Этапы построения симметричного гипсового орнамента




Класс (5 лет обучения) РИСУНОК

3.1. Тема. Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок 9часов

4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.

Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Формат А-3. Материал – графитный карандаш.

 

Этапы построения симметричного гипсового орнамента

«Трилистник»

На первом этапе необходимо выделить характерные особенности пропорций и объёма орнамента «Трилистник» (рис.1).

Рисунок 1. Орнамент «Трилистник»

Для точности передачи этих особенностей в последующем процессе построения орнамента в угловой перспективе нужно выполнить небольшие вспомогательные рисунки (схемы фронтального положения и вида сбоку). На рисунке 2 отображено расположение основных точек орнамента относительно геометрической середины прямоугольной плиты, её диагональных и осевых линий. Следует отметить, что ширина плиты орнамента во фронтальном положении составляет примерно три четверти её высоты. Силуэт Трилистника вписывается в пятиугольник. Также на рисунке 2 изображена высота рельефа, которая постепенно уменьшается к нижней границе орнамента. Данные вспомогательные рисунки можно расположить в верхней части формата.

Рисунок 2. Фронтальное положение и вид сбоку

 

После выбора нужного ракурса, который не должен быть приближен к фронтальному положению, необходимо определиться с композиционным расположением Трилистника на картинной плоскости. Масштаб изображения должен соответствовать размеру листа. Орнамент может быть крупным, но не больше реального размера изображаемого объекта. Работу нужно начать с построения основы орнамента - прямоугольной плиты, внимательно определяя её основные габариты с учётом перспективы (рис.3).

Рисунок 3. Построение прямоугольной плиты в перспективе

Далее, с помощью диагоналей нужно определить центр плиты (рис.4).

Рисунок 4. Построение диагоналей и осевых плиты

Лёгкими линиями наметить пятиугольник, в который вписывается основной силуэт орнамента, обратить внимание на перспективное расположение парных точек (рис.5).

Рисунок 5. Перспективное положение парных точек

Далее необходимо показать толщину рельефа. Толщину намечаем, начиная от вершины центрального лепестка постепенно уменьшая её к нижней границе орнамента (рис.6).

Рисунок 6. Построение толщины рельефа вдоль центральной осевой

Далее определяем толщину в остальных точках пятиугольника, используя среднюю линию (рис.7).

Рисунок 7. Построение толщины пятиугольника

 

Следующим шагом будет определение ширины центрального лепестка (рис.8) и боковых лепестков.

Рисунок 8. Построение центрального лепестка

 

С этого момента в пределах объёмного пятиугольника в перспективе необходимо находить новые парные узловые точки орнамента, такие, как точки прикрепления боковых лепестков к центральному лепестку (рис.9), парные точки нижней части орнамента и т.д.

Рисунок 9. Построение узловых парных точек орнамента

 

Далее нужно наметить характерные углубления на лепестках, для их построения также используются парные точки с учётом глубины рельефа.

Последним этапом построения будет уточнение деталей, а также рисование тонкой окантовки по силуэту Трилистника, обращая внимание на изменение её ширины с учётом перспективы (рис.10). Также нужно уточнить размер видимых боковых поверхностей Трилистника, учитывая, что «крепится» орнамент к плите не везде под прямым углом. В завершении работы нужно выполнить лёгкую тональную проработку штрихом, оставляя при этом линию, как основное средство выразительности в данной работе.

Рисунок 10. Завершающий этап построения

 

Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.

 

Пример

 

 

ЖИВОПИСЬ

Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения.Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2. 12часов

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.

Пример

 


 

 

 

СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИ

Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) 34часа

3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику.

Цель: изучение возможностей создания композиции способа совмещение разновременных событий; совмещение переднего и дальнего планов (наплывы); сочетание разнонаправленного движения; совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание). Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения. Предлагаемое аудиторное задание:1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении. 2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции. 3. Исполнение мини-серии в материале.

Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем.

Примеры

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: