Глоссарий по дисциплине (знание основных терминов дисциплины) «Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии»




Алалия – отсутствие речи вследствие нарушения ее развития или органического поражения. Антропоцентрический – основанный на признании необходимости исходить при описании языковых структур из примата человека, его сознания и деятельности.

Ассоциативные поля – поля, исследуемые в рамках психолингвистики и психологии, для которых характерно объединение вокруг слова-стимула определенных групп слов-ассоциатов; последние, несмотря на их варьирующийся состав у разных информантов, обнаруживают значительную степень общности (однородности). Слова одного ассоциативного поля часто характеризуются семантической близостью.

Афазия – системное нарушение речи, являющееся нарушением уже сформировавшейся речи, вызванное поражением определенных зон коры головного мозга. Различается шесть видов афазий: эфферентная моторная, динамическая, афферентная моторная, акустико-гностическая сенсорная, акустико-мнемическая сенсорная, семантическая.

Бихевиоризм (в языкознании) – система взглядов на сущность и функции языка, восходящая к одному из направлений в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды (непосредственных или опосредованных) и отрицание сознания как предмета психологического исследования.

Брадилалия – патологическое замедление темпа речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса.

Внутренняя речь (термин Л.С. Выготского) – внутренняя программа высказывания, не реализуемая в звучащей речи. По Л.С. Выготскому – один из этапов планирования речевого высказывания. Термин также используется для обозначения «внутреннего проговаривания» - артикуляторных движений, не сопровождаемых звуком и выполняющих функции планирования и контроля. Восприятие речи – процесс переработки речевого сигнала, включающей первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляторного) образа услышанного сигнала. Высказывание – единица речевого общения.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению: произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление – полностью отсутствуют у животных. Первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже как внутренний процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние психические называется интериоризацией.

Гендер – различные значения, импликации, модели, которые общество приписывает естественному полу. Генеративная лингвистика – одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Н.Хомского в 50-60-х гг. 20 в. и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для Г.Л. типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики, иногда сокращенно называемые трансформационными грамматиками или порождающими грамматиками. Глубинная структура – в теории трансформационных порождающих грамматик способ представления (абстрактного описания устройства) предложения. Г.С. позволяет отразить смысловую близость ряда предложений, которые содержат одни и те же лексические единицы и отличаются друг от друга только некоторыми грамматическими значениями.

Дейксис – указание как значение или функция языковой единицы, выражаемое лексическими и грамматическими средствами. Д. служит для актуализации компонентов ситуации речи и компонентов денотативного содержания высказывания. Сфера Д. включает: указание на участников речевого акта (ролевой Д.) – говорящего и адресата, выражается различными видами местоимений; указание на предмет речи (местоимения 3- го лица); указание на степень отдаленности объекта высказывания (указательные местоимения и частицы «тот» - «этот», «вот» - «вон» и под.) и др.

Денотат – обозначаемый предмет.

Детская речь – особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8-9 лет) возраста. В психолингвистике Д.Р. рассматривается как речевая деятельность, которой свойственно употребление специфических средств для речевого общения. Особенности языковых средств детской речи: детерминизм формы языковых знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения.

Дефекты речи – расстройства речи. Различают дефекты речи, связанные с голосообразованием (алалия, дисфония, ринолалия), нарушением темпоритмической организации высказываний (заикание, брадилалия, тахилалия), нарушением звукопроизносительной организации (дизартрия, дислалия). К нарушениям слуха относится тугоухость. Среди наврушений письменной речи отмечают дислексию и дисграфию.

Диглоссия – одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, применяемых в разных функциональных сферах.

Дизартрия – расстройство артикуляции, нечленораздельная речь.

Дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв. Дисграфия – нарушение способности правильно писать. Дисфония (или афония) – отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шепотной речи.

Жестов языки – коммуникативные системы, план выражения которых строится не на акустической, как в звуковых языках, а на кинетической (жестикуляторно-мимической) основе.

Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической организации речи, обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах – заикание развития и реактивное заикание. Имплицитный – неявно выраженный, косвенно следующий из сказанного эксплицитно.

Интериориза́ция (фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Кинесика – совокупность кинем – значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов.

Коннотация – эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы. Языковые единицы, совпадающие по своему денотативному (предметно- понятийному) содержанию, могут различаться коннотациями (ср., например, денотативно синонимичные существительные лик, лицо, физиономия, морда). Креолизованные тексты (КТ) – это тексты, фактура которых состоит из двух негемогенных частей: вербальной (языковой/ речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Примерами КТ могут служить кинотексты, тексты радиовещания и телевидения, средств наглядной агитации и пропаганды, плакатов (ориентированных на аудиторию – от узкопрофессиональной до широкой), рекламные тексты. Лакуны – белые пятна в чужой соматологической карте, соизмеряемой со своей (Ю.А. Сорокин). Шире: отсутствие единицы в одном языке при ее наличии в другом. Лексикон – лексический состав языка, структурированный набор лексем, а также устойчивых выражений, обладающих собственным лексическим значением (например, железная дорога). В психолингвистике – набор единиц, репрезентированных в индивидуальной языковой системе человека. Лингвокультурология – дисциплина, изучающая проявление, отражение и фиксацию культуры в языке и дискурсе.

Модель – это конструирование объекта по существенным признакам.

Онтогенез языковой способности – это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, процесса поэтапно развивающегося; с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребёнка. И то, что действительно развивается в процессе развития детской речи – это не язык (в традиционном понимании или в понимании генеративной теории), а характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребёнка языковых средств и характера функционирования этих средств, то есть способ использования языка для целей познания и общения.

Поведение – особая форма деятельности, возникающая тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (С.Л.Рубинштейн).

Речевая деятельность – специфическая форма человеческой деятельности, представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (И.А. Зимняя).

Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Речь – своеобразный, специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей, чувств, волеизъявлений посредством языка (И.А.Зимняя).

Речевое поведение - предмет лингвокультурологии, поведение, закрепленное в номинативных, грамматических и стилистических единицах. «Лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стереотипное речевое проявление», которое выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности — с другой (Н.И. Формановская).

Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сознание – специфически человеческая форма отражения действительности и высший тип психики (А.Н. Леонтьев). Социализация – процесс врастания ребенка в цивилизацию; основной процесс, в ходе которого ребенок присваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями; в процессе социализации индивид становится личностью, человеком говорящим, членом определенного национально-лингво-культурного сообщества.

Стереотип – это некое минимизированное и национально-детерминированное представление о предмете (стереотип-образ) или ситуации (стереотип-ситуация) (В.В. Красных).

Тахилалия – патологическое ускорение темпа речи. Проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы, связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

Тугоухость – нарушение слуха. Даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке речи. Если же ребенок страдает значительной потерей слуха, его речь совсем не буде развиваться.

Этнопсихолингвистика – направление, которое рассматривает речевую деятельность в преломлении национально-культурной специфики и с учетом национально-культурной составляющей дискурса, а также исследует этнопсихолингвистическую детерминированность языкового сознания и коммуникации.

Языковая игра - определенный тип речевого поведения говорящих, основанный на преднамеренном (сознательном, продуманном) нарушении системных отношений языка, т.е. на деструкции речевой нормы с целью создания неканонических языковых форм и структур, приобретающих в результате этой деструкции экспрессивное значение и способность вызывать у слушателя/читателя эстетический и, в целом, стилистический эффект.

Языковая картина мира – мир в зеркале языка; вторичный, идеальный мир в языковой плоти; совокупность знаний о митре, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике (В.В. Красных).

Языковая компетенция – это система неосознанных правил речевой деятельности, по которым реализуется «индивидуальная система языка».

Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определённой целевой направленностью (Ю.Н.Караулов). Языковое сознание – совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей (Е.Ф. Тарасов)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: