СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ




УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

ПО КУРСУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 061000 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

(очной и заочной форм обучения )

СОСТАВИТЕЛЬ:Е. А. Качанова

к.э.н., доцент УрАГС

 

ЕКАТЕРИНБУРГ

1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА ДЛЯ ПОЛУЧАЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, коммерческих организаций и населения страны является устойчивость финансовой системы и денежного обращения. Финансовые результаты - это конечные результаты деятельности миллионов людей. Отсутствие финансовых ресурсов на государственном уровне и уровне предприятия свидетельствует об экономическом кризисе общества. Для его преодоления необходимо финансовое оздоровление экономики государства. При этом, финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния и предоставления социальных услуг населению.

Таким образом, управление и хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми государственными и муниципальными служащими, участниками экономического процесса, требования высокой компетентности в области финансов и особенно в оценке эффективности формирования и использования государственных финансов. Знание этой дисциплины служит залогом успешной работы во всех сферах государственного и муниципального управления.

 

2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ КАК ИСТОРИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появляется в торговых городах Италии в XIII-XVвв.(О доходах государства впервые написал в IV в. до нашей эры Ксенофонт, трактат «О доходах Афинской республики»). Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Данный термин отражал: во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов; во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет, не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулируемых товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами как:

-общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

-развитие товарно-денежных отношений, в связи с ростом производства и увеличением Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД);

-созданием централизованного государства.

Основные ресурсы государства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах - бюджетах и внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД (от 30-50%). Направление затрат изменяется. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику (капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, НИОКР, охрану окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

Главными доходами государства становятся налоги, сначала косвенные (XVIII-XIX вв.), а затем прямые (XX в.). Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к росту государственного кредита и, соответственно, государственного долга.

После второй Мировой войны сфера финансовых отношений резко расширяется за счет развития территориальных финансов и внебюджетных социальных фондов.

Эволюция финансов обуславливает появление различных типов финансовой политики.

Само развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа ее, определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это, обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики, позволяет выделить три ее основные типа:

-классическая;

-регулирующая;

-планово-директивнная.

1. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая политика была основана на трудах классиков политэкономиии А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление-невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого, было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем, система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, социальных и политических проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж.Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых, формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета, бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60 гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную престройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизнью, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и упраавления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Такая политика применялась в бывшем СССР.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале он изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, гле за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем, при помощи индивидуальных отчислений от прибыли, изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес в бюджете которых не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим, уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом.

Управление финансами осуществлялось из единого центра- Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов. Для финансирования чрезвычайных расходов (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В тоже время, использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики, привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства; замедлению развития социальной сферы общества; резкому ухудшению финансового положения государства.

5. Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Реализация такой политики потребовала в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих корректив. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

На сегодняшнем этапе централизованные финансы (государственные и муниципальные) находятся в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1.01.00г.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня населения. За счет централизованных финансов обеспечивается расширенное воспроизводство на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.

В начале 90-гг. насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожный, НИОКР и др.) и социальные. Но из-за слабого контроля за их использованием начиная с 1999г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами) и в настоящее время сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда. Они имеют строго целевое назначение- расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

В настоящее время правительство РФ одобрило экономическую программу России на десятилетний период.

На первом этапе (охватывает полтора года) формируется законодательная база бюджетной реформы, в том числе и налоговой, осуществляется разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса РФ и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему.

На втором этапе (2001г.) предполагалась трансформация социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация вннебюджетных фондов.

В течении третьего этапа (2002-2004гг.) должен произойти переход к новой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономике и высоким объемом социальных обязательств.

Четвертый этап (2005-2010гг.) означает переход к новому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени. Одновременно рассматривается удвоение расходов на образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции.

 

3. РОССИЙСКИЕ ЭКОНОМИСТЫО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСАХ.

Вопросы государственных и муниципальных финансов, государственного и территориальных бюджетов всегда были в сфере научных и практических интересов российских экономистов. Первой крупной работой по вопросам государственного бюджета, упорядочения его доходов и расходов следует считать подготовленный в 1809 г. М. М. Сперанским “План финансов”, который стал программой преобразования российских финансов и оказал большое влияние на их развитие в будущем.

В 1818 г. появилась работа декабриста Н. И.Тургенева “Опыт теории налогов”, которая положила начало российской науке о государственных финансах.

Наибольшее количество работ по этой поблематике вышло во второй половине XIX-XX вв. В их числе:

Е. Ф. Канкрин. Краткое обозрение Российских финансов;

Л. И. Печорин. Исторический обзор государственных доходов и расходов;

И. Х. Озеров. Русский бюджет;

П. П. Мигулин. Русский государственный кредит;

И. И. Янжул. Основные начала финансовой науки;

М. И. Фридман. Конспект лекций о науке и финансах и др.

В последующие годы вышли в печать такие работы:

В. П. Дьяченко. История финансов СССР(1917-1950), (1978);

В. К. Сенчагов. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства (1980);

Э. А. Вознесенский. Финансы как стоимостная категория (1985);

Финансы социалистического общества. Под ред. Н. В. Гаретовского (1985);

Л. П. Окунева. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996;

Н. В. Заяц и М. Н. Фисенко. Теория финансов (1998);

Б. Сабанти. Теория финансов(1998);

В. М. Живалов. Финансовая система России.(1999).

В последние годы можно отметить публикации следующих авторов:

Бюджетная система России. Учебник. Под ред. Г. Б. Поляка. М.: Финансы ЮНИТИ, 1999;

Финансы. Под ред. Л. А. Дробозиной. М.:ФинансыЮНИТИ,1999, 2002;

В. Н Лексин, А.Н. Швецов. Бюджетные отношения в Российской Федерации. М.: Формула права, 2001.

Также большой вклад в исследование формирования и эффективности исполнения финансовых документов органов власти и управления разных уровней внесли Н. М. Валуйский, В. А. Галанов, А. М. Ляндо, В. Г. Пансков, Г.Я., Шатова, А. М. Волков, В. С. Павлов, В. М. Родионова, Л. П. Евстегнеева и другие известные экономисты и государственные деятели России и РФ.

 

4.СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.

 

А.

Адресность и целевой характер бюджетных средств - один из принципов бюджетной системы, означающий выделение бюджетных средств в распоряжение конкретным получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Акциз - вид косвенного налога, взимаемого в цене товара или тарифа на услугу. Акцизы были распространены еще в XIX веке. Развитие акцизного обложения привело к появлению универсального акциза в виде налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость. Различают индивидуальные акцизы (по отдельным группам товаров) и универсальные (НДС).

 

Амнистия (налоговая) - комплекс мероприятий по погашению задолженности по налогам и другим обязательным платежам налогоплательщиками, а также освобождение от уплаты штрафов и пеней с сумм уплаченных ими в бюджеты.

 

Аренда - имущественный наем, основанный на договоре предоставления имущества во временное пользование за определенную плату.

 

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию. Основная его задача- установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.

 

Б.

Банкротство - разорение, отказ предприятия платить по своим долгам из-за отсутствия средств. Приводит к закрытию или принудительной ликвидации предприятия, распродаже имущества для погашения всех долгов.

 

Безвозмездные перечисления в бюджеты - это поступления в бюджет средств от бюджетов иных уровней и государственных внебюджетных фондов, от государственных и наднациональных организаций, а также средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 

Бюджет ЗАТО - бюджет закрытого административно-территориального образования РФ. Его особенностями являются:

- в доходы бюджета полностью направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов и иные поступления на территории;

- при недостатке средств, в бюджет ЗАТО поступают дотации, субвенции из федерального бюджета;

- превышение доходов над расходами не подлежит изъятию в бюджеты другого уровня.

Исполняют эти бюджеты органы Федерального казначейства на территории. Дополнительные льготы юридическим лицам предоставляются органами местной власти ЗАТО по согласованию с Министерством Финансов РФ.

 

Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов для сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

 

Бюджетный кредит - средства, выделяемые на возвратной и платной основе юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

 

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

 

Бюджетное обязательство - это обязанность, признанная органом, исполняющим бюджет, совершить расходование средств соответствующего бюджета, в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

 

Бюджетное планирование - централизованное распределение и перераспределение стоимости ВВП и НД между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

 

Бюджетное право - совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и порядок составления, рассмотрения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему.

 

Бюджетное регулирование - перераспределение средств, с целью обеспечения территориальным бюджетам минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий.

 

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает 2 звена: государственный бюджет и местные бюджеты. В федеративных-3 звена.

 

Бюджетные ассигнования - средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны, содержание органов власти.

 

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

 

Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов разных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

Бюджет развития - часть расходов бюджета, содержащая капитальные затраты. Бюджет развития РФ является составной частью государственного бюджета, относящейся к капитальным расходам, используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

В.

Валовой Внутренний Продукт (ВВП) - обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны в течении года независимо от национальной принадлежности функционирующих в народном хозяйстве юридических и физических лиц.

 

Ведомственная классификация расходов бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям (ведомствам).

 

Вексель - вид ценной бумаги, письменное долговое обязательство, установленной формы, наделяющее его владельца (векселедержателя) безоговорочным правом требовать с векселедателя безусловной оплаты указанной суммы денег к определенному сроку. Используется простой и переводной вексель. Векселя могут эмитироваться органами власти всех уровней для организации безналичных расчетов на территории.

Внебюджетные специальные фонды - денежные фонды со строго целевым назначением. Их цель - расширение социальных услуг населению, стимулирование развития отдельных отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

 

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. РФ имеет долг перед международными финансово-кредитными организациями, правительствами иностранных государств, иностранными банками и фирмами.

 

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ. Правительства разных уровней РФ имеют долг перед юридическими и физическими лицами страны. Исчисляется как капитальный и текущий.

 

Внутренний долг субъекта РФ – это: обязательства по кредитным договорам и договорам займа, заключенным от имени субъекта РФ; обязательства, удостоверяющие ценные бумаги субъекта РФ; обязательства, возникающие из договоров поручительства, залога, иных договоров исполнения обязательств третьих лиц. Состоит из обязательств не исполненных до начала года и из обязательств, возникших в текущем финансовом году.

 

Г.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

 

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

 

Гласность - один из принципов бюджетной системы, означающий опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе, по вопросам вызывающим разногласия.

 

Государственная или муниципальная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

 

Государственная собственность - собственность, находящаяся во владении и распоряжении органов государственной власти и самоуправления. В РФ к ней относятся: имущество, принадлежащее на праве собственности РФ - федеральная собственность; имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - собственность субъектов РФ; земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

 

Государственное регулирование - законодательно оформленная система внешнего воздействия на хозяйствующих субъектов.

 

Государственное регулирование финансов - законодательно оформленная система воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

 

Государственное финансирование - метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет бюджетов и внебюджетных фондов.

 

Государственные доходы - денежные отношения по мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства. Существуют 3 метода мобилизации доходов: налоги; государственные займы; эмиссия.

 

Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) - установленные законодательством РФ минимально необходимые уровни гарантий социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека. Также под социальным стандартом следует понимать совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых их бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, - выражаемых в социальных нормах и нормативах.

 

Государственные и муниципальные услуги - это общественно полезные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.

 

Государственные расходы - денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в 3 формах: самофинансирование, бюджетное финансирование, кредитное обеспечение.

 

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами страны, другими бюджетами, иностранными государствами, их юридическими лицами и международными организациями в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Его формами являются: займы, гарантии, казначейские ссуды.

 

Государственный материальный резерв - особый федеральный запас материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Государственный или муниципальный заем - экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых заемщиком выступает государство. Эти отношения означают передачу в собственность государства (органов местного самоуправления) денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов (платы) на сумму займа. Денежные средства привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров. В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и внешние заимствования.

 

Государственный или муниципальный заказ - совокупность, заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств бюджета соответствующего уровня.

 

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

 

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из займов принятых на себя РФ, субъектами РФ и органами местной власти, гарантии по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства.

 

Государственный финансовый контроль - контроль со стороны органов власти и управления, а также специально созданных контрольных органов за соблюдением законодательства в сфере бюджетов налогов, финансовой деятельности государственных учреждений, организацией денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

 

Государственные финансы - сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях включают бюджетную систему и систему государственного и муниципального кредитования.

 

Государственный бюджет - основной финансовый план страны, утверждается законодательными органами власти, имеет силу закона. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

 

Государственный внебюджетный социальный фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

Д.

Девальвация - официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

 

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг, являющийся элементом денежной системы.

 

Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: