Учение о Богопознании великих Каппадокийцев




Сыктывкарское Духовное училище

 

 

Реферат

 

 

по (предмету) _«Догматическое богословие »_

 

Тема: _«Евномианская доктрина и святоотеческое учение о Богопознании »_

 

Выполнил студент _II_ курса: Оксузьян Денис Владимирович__

 

Преподаватель: __ Феодорив Георгий, протоиерей_________

 

 

Сыктывкар _2_0_1_2_ год.

 

 

«О Бог мой, Который есть Бесконечность, к Тебе может приближаться лишь тот, кто знает, что Ты непостижим»

Н и к о л а й К у з а н с к и й

 

Споры о характере и границах Богопознания в IV веке

Впервые в христианском богословии вопрос о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитарных споров IV столетия.

В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с проповедью "аномейства" (аномейство буквально означает "неподобничество"). Аномеи были крайними арианами, отрицавшими не только православное учение о единосущии Отца и Сына, но даже умеренное, компромиссное между православием и арианством учение о подобии Сына Отцу: «природа Сына, как твари, иная, чем Отца, Он ни в чём не подобен Отцу» [4, с. 83].

Затем Аэций перебрался в Антиохию, где и развернул свою проповедь. Аэций "был силён в искусстве умозаключений и опытен в словопрении", - такая характеристика становится известной нам благодаря записям церковного историка Созомена. "С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составлять определения о Боге посредством геометрических фигур", - подобный штрих к портрету антиохийского диакона прибавил святитель Епифаний Кипрский.

Догматика превращалась для Аэция в некую игру и диалектику понятий, и он, в своём тщеславии доходил до того, что утверждал, что "знает Бога так хорошо, как не знает самого себя".

 

Евномианская доктрина

 

У Аэция были ученики, среди которых был некто Евномий, родом каппадокиец, занимавший епископскую кафедру в Кизике. Именно Евномий придал диалектике Аэция логическую стройность и законченность.

Он утверждал, что "истинная цель человека и единственное содержание веры... заключается в познании Бога, и притом чисто теоретическом".

В контексте тринитарных споров конца IV века был поставлен очень важный и принципиальный для богословия вопрос: "Как вообще возможно богопознание?"

Для православных ответить на этот вопрос не составляло большой трудности, так как православная теория богопознания обоснована идеей единосущия, вспомним слова апостола Филиппа на Тайной вечери: "Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас". И Господь ему отвечает: "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне?" (Ин. 14, 8-10).

Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына.

Естественно, что аномеи, бывшие крайними арианами, не могли принять такой гносеологии, и вынуждены были создавать собственную теорию познания. За детальную разработку этой арианской теории познания и принялся Евномий.

Теория Евномия получила наименование "теории имён". Он утверждал, что все понятия, которыми пользуются люди, можно разделить на два класса. Первые — это понятия, именованные людьми или понятия "по примышлению". С точки зрения Евномия эти понятия суть некие логические фикции, которые только условно указывают на вещи, по существу это некие клички вещей, которые ничего не говорят о природе предметов и никакого объективного знания не содержат.

Этим логическим фикциям Евномий противопоставляет "предметные" имена. Эти имена указывают на самую сущность вещи. Они неразрывно с вещами связаны и являются как бы энергиями вещей. В этих именах открывается премудрость Божия, соответственно и приращенны приспособленные к каждому сотворенному предмету названия. Именно эти предметные или софийные имена разложимы в понятия и признаки, они и дают нам объективное знание о мире.

Вот учение Евномия в изложении русского философа Л.П. Карсавина: "Бог... проявляет Себя в этом мире плодами Своей деятельности, свидетельствующими о Нём... Бог создал и отношение, и действие и соответствие вещей друг другу; Он согласовал название (имя) с каждой из именуемых вещей сообразно с законами их", то есть, с их сущностью. Таким образом, основные понятия, аристотелевы категории, "имена" нам даны; и состоящее из понятий наше знание, - не измышление наше, но знание по происхождению своему откровенное. Когда, например, Бог повелел возникнуть из ничего земле, он произнёс имя – “земля”, и земля появилась как осуществление этого имени. Его же насадил Бог и в нашу душу. Следовательно, исходя из имён или понятий, можно построить логически выражаемую систему и добиться полной ясности".

Иначе говоря, теория имён предполагает изначальное согласование, Богом установленное, между миром вещей и структурой человеческого познающего разума. Все вещи творятся в соответствии с определёнными категориями, и эти же категории являются врожденными человеческому уму. Цель познания состоит только в том, чтобы установить соответствие между понятиями объективного мира и человеческим умом.

Естественно, что Евномий на этом не останавливается, поскольку споры о способах и границах познания в IV веке были, прежде всего, связаны с вопросом о богопознании.

Наряду с именами чувственных вещей имеются также имена вещей умопостигаемых, тоже заключающих в себе самое точное воспроизведение именуемого. В частности, имеются имена Божии, а если это так, то можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя.

По Евнонию цель человека как субъекта познания, состоит в том, чтобы из всего множества Божественных имён найти такое имя, которое в наибольшей бы степени соответствовало природе Божества. Повторяя своего учителя Аэция, Евномий говорит, что таким именем, которое применимо только к Богу и неприменимо к твари является имя "нерождённый". Именно это слово является наиболее полным выражением Божественной сущности.

Учение о Богопознании великих Каппадокийцев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: