М. В. Ломоносов и достижения науки ХVIII века




Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711 - 4 (15) апреля 1765) - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где производил анализы образцов руд и минералов. был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Печатная публикация в 1760 году в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Ломоносов сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера более плотная, чем атмосфера Земли. Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка. Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших собою литературный язык в начале XVIII века. Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Техническое развитие в XVIII в.

 

Промышленный переворот означал резкий скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству. Он происходил в эпоху разложения и крушения феодально-крепостнических и утверждения капиталистических производственных отношений. Этот исторический отрезок времени первой прошла Великобритания, затем США, Франция, Германия, Италия, Япония и Россия.

 

Переворот в промышленности стал возможен благодаря научно-техническому прогрессу (НТП), который заключался во взаимном стимулировании развития науки и техники и ускорении темпов этого развития. В этот период технические знания начинают приобретать теоретический характер, наступает время окончательного формирования научного технического знания, совершенствования его средств и обобщения в форме научной теории.

 

Развитие средств и способов осуществления технологических операций, накопление и комбинирование элементов, повышающих их эффективность, являлось одной из существенных сторон технического прогресса. Это постепенно вело к вытеснению ручных операций, созданию разнообразных машин и в конечном счете к возникновению машинного производства.

 

Говоря о переходе к машинному производству необходимо уточнить понятие машины, которому в разные периоды придавалось различное содержание. Поистине классическим для того времени являлось определение машины, данное Марксом: «Всякое развитое машинное устройство состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец машины-орудия, или рабочей машины».

 

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Если анализировать взаимоотношения науки и техники в рассматриваемый период, то нельзя не заметить тенденцию упрочения места науки в обществе, возрастания ее роли и усиления воздействия на развитие техники и материального производства.

 

Смыкание науки с практикой и явилось той областью, в которой технические науки приобрели самостоятельное существование и развитие. В процессе соединения науки с производством и естествознания с техникой и происходило формирование технических наук.

 

Процесс становления технических наук начался с возникновения наук механического цикла, таких как теория механизмов, сопротивление материалов, детали машин. И это не случайно, поскольку механическая форма движения материи была наиболее широко вовлечена в человеческую практику и ее познание логично предшествовало познанию других, более сложных форм движения материи. Предшествовало этому становление экспериментального метода, проникновение науки в прикладную сферу, а также интенсивное развитие механики.

 

Важное значение для развития механики имели работы французского математика и механика Ж. Лагранжа, особенно его «Аналитическая механика» (1788). На рубеже XVIII-XIX вв. возникает прикладная или, как ее тогда называли, практическая механика, занимающаяся непосредственно изучением работы машин, механизмов и сооружений, а также разработкой методов их расчета. В 1820-е гг. вышли в свет важнейшие труды французского математика и инженера Ж. Понселе «Курс механики в применении к машинам» и «Введение в промышленную, физическую и экспериментальную механику».

 

В 1781 г. была издана «Теория простых машин» французского инженера и физика Ш. Кулона, ознаменовавшая зарождение теории механизмов. Весомый вклад в ее разработку внесли и русские ученые СЕ. Гурьев, который в 1806 г. издал работу «Общее правило равновесия с приложением оного к машинам», а также П.Л. Чебышев, опубликовавший в 1853 г. свой труд «Теория механизмов, известных под названием параллелограммов». Будучи не только знаменитым ученым, но и талантливым изобретателем, Чебышев изобрел, построил и исследовал целый ряд чрезвычайно важных для техники механизмов.

 

В рассматриваемый период происходит также становление технической химии, базирующейся на химической форме движения материи и электротехники, в основе которой лежат электрические и магнитные явления. Происходят окончательная достройка научного технического знания, кристаллизация его средств и придание ему статуса научной теории, что и создало предпосылки для окончательного утверждения технических наук.

 

Научная техническая деятельность, зародившаяся еще в XV в., с тех пор непрерывно наращивалась и к концу рассматриваемого периода стала опережать развитие техники. В дальнейшем эта тенденция продолжала усиливаться. Люди, заинтересованные в развитии науки и техники, начали учреждать научные общества й академии, которые пытались решать теоретические и прикладные вопросы естествознания, а в ряде случаев и выполняли роль учебных заведений.

 

В 1866 г. образовалось Русское техническое общество — ведущее научно-техническое общество России, в котором работали Д.И. Менделеев, А.Н. Крылов, Д.К. Чернов, Н.Е. Жуковский и др. выдающиеся ученые. В 1868 г. возникло Русское химическое общество, четыре года спустя — Русское физическое общество, которые в 1878 г. объединились в Русское физико-химическое общество.

 

Предшественницей современных высших технических учебных заведений можно считать образованную во второй половине XVI в. во Флоренции Академию «Дель Дисенья», которая впервые воплотила в жизнь требования, необходимые при подготовке квалифицированных инженеров. Преподавание математических наук там находилось на более высоком уровне, чем в итальянских университетах, кроме того, преподавались курсы проектирования машин, строительства мостов и крепостей, устройства улиц и прокладки каналов.

 

Развитие производительных сил, породившее потребность в подготовке специалистов естественнонаучного профиля, способствовало усилению наметившейся тенденции к политехнизации обучения в университетах ведущих европейских государств. Тенденция поворота к техническим знаниям наблюдалась и в деятельности национальных академий. Наибольших успехов добилась российская Петербургская академия наук в период (1743), когда ее возглавил А.К. Нартов. Ее академические мастерские, которыми с 1769 г. руководил И.П. Кулибин, стали крупнейшим центром отечественного приборостроения.

 

До 1765 г. борьбу за сближение теории с практикой и за использование в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве последних достижений науки возглавлял М.В. Ломоносов. Эту деятельность в стенах Петербургской Академии наук продолжили его ученики и последователи, в частности академик В.М. Севергин. По его инициативе с 1804 г. начал издаваться «Технологический журнал», в котором печатались труды по науке и технике не только русских, но и зарубежных деятелей.

 

Развитию технических знаний во многом способствовал выпуск технической литературы, из которой особенно выделяется труд французских ученых Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», вышедший в 1779 г. В нем описано состояние техники XVIII в., ее материальные и научные основы.

 

Началась подготовка специалистов технического профиля и помимо университетов. Во Франции этим занималась учрежденная Г.Монжем и его соратниками в 1794 г. в Париже Политехническая школа, в которой впервые был введен курс теории механизмов. В следующем (1795) году к этой работе подключилась Консерватория технических искусств и ремесел, являющаяся своеобразным хранилищем собранных моделей, образцов, проектов и чертежей механизмов и машин. В России еще до организации Академии и Университета, в 1701 г. была основана Школа математических и навигацких наук, а в 1712 г. — Инженерная школа, имевшие технический уклон.

 

Самые крупные и выдающиеся технические изобретения.

 

Достижения теоретической механики вместе с начавшимся в 1760-х гг. в Англии промышленным переворотов вызвали к жизни многочисленные технические изобретения.

 

1765 г. – изобретение механической прялки «Дженни» Джеймсом Харгривсом (одновременно работало 15 – 18 веретен).

 

1785 г. – изобретение паровой машины Дж. Уаттом (ее можно было использовать в любом производстве, количество произведенной продукции резко увеличивалось).

 

1790-е гг. – исследования Б. Франклина в области атмосферного электричества и изобретение громоотвода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: