ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мозголина Елена Николаевна,
Магистрант, 4 СДОм-03-11 зп
Научный руководитель
Поникарова Валентина Николаевна
кандидат психологических наук,
доцент, доцент кафедры Дефо
Исследованию процесса формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посвящено много работ разных авторов (У.В. Ульенкова., Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А. Никашина).
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают высокий уровень интеллектуального развития ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому в дошкольном возрасте формированию мыслительных операций должно отводиться важное место. Особенно это актуально в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
В настоящее время, как показывают опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них отклонения и особенности развития, и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.
В связи с этим, перед нами встала проблема: создание каких условий, использование каких методов и форм деятельности наилучшим образом будет способствовать формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Исходя из проблемы, нами была сформулирована цель нашего исследования: выявить особенности интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и рассмотреть педагогические условия, способствующие повышению качества формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования является интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования составляют педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Мы предполагаем, что педагогическими условиями, которые позволят сформировать необходимый и достаточный уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, являются:
– наличие психологической комфортности детей в образовательной среде и их адекватной самореализации, которые основываются на ощущениях эмоциональной безопасности и положительном эмоциональном фоне педагогического процесса в целом;
– конструктивное педагогическое взаимодействие по линии «взрослый-ребенок». Педагогическое взаимодействие — наиболее значимая составляющая и один из ведущих факторов личностного саморазвития. Важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия является возможность производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере;
– индивидуально-дифференцированный подход, который предполагает всестороннее изучение и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами была разработана диагностическая программа, которая направлена на изучение интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Диагностическая программа включает следующие блоки:
– непосредственное изучение интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (лист наблюдения (по О.Н. Истратовой); изучение мотивов учения (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной); экспертная оценка компонентов интеллектуальной готовности к школьному обучению и др.);
– изучение готовности педагогов ДОО к формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (анкетирование педагогов с целью выявления проблемного поля в области формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (разработано автором);
– изучение материально-технической и учебно-развивающей среды ДОО к формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития анализ доступности среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» (по Г.В. Яковлевой); развивающая предметно-пространственная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (по Е.Г. Карасевой, Л.М. Тонконогу) и др.);
– изучение готовности родителей к сотрудничеству в области формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (анкета для родителей (по О.Н. Истратовой), проективные методики и др.).
Для обобщенной оценки нами используются следующие критерии: оптимальный, достаточный, недостаточный уровень сформированности изучаемого качества.
Так, оптимальный уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению означает сформированность готовности с точки зрения мотивации познавательной деятельности, наличие необходимых и достаточных знаний, сформированность операционального компонента учебной и познавательной деятельности, положительного отношения к ситуации обучения.
Оптимальный уровень готовности педагогов ДОО к формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР означает осознание ценности познавательной деятельности ребенка; умение отбирать и использовать разнообразные методы и приемы, увеличивающие эффективность интеллектуальной деятельности детей с ЗПР; применение действенных и результативных паттернов собственного поведения, позволяющих продуктивно разрешать проблемные ситуации; высокая фрустрационная толерантность и т.д.
Оптимальный уровень материально-технической и учебно-развивающей среды ДОО означает создание наилучших условий, которые адаптируют образовательную среду к индивидуальным особенностям ребенка, предполагают доступность образования для всех категорий детей, в полной мере используют образовательный ресурс образовательной деятельности.
Оптимальный уровень готовности родителей к сотрудничеству в области формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР предполагает наличие полноценного взаимодействия между коллективом ДОО и родительской общественностью, а также максимальное использование потенциала семейного воспитания.
Выделенные нами педагогические условия будут способствовать успешному формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с ЗПР.