Отход от административных методов управления и переход к экономическим, расширение права трудовых коллективов, государственное стимулирование творческих инициатив и создание условий для развития различных альтернативных форм трудовой деятельности, усиление зависимости между денежными доходами трудящихся и конечными результатами труда - все это широко используется в сфере производства и служит заразительным примером для энергичного поиска новых подходов и в деятельности учреждений культуры.
Сегодня стало ясно, что складывающийся хозяйственный механизм в сфере культурного строительства не в полной мере соответствует требованиям дня и задачам общества.
О проблемах, связанных с развитием самоокупаемости и о попытках перевода на самофинансирование в сфере культуры, много толкуется и муссируется как в средствах массовой информации, так и органами, осуществляющими финансирование.
Мнения при этом самые противоречивые: от поддержки до неприятия методов хозрасчета. Одно ясно, что мы сегодня живем совершенно в другой эпохе. И при всей этой разноголосице и несовпадении мнений по обсуждаемой проблеме очевидно, что главное в этом вопросе состоит в том, что правомерность применения хозрасчета в сфере культуры мы пытаемся решить, исходя из тех представлений о нем, которые сложились и сформировались применительно к промышленному производству, т.е. дотация планово-убыточных предприятий, будь то бытовые и коммунальные предприятия или парки культуры и отдыха, театры. Именно потому-то здесь нужны свои специфические организационно-экономические принципы деятельности.
Как недостаток в планировании, безусловно, считается действующая система финансирования учреждений культуры. Она предусматривает две формы: а) ассигнования из бюджета (как правило, на зарплату и частичное хозяйственное содержание помещений); б) средства, поступающие от реализации платных услуг и других видов на платной основе (как правило, остаются в распоряжении муниципальных местных органов).
|
Поэтому часто все расчеты ведутся через централизованную бухгалтерию местных органов власти, которые осуществляют финансирование всех учреждений социальной сферы, а распорядителем кредитов является глава администрации.
При такой организации расчетов ни о какой самостоятельности в расходовании средств не может быть и речи. А это ведет к тому, что у руководителя не проявляются ни вкус к экономической работе, ни чувство ответственности за эффективное использование средств и достижения конечных результатов.
К сказанному можно добавить то, что, к сожалению, оплата труда работников культуры не зависит от конечных результатов деятельности учреждений.
А достижение результатов деятельности должно напрямую зависеть от правильно поставленных, сформулированных целей деятельности каждого учреждения. Но, к сожалению, сегодня в сфере культурного строительства отсутствует единство в подходе к формированию конечных целей с точки зрения экономики. Культучреждения по сей день ориентированы «на культурное обслуживание населения». А чтобы достичь целесообразности в деятельности учреждений культуры требуется переход к новому планированию, а именно программно-целевому.
|
Суть методики программно-целевого планирования состоит в разработке каждым учреждением программы культурного строительства, в которой увязываются социально-экономические условия среды, где они действуют: крупные социально-значимые цели, на достижение которых направлена вся деятельность: конкретные формы и методы работы, направленные на реализацию этих целей; ресурсы и затраты, необходимые для проведения предусмотренных работ; конечные результаты и финансовые итоги. При этом источником доходов считается тот, чьи интересы будут удовлетворять учреждения культуры.
Если мероприятие направлено на удовлетворение вкусовых потребностей населения – источником доходов для клуба являются платные услуги. Если мероприятие предполагается провести в целях удовлетворения социальных потребностей общества (пропагандистское, социально-полезное, воспитательное), то источником доходов должен выступить бюджет города, района, села.
Если работа планируется для удовлетворения потребностей трудового коллектива колхоза, совхоза, предприятия, учреждения и пр., то источником доходов будет являться этот коллектив.
Заканчивается работа над культурной программой учреждения составлением финансового плана – баланса доходов и расходов.
Культурные программы, сформированные по каждому учреждению культуры города или района, сводятся органом культуры в программу культурного строительства города или района.
Составными частями такой программы являются документы:
- «Социально-экономический паспорт региона»;
- «Направления деятельности учреждений культуры», определяющие содержательную часть видов работы;
|
- «Сводный баланс доходов и расходов по учреждениям культуры»
- «План развития учреждений культуры»
Восходящий поток планов позволяет точно определить тот конечный результат, к которому относится сфера культурного строительства, а также соотношение доходов и расходов, которое понесет общество в том случае, если все намеченное будет принято к реализации.
Такой принцип формирования плана дает возможность определять финансирование культурного строительства под конкретную цель. Характерным признаком программно-целевого планирования является то, что каждому виду деятельности дается точная денежная оценка, а это дает возможность их базировать на использование принципов хозрасчета. Сразу же нужно оговориться, что принципиальная направленность деятельности в сфере культурно-досуговых учреждений и в культурном строительстве вообще, хозрасчет здесь несет иную смысловую значимость по сравнению с другими отраслями. В нашем случае под хозрасчетными принципами понимается не стремление извлечь прибыль из своей хозяйственной деятельности, а возможность необходимого соизмерения затрат и результатов, иначе говоря, умение и желание считать деньги. Другими же обязательными элементами хозрасчета у нас является полная экономическая и юридическая самостоятельность всех учреждений культуры; расширение прав и возложение полной ответственности на них за конечные результаты деятельности.
Предлагаемые принципы хозрасчета для учреждений культуры позволяют им реализовать разработанную культурную программу; получая за это соответствующие суммы доходов: от населения - в виде оплаты за вход и других видов платных услуг; от предприятий и организаций, колхозов и совхозов – в виде оплаты социально-творческих заказов за содержание культурных программ. И, наконец, из бюджета – в форме оплаты за ту общественно-значимую содержательность, которая вложена учреждением культуры в каждое мероприятие, предусмотренное культурной программой.
Объем платежа из бюджета определен заранее в период подготовки и согласования культурных программ, поэтому не будет произвольным, а в роли заказчика выступает орган культуры от имени администрации города или района.
Принципиально важно здесь то, что средства из бюджета и других заказчиков культурной программы (кроме платных услуг населению) учреждения культуры получают до или в ходе реализации программ под заключенный договор с заказчиком. Рассмотрим методику расчета штатов досугового учреждения клубного типа.
Примерный