В течение 2005 года в муниципальных образованиях должна быть проведена серьезная работа по подготовке к реформе местного самоуправления. Необходимыми предпосылками для осуществления преобразований являются:
-определение границ и статуса муниципальных образований;
-проведение предварительных расчетов доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований с учетом последних изменений в налоговом законодательстве;
-осуществление комплексной инвентаризации сети организаций культуры в муниципальном образовании, составление их полного перечня с указанием правового статуса, состава имущества, показателей деятельности и т. п;
-наделение учреждений культуры правами юридического лица, что дает ми возможность самостоятельно вести хозяйственную деятельность, иметь собственный расчетный счет, позволяющий осуществлять прямое финансирование учреждения, закрепить имущество на балансе учреждения, участвовать в заключении договоров и соглашений, претендовать на финансовую помощь из бюджета вышестоящего уровня и т.д.
-оформление прав на земельные участки, занимаемые объектами культуры, а также на имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями.
-
Меры, необходимые для осуществления преобразований.
Предусмотреть формирование в системе органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов органа исполнительной власти в области культуры, наделенного широкими полномочиями по координации и регулированию деятельности в сфере культуры и дополнительного образования в сфере культуры.
2. Подготовить и утвердить новое Положение об органе управления культуры, отражающее его современную роль и функции, в том числе решение вопросов межпоселенческого значения в области культуры.
|
3. При подготовке новых уставов муниципальных образований учитывать полномочия органов управления культурой, конкретизировать меры поддержки и создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры в данном муниципальном образовании.
Принять нормативные правовые акты, регулирующие деятельность и определяющие статус муниципальных учреждений культуры. По возможности предусмотреть меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений культуры.
4. Осуществить выбор стратегии преобразования для муниципального района.
4.1. Передать сеть учреждений культуры и закрепленное за ними имущество, за исключением межпоселенческих библиотек, по передаточным актам на уровень поселений.
4.2. Содействовать заключению соглашений о делегировании поселениями части своих полномочий в области культуры органам местного самоуправления муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района (п. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ).
4.3. Объем передаваемых поселениями на уровень муниципального района полномочий в области культуры должен устанавливаться с учетом таких факторов, как степень отдаленности, состояние бюджета муниципального района и входящих в него поселений, их статуса (городское или сельское) и др.
5. С учетом указанных факторов орган местного самоуправления может выбрать один из ниже приведенных вариантов или их комбинацию:
|
5.1. Передать функцию предоставления услуг культуры поселениям, а на районном уровне сосредоточить координационные, информационные, аналитические, методические и т. п. функции.
5.2. Сосредоточить на районном уровне помимо этих функций функцию предоставления услуг культуры меж поселенческого характера. В рамках реализации этой функции сохранить или создать учреждения культуры районного значения (РДК, РМЦ и др.), а также различные типы объединений (ЦБС и др.).
5.3. Сосредоточить на районном уровне функции, указанные в п. 5.1, а также частично функцию предоставления услуг культуры жителям тех поселений, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить решение вопросов в области культуры, отнесенные к их компетенции.
Наиболее предпочтительными представляются второй и третий варианты, поскольку при первом варианте снижаются возможности муниципального района в проведении единой культурной политики и сохранение6 единого культурного пространства на территории района.
6. Целесообразно объединить небольшие учреждения культуры. Не имеющие прав юридического лица и наделять которые подобным статусом нецелесообразно. Это могут быть централизованные библиотечные, клубные, музейные и иные системы, имеющие статус муниципального учреждения.
Создание объединений должно сопровождаться заключением соглашений между муниципальным районом и поселением о режиме использования имущества учреждений культуры, входящих в состав объединения (централизованной системы), но расположенных на территории поселения.
7. Сокращение сети учреждений культуры может быть обусловлено только объективными причинами. Например, изменением границ или преобразованием муниципалитетов; развитием альтернативных. Более активных форм культурного обслуживания.
В целом, под оптимизацией действующей сети муниципальных учреждений культуры нужно понимать не ее механическое сокращение, а упорядочивание, приведение в соответствие с современными требованиями. Сокращение сети должно быть обусловлено исключительно объективными причинами, а при необходимости возможно и ее увеличение. Создание новых учреждений культуры.
8. Принимать и организовывать выполнение целевых программ культурного развития муниципальных образований, или предусматривать в программах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (п. 6 п. 1, ст. 17 Закона 131-ФЗ) раздел о культуре.
9. Способствовать созданию в муниципальных районах и городских округах фондов поддержки культуры (п. 1 ст. 69 Закона 131-ФЗ).