не только федерального, но и муниципального уровня власти. Новая федеральная программа позволила расширить инфраструктуру для дальнейшего устойчивого развития.

Однако за период 2014 - 2018гг. России не удалось улучшить свои позиции в рейтинге, а в 2018 г. она упала на 32 место. Несмотря на застой в рейтинге, значение индекса развития электронного правительства возрастало. Это было связано с ростом показателей подындекса телекоммуникационной инфраструктуры ИКТ в который входило: число телефонных аппаратов на 100 человек населения, число подключенных абонентских устройств радиотелефонной связи на 100 человек населения, число абонентов беспроводного широкополосного доступа к интернету на 100 человек населения, число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек населения. 3 февраля 2014 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный Закон №9-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”», в который была включена программа предоставления равного доступа к универсальным услугам связи, подразумевающего обеспечение беспроводного и фиксированного широкополосного доступа к Интернету, в том числе в отдаленных районах Российской Федерации. Серьезное улучшение инфраструктуры ИКТ способствовало широкому распространению и увеличению количества пользователей сервисов электронного правительства

На данный момент, государственная программа «Информационное общество» находится на завершающей стадии. Возможен ли прорыв в рейтинге по значению индекса развития электронного правительства? В существующих условиях распространение мобильной связи приближается к предельному значению. Фиксированная стационарная связь ввиду эволюции ИКТ естественным путем вытесняется услугами беспроводной связи. Число пользователей интернета так же возрастает. В условиях сохранения перечисленных тенденций значение подындекса телекоммуникационной инфраструктуры ИКТ останется неизменным.

На наш взгляд, возможностью для роста в рейтинге для России остается подындекс развития человеческого капитала. Важными параметрами данного подындекса являются показатели грамотности и образования. В условиях развития ИКТ-инфраструктуры, заботой государства является повышение уровня вовлеченности старшего поколения к использованию сервисов электронного правительства. Существует проект «Азбука интернета» [10], реализуемый ПАО «Ростелеком» и Пенсионным фондом РФ, целью которого является повышение уровня компьютерной грамотности пожилых людей. Кроме того, запущен «Народный рейтинг госуслуг» для оценки качества работы сервисов. В стадии разработки находится проект «Доступный интернет», который позволит осуществлять доступ к определенным интернет ресурсам, в том числе к сервисам электронного правительства, совершенно бесплатно. Принимаемые правительством меры могут способствовать дальнейшему повышению индекса электронного правительства Российской
Федерации в общемировом рейтинге.

Очевидно, что к 2020 году Российская Федерация использует электронное правительство с технологической точки зрения в широком понимании данного понятия, включающего в себя качественную перестройку взаимоотношений граждан и государства. Возможности и перспективы развития сервисов электронного правительства очень широки, и вопрос в том, как государственная система будет их выстраивать - для выдачи электронных пропусков или для минимизации бюрократических процедур? Этот баланс между "теоретическим пониманием" и "практической реализацией" взаимоотношений между гражданами и государственной системой заслуживает качественного анализа и объяснения как для общественно-политической мыли, так и для научных теорий.

Список литературы:

1. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению; Полис, №3, 2001. С. 2;

2. Сидорова, А. А. Электронное правительство учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Юрайт. 2018. URL: https://urait.ru/bcode/414063 (дата обращения: 24.04.2020).;

3. Акопов Г. Л. Информационное право: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 343.;

4. Кононенко Д. В. Модернизация концепций электронного правительства: сравнительно-правовой анализ (РФ и США)//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013.№2(19). С. 34.;

5. Определение данное Gartner Group См. Солодов В. В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество).2006. №1. С. 51.;

6. Ронки А. Электронное правительство: эволюция или революция? Часть 1 // Информационное общество. 2012. №3. С. 11.;

7. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы) // ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/#section-targets (дата обращения: 15.04.2020 г.);

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"». URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/ (дата обращения: 18.04.2020 г.);

9. United Nations Department of Economic and Social Affairs URL: https://www.un.org/en/development/desa/publications/connecting-governments-to-citizens.html (дата обращения: 20.04.2020);

10. «Азбука интернета» URL: https://азбукаинтернета.рф/ (дата обращения: 21.04.2020);

Сведения об авторах:

Анциферов Кирилл Андреевич – магистрант 1-го года обучения исторического факультета ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф. М. Достоевского», e-mail: 1706alex1997@gmail.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: