Ретроспектива Откровения 7




Примечания

7:1 "На четырех углах земли. " Эта фраза использовалась в древности на Ближнем Востоке с таким же смыслом как мы сегодня говорим «четыре стороны света»,[1] имея в виду глобальное значение какого-либо события. Так, Исайя описывает собирание изгнанников Израиля и тех, кто рассеян из Иудеи, от четырех концов земли (буквально с английского «от четырех углов земли» - примечание переводчика) (Ис. 11:12). Иезекииль видел, что конец приходит на четыре края земли (буквально с английского «на четыре угла земли» - примечание переводчика) (Иез. 7:2). Четыре угла земли в Откр. 7:1, очевидно, соответствуют четырем ветрам, упомянутым впоследствии.

"Четыре ветра. " Ветры в Ветхом Завете символизируют разрушительные силы, являющиеся Божьими инструментами. Ветры – это Божьи колесницы (Иер. 4:13). Бог приходит на колесницах, подобных вихрю, чтобы совершить суд (Ис. 66:15-16). Иеремия объявил о надвигающемся суде над Иерусалимом словами «жгучий ветер несется с высот пустынных» (Иер. 4:11-12; cм. также 23:19-20; 51:1-2). Буря Господня надвигалась с яростью на головы нечестивых (Иер. 23:19; 30:23). Осия говорил о ветре Господнем, поднимающемся из пустыни и иссушающем плодородие земли (Ос. 13:15). Даниил видел в видении четыре ветра небесных, боровшихся на великом море, из которого вышли четыре зверя (Дан. 7:2; cм. также 8:8; 11:4). Бог сказал Иеремии, что наведет четыре ветра Своих на Елам и развеет народ(Иер. 49:36). В Зах. 6:5-7 четыре коня представляют собою «четыре духа [ветра] небесных»; это может означать, что четыре ветра в Откр. 7:1 – это «иной способ описания четырех всадников главы 6».[2] Следующее утверждение из апокрифической книги Премудрости (или Премудрости Иисуса, сына Сирахова) проливает некоторый свет на значение ветров применительно к Божьим судам, которое бытовало у иудеев: «Есть ветры, которые созданы для отмщения и в ярости своей усиливают удары свои, во время устремления своего изливают силу и удовлетворяют ярости Сотворившего их».[3]

7:2 "От востока солнца." На древнем Ближнем Востоке этой фразой обозначали восток. В Ветхом Завете восток часто имеет отношение к Богу. Едем был на востоке (Быт. 2:8). В книге Иезекииля именно с востока слава Господня пришла в храм (Иез. 43:2). В Новом Завете восток всегда ассоциируется со Христом. Волхвы увидели звезду на востоке, возвещающую о рождении Царя (Mф. 2:2, 9). Иисус назван Востоком (Лк. 1:78) и звездой утренней (Откр. 22:16), Иисус говорил, что знамение Сына Человеческого появится на востоке (Mф. 24:27-30). Таким образом, возможно, что «иной Ангел, восходящий от востока солнца» в Откр. 7:2 послан Христом, или, что тоже весьма вероятно, это Сам Христос

7:3 "Доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. " Эта сцена взята из Иез. 9, где символическим языком нарисована картина разрушения Иерусалима перед пленением. Пророк видел в видении небесного посланника, которого он описывает как «человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца» Ему было сказано ходить по городу и отмечать чело тех, кто верен, прежде чем начнется уничтожение жителей Иерусалима. Исполнителям приговора было указано, что они не должны трогать никого, кто отмечен этим знаком. Знак на челах, отличающий верный Божий народ от неверных идолослужителей, гарантировал им защиту от грядущего суда (Иез. 9:1-11).

Основная идея, в древности передаваемая запечатлением – это идея принадлежности. Когда что-то запечатано, как например, документ, то это делалось либо для вступления в силу либо для защиты содержания (см. Примечания на Откр. 5:1). Запечатление народа в Новом Завете означает идентификацию тех, кто является Божьим верным народом. Запечатление – это то, что происходит с человеком, когда он приходит ко Христу. Запечатление Святым Духом - это отличительная черта истинного христианина, который принадлежит Богу, а так же знак уверенности в спасении. «В Нем и вы,» - объясняет Павел, - «услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его(Eф. 1:13-14; cм. далее 2 Кор. 1:21-22). «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Eф. 4:30). Истинные христиане – это те, кого Бог признает Своим народом. Павел ясно говорит об этом: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"»(2 Тим. 2:19). Таким образом, верный народ в Откровении назван «запечатленным» (9:4; 14:1; 22:4) потому, что они принадлежат Богу, как Его собственность. Печать Божья подразумевает имя Божье, написанное на челе: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1). «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4; cм. также 3:12).

Джон Паулин замечает: «Откр. 7:1-3 не содержит ясных указаний, которые бы ограничивали запечатление последним временем; этот текст лишь подчеркивает значимость запечатления в свете финальных событий».[4] Откр. 9:4 ясно подтверждает это предположение. Во время последнего кризиса мировой истории запечатление приобретет дополнительное значение защитного знака, как в видении Иезекииля, когда запечатленные имели защиту во время суда, поразившего Иерусалим (9:1-7). Следующий текст из свитков Мертвого Моря указывает на то, что некоторые группы внутри иудаизма ожидали эсхатологического повторения видения Иезекииля: «Но все оставшиеся будут преданы мечу, когда придет Мессия Аарона и Израиля, как это случилось во время первого наказания, как сказал Иезекииль: «Сделай знак на челах скорбящих и воздыхающих» (Иез. 9:4), но остальные будут преданы мечу, совершающему отмщение за нарушение завета. И таков приговор над всеми находящимися в завете, которые не держатся твердо этих законов; они осуждены на уничтожение Велиалом».[5]

Эсхатологическое запечатление, как знак защиты, параллельно знаку «на дверях домов, сделанному кровью пасхального агнца с целью защитить израильтян от язв Исхода, с которых начиналось освобождение Израиля (Исх. 12:21-23).[6] Это окончательное скрепление печатью народа Божьего дающее ему возможность выстоять на стороне Бога в последнем кризисе. Будучи запечатленным, Божий народ находится под особой защитой Духа Святого от разрушительных сил семи последних язв. Это то, что имел ввиду Иисус, когда обещал защитить Филадельфийскую церковь «от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).

Если в книге Откровение народ Божий запечатлен(Откр. 9:4; 14:1; 22:4), то о тех, кто противостоит Богу и Евангелию, сказано, что они получили начертание зверя. Как таковые, они являются собственностью зверя (13:16-17; 14:9; 16:2; 19:20; 20:4). Если печать Божья состоит из имени Божьего, написанного на челах, то начертание зверя состоит из имени зверя на челе или руке (Откр. 13:17). «Получение начертания зверя или печати Божьей, состоящих из имени зверя и имени Божьего, означает отражения характера либо сатаны, либо Бога. В Заключительном конфликте каждый человек будет отражать либо бесовский образ, либо божественный».[7]

7:4 "Я слышал число. " Эта фраза встречается здесь и еще в Откр. 9:16. Если здесь Иоанн узнает число запечатленного Божьего народа, то в 9:16 ему сказано число врагов Божьих – двести миллионов. Оба числа, конечно, следует понимать символически.

"144,000. " Это число явно получилось от умножения двенадцати на двенадцать и затем на тысячу. Двенадцать - это число колен Израиля в Ветхом Завете.; это также число, имеющее отношение к церкви, построенной на основании двенадцати апостолов (cм. Eф 2:20). В Новом Иерусалиме двенадцать ворот названы в честь двенадцати колен, а двенадцать оснований носят имена двенадцати апостолов, этим представляя Израиль как Ветхого, так и Нового Завета. Таким образом, 144 (12 x 12) означает полноту Израиля, так сказать, общность народа Божьего как Ветхого, так и Нового Заветов.

Число 1000 (Евр. 'eleph) может иметь различные значения в Ветхом Завете. Это может быть буквальное количество, равное тысяче. Но оно так же может означать подразделения в коленах (Числ. 31:5; Ис. Нав. 22:14,21; 1 Цар. 10:19; 23:23; Мих. 5:2) или военное подразделение, состоящее из 1000 воинов. Израильский народ был административно поделен на колена. Во время войны, однако, его армия состояла из подразделений – тысяч, которые еще дальше делились (Чис. 1:16; 10:4; 31:4-6; 1 Цар. 8:12; 18:13; cр. Исх. 18:21,25; 1 Цар. 22:7). Тысяча была основной военной единицей древнего Израиля. Фраза «тысячи Израилевы» использовалась как синоним слова «армия» и имела то же значение, что и «полки Израилевы».[8] 144.000 запечатленных состоят из 144 военных единиц, по двенадцать от каждого колена, представляя полноту Израиля, состоящего из двенадцати колен.[9] Иоанн использует образ битвы, описывая «церковь в аспекте земной борьбы, «воинствующую церковь»».[10] Так как 144.000 должны пройти через период великого испытания, то понимание запечатленных святых из главы 7 в качестве войска, организованного по принципу древнего Израиля является вполне естественным.

"Из всех колен сынов Израилевых. " Одни понимают так, что здесь имеется в виду буквальный Израиль. Другие утверждают, что Израиль здесь символизирует церковь, духовный Израиль. Проблема первого толкования состоит в том, что двенадцати колен больше не существует. Северное Израильское царство, состоявшее из десяти колен, исчезло при завоевании его Ассирийцами в восьмом веке до н.э. (4 Цар. 17:5-23). Большая часть народа, принадлежавшего к десяти коленам, была уведена из Палестины и рассеялась между народами Ближнего Востока. В ходе истории колена ассимилировались с этими народами(cм. 4 Цар. 17:24-41) или примешались друг с другом. Таким образом, поскольку во время Иоанна существовало только два колена, двенадцать же колен больше не отражали «историческую действительность, а были лишь теологической реалией».[11]

Более того, список двенадцати колен, приведенный в Откровении 7, отличается от любого списка из Ветхого Завета:

 

Откровение 7 Бытие 49 Числа 1:5-15 Иезекииль 48
Иуда Рувим Рувим Дан
Рувим Симеон Симеон Ассир
Гад Левий Иуда Неффалим
Асир Иуда Иссахар Манассия
Неффалим Завулон Завулон Ефрем
Манассия Иссахар Ефрем Рувим
Симеон Дан Манассия Иуда
Левий Гад Вениамин Вениамин
Иссахар Асир Дан Симеон
Завулон Неффалим Асир Иссахар
Иосиф Иосиф Гад Завулон
Вениамин Вениамин Неффалим Гад

В списках есть различие по порядку колен – Иуда идет первым в место Рувима, старшего сына Иакова. Как пишет Дуглас Эзелл: «Иуда никогда не перечисляется первым в любом списке колен в Ветхом Завете (Быт. 49, Иез. 48). Такое перемещение легко объясняется, если вспомнить тот факт, что Агнец, Мессия, произошел от колена Иудина(Откр. 5:5-6). Он находится во главе этого расширенного списка народа Божьего».[12]

Дан и Ефрем отсутствуют, колена Иосифа и Левия включены, не смотря на то, что Ветхий Завет не упоминает колена Иосифа. На самом деле, Иосиф будучи любимым сыном Иакова, получил двойную долю – двое его сыновей, Манассия и Ефрем, стали родоначальниками колен. В действительности в Израиле было, скорее, тринадцать колен, чем двенадцать. Тринадцатым коленом было колено Левия, колено священников, которое не получило наследия. Колена Дана и Ефрема в Ветхом Завете представлены как колена- отступники. В обращении к сыновьям перед своей смертью Иаков говорит о Дане, что он «будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:17). В эпоху судей в Израильской истории Дан сделал себе истукана(Суд. 18:27-31). Во время разделенного царства Дан стал одним из центров идолослужения, которое конкурировало с поклонением в Иерусалимском храме. (3 Цар. 12:29-30; 4 Цар. 10:29). Интересные слова сказаны о Дане в книге Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем». (Иер. 8:16). Эти тесты позже интерпретировались Иудейскими раввинами, как указание на то, что Антихрист придет из колена Данова.

Подобным образом Ефрем стал для пророков символом отступления и идолопоклонства Израиля (Ос. 4:17; 8:9-11; 12:1; cр. 2 Пар. 30:1, 10). Псалмопевец так описывает Ефрема: «Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его» (Пс. 77:9-10). Во время пророка Исайи Ефрем объединился с Сирией против Иудеи (Ис. 7:2-9), встав, таким образом, на сторону врагов народа Божьего. Вероятнее всего, из-за традиции, Иоанн исключил Дана наряду с Ефремом из списка колен и включил Левия, который не исчислялся среди двенадцати колен в Ветхом Завете. Кажется ясным, таким образом, что Иоанн имеет в виду церковь, а не буквальный Израиль. В Новом Завете христианская церковь – это новый, истинный Израиль Божий (cм. Рим. 2:28-29; 9:6-8; Гал. 3:29; 6:16; Иак. 1:1), она преемница всех преимуществ и обетований, ранее данных Ветхозаветному Израилю

 

 

Толкование

7:1 Далее в видении Иоанн видит четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли. Это «удерживание» четырьмя ангелами может служить контрастом «вызыванию» четырех всадников в главе 6. Тот факт, что четверо животных вызывают четырех коней, предполагает, что четыре ангела, держащие четыре ветра, могут быть этими четырьмя животными, так как животные, как мы увидели ранее, это возвышенные ангелы (Откр. 4:6-7).

Это, конечно же, Божьи ангелы, посланные удерживать разрушительные силы, которых символизируют четыре ветра, от уничтожения земли, моря и всякого дерева. Земля и море означают универсальность. В главе 10 мы видим сильного ангела, стоящего на море и на земле (10:5). Горе земле и морю, потому что к ним сошел сатана (12:12). Бог является творцом неба, земли и моря (14:7). В главе 7 земля и море, очевидно, имеют негативный символизм. Особенно интересно, что земля и море, это те места, откуда появляются два зверя Откровения 13. Деревья здесь символизируют жизнь на земле. Таким образом, мы видим в этом стихе надвигающиеся катастрофы последнего времени, которые обрушатся на землю, они имеют всеобщий характер


7:2-3 Дальше Иоанн видит иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. Этот Ангел, идущий с востока, все держит под полным контролем. Где бы ни встречалось понятие «востока» в Новом Завете, оно всегда связано со Христом. Тот факт, что этот Ангел командует четырьмя ангелами высшего порядка, предположительно, херувимами, говорит о том, что Он – вождь воинства небесного; в книге Откровение вождем небесных ангелов является Михаил (12:7), а Михаил - это, конечно, Христос. Без сомнения, в появлении этого Ангела мы видим присутствие Самого Иисуса.

Этот Ангел повелевает четырем возвышенным ангелам, не отпускать разрушительные силы доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. Несколько моментов можно отметить здесь. Прежде всего, Христос представлен как Тот, кто всецело контролирует время последних событий. Он не позволит заключительным событиям начаться раньше, чем народ Божий будет запечатлен.

Второе, до наступления великой скорби последнего времени верный народ Божий получит печать на чело, чтобы иметь защиту. Первостепенная цель запечатления народа Божьего состоит в том, чтобы дать им уверенность в спасении. Принимая Христа и повинуясь Ему, человек получает печать того, что им владеет Бог и запечатлевается Духом Святым (2 Кор. 1:21-22; Eф. 1:13-14; 4:30). Присутствие Духа Святого является знамением того, что он принадлежит Богу, как Его собственность. Павел так кратко суммирует запечатление «познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19). Запечатление явно соответствует омытию одежд и убелению их в крови Агнца (Откр. 7:14; 22:14). Итак, запечатление является символическим знаком, присушим настоящему, истинному христианину. Запечатление – это то, что отличает его от других. Эзелл утверждает: «Так, от дней Иоанна и до конца, запечатление Божье тех, кто принадлежит Ему, через евангельское приглашение продолжается в течении всего времени, от креста и воскресения до конца. Те, кто имеют печать Божью на челах (Откр. 7:3), смогут устоять в великий день гнева».[13]

В этом заключительном кризисе запечатление приобретет дополнительное значение и ценность: это окончательное приготовление народа Божьего к тому, чтобы стоять в Господе во время последнего кризиса. Беатрис С. Нилл замечает:

 


Печать Божья ставится для защиты святых от бесовских сил, которые так мучают человека, что он хочет лучше умереть, чем жить (Откр. 9:4-6). Святые также защищены от семи последних язв, которые падут только на тех, кто поклоняется зверю (16:2). Печать, таким образом, предохраняет святых от поражения врагом и от судов Божьих. Она не защищает их от ярости зверя (13:15,17). Подобно этому, начертание зверя защищает его последователей от преследования зверем, но не от гнева Божьего (14:9-11).[14]

В том же самом русле идут объяснения Ганса К. Ларонделла

Божьи слуги уже запечатлены духовно Святым Духом при крещении во Христа, таким образом, они находятся «во Христе». Но только после того, как слуги Божьи последнего времени будут испытаны в отношении начертания зверя и покажут себя верными до смерти, они получат от Ангела Его уникальную апокалиптическую «печать», как знак божественного одобрения и шит от сил смерти и разрушения.[15]

В виду близкого конца верный Божий остаток должен провозглашать последнюю Евангельскую весть этому миру. После этого они должны пройти через последние события мировой истории, которые названы «великой скорбью». В это время кризиса им будет необходима особая защита Духа Святого. Именно тогда они смогут увидеть исполнение обетования Христа, данного Филадельфийской церкви: «Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Так же как Израильтяне, помазав косяки дверей кровью пасхального агнца, были защищены от Египетских язв (Исх. 12:21-23), и как верные в видении Иезекииля, отмеченные печатью, имели защиту во время судов, поразивших Иерусалим (9:1-11), таким же образом Святой Дух дарует особую защиту христианам в час эсхатологического испытания.

Откровение 7 ясно показывает, что народ Божий запечатлен не для того, чтобы избежать этого часа испытания – они, явно, испытывают голод, жажду и палящий зной четвертой язвы (Откр. 7:16; cм. далее 16:8-9)– но чтобы благополучно пройти через это (cм. Откр. 7:14). Что бы не означало это запечатление, определенно, это процесс, через который должен пройти каждый христианин, и который достигает пика и обретает новую значимость непосредственно перед Вторым Пришествием. Запечатление 7-ой главы Откровения должно пониматься финальное завершение процесса запечатления на земле, когда проповедь Евангелия придет к окончанию и благодать уже станет недоступна.


Наконец, текст предполагает, что до наступления часа испытания нечестивые частично защищены наряду с праведными. Из-за того, что они преследовали верный Божий народ, нечестивые подвергаются судам в течение семи труб и это предзнаменование окончательного уничтожения. Предварительные суды семи труб, однако, являются частичными и незавершенными. Но когда придет час великого испытания и народ Божий будет полностью запечатлен и признан Его народом, и поэтому защищен, удерживающие ангелы отпустят разрушительные силы последних язв (Откр. 16). Тогда нечестивые испытают полную силу, свирепость и универсальный характер заключительных бедствий, которые поразят землю. Как сказал Петр: «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Петр. 2:9).

7:4-8 Иоанн слышит, что число запечатленного Божьего народа 144.000 из всех колен сынов Израилевых. Как число, так и Израиль нужно понимать символически, это имеет отношение к церкви, как истинному Израилю Божьему. В Новом Завете последователи Христа составляют новый Израиль – Божий народ. Например, когда Иаков писал «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1:1), то он имел в виду церковь. Павел назвал членов церкви Галатийской «Израилем Божьим» (Гал. 6:16), они являются семенем Авраама и наследниками Божьих обетований (Гал. 3:29). В другом месте он объясняет, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля (Рим. 9:6-8). Это согласуется со словами Христа, который ясно сказал, что двенадцать апостолов встают во главе двенадцать колен Израилевых (Mф. 19:28). Описывая Божий народ последнего времени словами, относящимся к Ветхозаветному Израилю, Иоанн этим самым находится в согласии с общей концепцией Нового Завета, в которой последователи Христа и есть истинный Израиль Божий, получатели всех преимуществ и обетований, ранее данных древнему Израилю.

Это символическое число 144.000 запечатленных святых – по 12.000 от каждого колена – особенно важно для правильной идентификации этой группы, а также другой группы, которая названа позднее «великим множеством» (7:9). Контекст показывает, что 144.000 – это скорее символическое число, нежели буквальное. Это число здесь «не означает количественного ограничения тех, кто будет запечатлен», но, скорее, «их конечное совершенство».[16] Запечатленный народ Божий теперь стоит на пороге великой скорби, которая грядет на живущих на земле (Откр. 3:10). Они вот-вот вступят в величайшую битву в истории нашей планеты. Совершенно естественно ожидать, что Иоанн будет описывать их как великое войско Иисуса Христа, организованное в боевые подразделения по образцу древней Израильской армии во время войны (см. Чис. 1:16; 31:3-7). Каждое колено представлено двенадцатью подразделениями, состоящими из тысячи солдат, всего 144 подразделения.

144.000 запечатленных святых показаны здесь, как организованная армия под руководством Иисуса Христа. Это число означает полноту Израиля, готового вступить в сражение в Великий день Бога Вседержителя против сатаны и его войска. Позднее Иоанн видит в видении это другое войско противников Божьих и врагов Его народа, которые тоже готовы к битве, он слышит их число – двести миллионов (9:16).

Число 144.000 символически обозначает верных последователей Иисуса Христа последнего времени, Израиль Божий. Колен Дана и Ефрема нет в списке. Ветхий Завет говорит об обеих как об отступниках. Это предполагает, что неверность этих двух колен исключает их из списка эсхатологического Израиля. 144.000 – это истинный Израиль, чистый, без порока (Откр. 14:1-5). Они «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7:14). Позже о них сказано, что они «не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны» (14:4-5). Неверность и отступничество, проявленные коленами Дана и Ефрема, не находят места среди верного Божьего народа, которому должно пройти через время великой скорби. Они запечатлены и благодаря этому имеют Божью защиту. Только победивший народ Христа сможет предстать в тот день перед престолом Божьим (как исполнение обетования, данного в Откр. 3:21) и получить свое вечное наследие (Откр. 7:14-17).

144.000 – это святые последнего времени – представители верного Божьего народа всех веков. Последний кризис, который они должны пережить, это символ того, через что проходил Божий народ со времени смерти Авеля.


Великое множество (7:9-17)

Первая часть 7 главы Откровения отвечает на вопрос о том, кто сможет устоять в день гнева Бога и Агнца; следующий отрывок указывает на тех, кто прошел через великую скорбь и принял участие в эсхатологическом спасении.

9 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
12 говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Примечания

7:9 "Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть." На первый взгляд кажется, что эта группа отлична от 144.000 тысяч, о которых было сказано выше. Тогда как первая группа посчитана и состоит из двенадцати символических колен Израилевых, то о второй сказано, что никто не может сосчитать этого множества, которое состоит из спасенных «из всех племен, и колен, и народов, и языков». Однако, доводы говорят в пользу того, что 144.00 и великое множество – это одна и та же группа людей.

 

Этот взгляд основан на факте, что Иоанн использует особый литературный прием, который здесь вступает в действие. Этот прием подразумевает, что слышанное сначала Иоанном в видении – это то же, что он потом видит. То, что он видит - это, в действительности, объяснение того, что он раньше слышал. Например, в прологе книги Иоанн слышит позади «громкий голос, как бы трубный» (1:10); когда он оборачивается, то он не видит трубу, но видит Иисуса, ходящего посреди семи светильников (1:12-13). В главе 5 он слышит, что Лев от колена Иудина победил, когда он поворачивается, чтобы посмотреть на льва, он видит Агнца как бы закланного(5:5-6). Далее в главе 17, он слышит про «великую блудницу, сидящую на водах многих»; и вот что он видит – «жену, сидящую на звере багряном», имя которой Вавилон (17:1-5). В последнем видении Иоанн слышит о «жене, невесте Агнца», но в действительности он видит «великий город, святой Иерусалим» во всей славе, которую символизируют драгоценные камни (21:9-12).

Этот литературный прием является ключом к пониманию этих двух групп народа Божьего из 7 главы. Вначале Иоанн слышит число 144.000 – число войска Божьего, запечатленных на земле. Далее, когда он видит ту же самую группу, они предстают перед ним, в действительности, как великое множество, которое невозможно сосчитать. Мы согласны с теми исследователями, которые верно заключают, 144.000 и великое множество – это одна и та же группа народа Божьего, но разных ролях и обстоятельствах.[17]

Герман Хоексма объяснил что:

бесчисленное множество и 144.000 – это не два разных класса людей, но, в сущности, один. Это, во-первых, показывает тот факт, что великая скорбь является главной темой обеих отрывков – того, что говорит о 144.000 и того, что мы сейчас обсуждаем. В действительности, оба отрывка имеют свой резон, причину, по которой это открыто в виду великой скорби, надвигающейся на церковь. Цель обеих отрывков, явно, в том, чтобы открыть церкви шаткость ее положения в мире и, в то же время, защищенность во время этой великой скорби. Единственная разница в том, что 144.000 все еще стоят перед лицом этой великой скорби, тогда как бесчисленное множество уже прошло через нее. Совершенно очевидно, что это одна и та же группа: показанная среди великой скорби, или лучше сказать, стоящая в ее преддверии; и описанная как уже перенесшая скорбь и победившая. Таким образом, это то же самое множество, только в различных стадиях, в различные периоды и, поэтому изображенное с разных точек зрения. В первой части они находятся на земле; во второй - они уже во славе, в новом качестве царства, в состоянии завершенности. В первом случае они в скорби, во втором – они уже прошли через эту скорбь. [18]


"С пальмовыми ветвями в руках. " Пальмовые ветви – это символ триумфа, символ победы. Когда под предводительством Маккавеев Иерусалим был освобожден от религиозного притеснения Антиоха Епифана, народ праздновал победу с пальмовыми ветвями в руках, с арфами и пением псалмов.[19] Во время торжественного въезда Иисуса в Иерусалим, толпы приветствовали Его, размахивая пальмовыми ветвями(Ин. 12:13). Здесь, в Откровении 7 показано, как спасенные празднуют победу, махая пальмовыми ветвями.

7:14 "Великой скорби. "Эта фраза впервые встречается в Дан. 12:1: «и наступит время тяжкое [«скорбь» в греческом переводе Ветхого Завета], какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». Возможно, это то же время скорби, от которого Христос обещал уберечь Филадельфийскую церковь: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Эта година искушения или великая скорбь подробно описана в Откр. 13:11-17 и в главах 15-18.

Толкование

7:9-14 В первой части главы Иоанн слышал число запечатленного Божьего народа – 144.000. Когда он поворачивается, чтобы посмотреть на них, то на самом деле видит великое множество людей, которого никто не мог перечесть. На первый взгляд кажется, что великое множество и 144.000 – это две отличные друг от друга группы. При более пристальном рассмотрении, однако, оказывается, что это одна и та же группа спасенного Божьего народа, показанная в разных ролях, обстоятельствах и с разных точек зрения. Хоексема пишет: «В первой части они находятся на земле; во второй - они уже во славе, в новом качестве царства, в состоянии завершенности. В первом случае они в скорби, во втором – они уже прошли через эту скорбь».[20] Они больше не нуждаются в защите Божественной печати.[21]

 

Видя это множество, Иоанн замечает, что они из всех племен, и колен, и народов, и языков. Это напоминает нам о «царственном священстве», о котором раньше сказано, что они из всех племен, колен, народов и языков (Откр. 1:6; 5:9). Так же как это звание взято из Ветхого Завета и применено к тем, кто во Христе, так и перечисление колен является символическим описанием последователей Христа. Здесь перед нами завершенность слуг Божьих, о которой упомянуто в сцене снятия пятой печати (6:11).

Мы можем видеть, что 144.000 стоят на пороге того, что названо «великой скорбью» (7:14) или «годиной искушения» (3:10), готовые вступить в эту величайшую битву в истории человечества. При помощи картин снятия семи печатей Иоанн рисует суды и скорби, через которые верный народ Божий проходил на протяжении истории, до самого возвращения Христа на нашу землю. Великая скорбь, через которую надлежит пройти Божьему народу последнего времени – это кульминация всех судов и скорбей, перенесенных Божьим народом со дней Иоанна до самого конца. Поэтому 144.000 показаны, как воинствующий Божий народ, истинный Израиль, поделенный на колена и организованный в военные подразделения по образцу Израильской армии Ветхого Завета. Они запечатлены для защиты от праведных судов Божьих, готовых обрушиться на нечестивых.

Сама великая скорбь не показана в Откровении 7, а показана позже в Откр. 13:11-17 и в главах15-18. Иоанна здесь интересует не сама скорбь, а, скорее, ответ на вопрос, заданный раньше нечестивыми: «пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:17). Ответ ясен – великое множество, стоящее перед престолом Божьим. Они и 144.000 – это одна и та же группа. Если раньше они были изображены как войско, стоявшее на пороге великой скорби, готовое вступить в битву, то теперь о них сказано, что они пришли от великой скорби (Откр. 7:14). Великая скорбь позади, битва закончилась. Именно поэтому народ Божий больше не организован в военные соединения, но показан, как радостная толпа людей, вернувшихся из боя и празднующих славную победу.

Великое множество предстает в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И белые одежды и пальмовые ветви – это знак триумфа, символ победы. Белые одежды могли напомнить читателю о римских полководцах и воинах, в белых одеждах отмечавших победы в успешной войне.[22] Эта сцена также напоминает нам о пальмовых ветвях, которые использовались в празднествах и торжествах по случаю военной победы. Здесь мы видим исполнение обетования, данного побеждающим в Сардисе о том, что они будут ходить перед Христом в белых одеждах. (3:4-5; cм. далее 3:18). О великом множестве сказано, что они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (7:14). Так же, как кровь пасхального агнца на дверях домов защищала Израильтян от Египетских язв, прежде чем свершился их исход из Египта, так и кровь Агнца, Самого Христа, приносит спасение эсхатологическому Израилю (cм. далее Откр. 22:14). Их триумф – это результат великой победы Христа, одержанной на кресте. Великое обетование, данное в Откр. 3:21 теперь исполнилось Победители всех веков разделяют со Христом Его престол.

Восклицания спасенных перед престолом говорят о том, что их победа не является результатом их собственных усилий и достижений: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! Спасенное множество умалчивает о своих собственных достижениях. Это Бог защищал и хранил их во время судов и бедствия. Их победа, таким образом, скорее, результат того, что Христос сделал для них, нежели они сделали для себя. Уильям Баркли объясняет это следующим образом:

Восклицания победивших верных приписывают спасение Богу. Именно Бог провел их через испытания, скорби и бедствия; именно Его славу они теперь разделяют. Бог – это великий Спаситель, великий Избавитель Своего народа. И спасение, которое Он дает это не спасение бегства, но спасение победы. Это не то спасение, которое избавляет человека от бедствий, но то, что триумфально проводит его через бедствия. Оно не делает жизнь легкой, но делает ее великой. Ожидание такой жизни, когда человек спасен от всех проблем и страданий, не является частью христианской надежды; христианская надежда состоит в том, что человек во Христе может перенести все трудности и страдания, пройти через них, не согнувшись, и выйти во славу с другой стороны.[23]

В Откровении 7:10-12 мы видим повторное исполнение гимна из Откр. 5:9-14. Цель этого, возможно, в том, чтобы показать, что в Откр. 7 мы имеем исполнение обетования, данного в Откр. 3:21.[24] Благодаря Своей смерти на кресте, Христос «искупил Богу» Своей кровью людей, «из всякого колена, и языка, и народа, и племени» и сделал их «царями и священниками Богу и они будут царствовать на земле» (5:9-10). В Откр. 7 искупленные «из всех племен, и колен, и народов, и языков» признают, что их спасение – это не их заслуга, но результат того, что Христос сделал для них (7:9-10).

Сцена в Откр. 7 имеет отношение к опыту народа Божьего на протяжении великой борьбы между добром и злом. 144.000 запечатленных и великое множество народа Божьего, одетое в белые одежды и прошедшее через великую скорбь особенным образом связаны с мучениками под жертвенником из сцены снятия пятой печати. Эти мученики были одеты в белые одежды, и им было сказано успокоиться на малое время, пока их собратья, которые будут убиты, не будут исполнены (6:11). 144.000 и великое множество представляют Божий гонимый и притесняемый народ, который теперь окончательно исполнился совершенств<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: