Как правило, люди приходят в концертный зал как на ярмарку тщеславия. Явно не для того, чтобы послушать музыку или услышать что-то новое. В первую очередь они хотят увидеть и услышать своих кумиров.
(Л. Десятников, композитор)
Во все времена слушатели, посещая концерты, стремились вырваться из однообразия будней, провести время с большим удовольствием и в приятном обществе. Концерт изначально был чем-то необычным - и при этом не особенно обременительным; как и всякое утончённое наслаждение, он не требовал чрезмерного напряжения ума.
Немаловажной причиной посещения концерта была также притягательность исполнителя. Публика ходила послушать мировую знаменитость: певца, скрипача, актёра и т. д. Для публики важным было всё - от артистических данных исполнителя до его манеры держать себя и со вкусом одеваться.
Влияние личности артиста стало темой множества художественных произведений различных жанров - от прозы и поэзии до драматургии.
Вот как описывает намерение героев посетить оперу английский писатель XIX века Оскар Уайльд в своём романе «Портрет Дориана Грея».
- Лучше я приеду прямо в оперу, Гарри. Я так устал, что мне не хочется есть. Какой номер ложи вашей сестры?
- Кажется, двадцать семь. Она в бельэтаже, и на дверях вы прочтёте фамилию сестры. Но очень жаль, Дориан, что вы не хотите со мной пообедать.
- Право, я не в силах, - сказал Дориан устало. - Я вам очень, очень признателен, Гарри, за всё, что вы сказали. Знаю, что у меня нет друга вернее. Никто не понимает меня так, как вы.
- И это ещё только начало нашей дружбы, - подхватил лорд Генри, пожимая ему руку. - До свиданья. Надеюсь увидеть вас не позднее половины десятого. Помните: поёт Патти.
|
Исполнителями-знаменитостями были в своё время самые разные музыканты. Известно немало фактов такого рода. Вот лишь некоторые из них.
Например, большой популярностью у публики пользовались выступления юного Моцарта: к вундеркиндам в Европе XVIIIXIX веков вообще относились с большим интересом. До сих пор ходят легенды об исполнительской славе скрипача-виртуоза Никколо Паганини, чьи поклонники старались не пропустить ни одного концерта своего кумира. Многие меломаны и сейчас помнят, как трудно было попасть на концерт пианиста Святослава Рихтера. Примеры можно продолжать и дальше.
Афиши часто зазывали публику именно на исполнителя, передки были призывы: «Спешите видеть! Только один раз!» и т. д. Думается, что эту особенность концерт унаследовал от своего предшественника - драматического театра, посещение которого также не в последнюю очередь зависело от состава артистической труппы и её ведущих актёров.
Традиция «ходить на исполнителя» не только дожила до наших дней, но даже укрепилась. Это находит отражение в составлении анонсов и рекламных текстов, а также в особенностях стилистики афиш. На первом месте чаще всего указываются исполнители - дирижёры, солисты, оркестр и лишь затем - фамилия композитора. Соответственно сегодня объявления о концертах чаще всего выглядят так (иллюстрация современной афиши представлена справа).
Как видим, имя исполнителя традиционно занимает более высокую позицию, чем имя композитора, произведения которого предполагается исполнить на концерте. Сами же произведения, как нетрудно заметить, указываются далеко не всегда. Иногда программу концерта слушатель узнаёт, только придя в концертный зал.
|
Послушайте запись с концерта одного из наиболее востребованных современных исполнителей - певца Дмитрия Хворостовского: исполнение песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Как молоды мы были».
Эта песня, написанная более тридцати лет назад, хорошо известна слушателям. Д. Хворостовский предлагает собственную трактовку произведения, превращая его в песню-размышление об ушедшей молодости и вечных идеалах, сохранённых человеком, несмотря на пройденный долгий путь. Примечательна реакция слушателей, приветствующих не только любимую песню, но даже более - любимого исполнителя, ради которого они пришли на концерт.
Ещё более важным является имя музыканта или название творческого коллектива исполнителей, когда речь идёт о концерте рок-группы или другого вида неакадемической музыки. Здесь репертуар, учитывая нередкое совмещение автора и исполнителя в одном лице, вообще объявляется далеко не всегда, за исключением случаев, когда происходит презентация нового альбома.
Послушайте концертную запись выступления фолк-метал-группы из Швейцарии «Eluveitie» (песня «Helvetios» - «Гельветы»). На фоне музыки отчётливо слышны восторженные крики слушателей, приветствующих буквально каждый шаг музыкантов: их выход на сцену, первые такты инструментального сопровождения, начало пения и т. д. Таковы «правила игры» современной концертной жизни.
Наиболее очевидным «Культ исполнителя» является в тех случаях, когда информация о композиторе вообще отсутствует. Это характерно для большинства музыкальных теле- и радиоканалов, но встречается также и в рамках обычных сборных концертов, где каждый номер предваряется фразой «Выступает...». Как правило, в этих случаях имена авторов песен либо не упоминаются, либо напечатаны в программе концерта.
Таким образом, в наше время значимость фигуры исполнителя не только не утратила своего значения, но в определённом смысле даже возросла: в сознании публики он становится главным действующим лицом любого концертного мероприятия, независимо от того, сколько людей участвовало в его создании.