Ретроспектива Откровения 22:6-21




Примечания

22:6 "…То, чему надлежит быть вскоре… " См. Примечание Откр. 1:1.

22:7 "Блажен ". Это шестая заповедь блаженства в Откровении, далее См. Примечание Откр. 1:3.

22:7,12 "Гряд у ". Футуристическое настоящее время предполагает, что действие, которое произойдет в будущем, представлено как уже происходящее в настоящем. Использование футуристического настоящего времени подчеркивает непреложность, а также близость события, в данном случае, Второго пришествия (cм. Откр. 1:7; 22:20).

22:13 "…Альфа и Омега… " См. Примечание Откр. 1:8.

"…Начало и конец… " См. Примечание Откр. 21:6.

22:14 "Блаженны ". Это седьмая заповедь блаженства в Откровении; далее См. Примечание Откр. 1:3.

"…Те, которые омыли одежды свои... "(В русском синодальном переводе: те, которые соблюдают заповеди Его» - примечание переводчика) Глагол «омыли» в греческом стоит в форме причастия настоящего времени, что указывает на продолжающееся действие. Текст в переводе короля Иакова гласит: «те, кто творят заповеди Его». Различие в тексте, скорее всего, происходит из-за ошибки писца. В греческом оба утверждения звучат похоже. «Те, которые омыли одежды свои» - по - гречески, hoi plunontes tas stolas, а «те, которые соблюдают заповеди Его» - hoi poiountes tas entolas. В самих манускриптах греческого Нового Завета слова писались заглавными буквами без пробелов между ними. Передав эти записи русскими заглавными буквами, мы видим очевидное сходство между двумя фразами:

ХОЙПЛЮНОНТЕСТАССТОЛАС

ХОЙПОЙУНТЕСТАСЭНТОЛАС

Читая ли фразу, слушая ли под диктовку, писец легко мог заменить «омывающие одежды свои» на «соблюдающие заповеди». Самые ранние и лучшие манускрипты содержат «омывающие одежды свои». Прочтение «соблюдающие заповеди» может быть ошибкой писца, в результате того, что он ослышался или неправильно прочел. Внутренние свидетельства поддерживают такое заключение. Прочтение «те, кто творят заповеди Его» было бы очень необычным, так как везде в Откровении Иоанн говорит о соблюдении заповедей (cм. Откр. 12:17; 14:12) или соблюдении слов книги (cм. 1:3; 2:26; 3:8,10; 22:7,9). Более того, в то время как соблюдение заповедей – это одна из черт народа Божьего конца времени в книге Откровение, омытие одежд дает основание для их спасения (Откр. 7:14; cм. 5:9-10; 12:11). Кровь Христа дает победу народу Божьему. Это, конечно же, не умаляет важности заповедей, так как их соблюдение ярко подчеркивается в Откровении. Важность заповедей основана не на одном тексте, и в данном случае, если предпочесть прочтение без них, то ничто не теряется в нашем отношении к ним

22:15 "Псы ". Псы в древности были негативным символом. В Ветхом Завете, например, псом называется мужчина, занимающийся проституцией (Втор. 23:17-18), или о злых людях сказано, как о псах (2 Цар. 16:9; 4 Цар. 8:13; Пс 21:17, 21; 58:7; Ис. 56:11). В Новом Завете они символизируют людей, далеких от святости (Mф. 7:6), язычников (Mф. 15:26-27), злых людей (Фил. 3:2; 2 Петр. 2:22).

22:16 "…Корень… Давида… " См. Примечание Откр. 5:5.

22:20 " Гряду". См. Примечание Откр. 22:7.

Толкование

22:6-7 По завершении описания нового Иерусалима, Ангел уверяет Иоанна, что «сии слова» - а именно, все виденное и слышанное Иоанном, «верны и истинны». Это уверение было уже дано раньше в видении о новом Иерусалиме (Откр. 21:5); теперь оно завершает видение. Христос в Откровении назван «верным и истинным» (19:11; cм. 3:14). Он обещает: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Mф. 24:35). Ангел еще раз подчеркивает, что пророчества Откровения надежны, как Сам Христос. Все, предсказанное в книге, обязательно свершится, так как «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре». «Господь Бог святых пророков» - это прямая аллюзия на Откр. 19:10, что означает: «Бог, Который вдохновлял разум пророков».[1] Утверждение служит подтверждением, что показанное Иоанну в видении, дано Самим Богом, Который вдохновлял пророков Ветхого Завета, поэтому «к этому нужно относиться с равной серьезностью».[2]

Снова Христос повторяет слова о близости Его пришествия: «Се, гряду скоро» (cм. Откр. 3:11; 22:12,20). Так как он грядет скоро, слова Откровения нужно принимать всерьез. Каждое поколение народа Божьего должно жить в постоянном ожидании близкого пришествия Христова. Пророчества книги Откровения были даны не для того, чтобы удовлетворить чье-либо любопытство в отношении будущего, но чтобы побудить народ Божий к твердой и непоколебимой верности Христу перед лицом гонений и преследований во время ожидания близкого Второго пришествия. Всем тем, кто принимает во внимание пророческое слово, дано особое обетование: «блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». Это шестая заповедь блаженства в книге Откровение, и она повторяет Откр. 1:3. Недостаточно просто быть знакомым с содержанием Откровения. Мы также должны о нем все время помнить. Перед возвращением Христа будет великое обольщение, но те, кто принял весть предостережения, будут сохранены от этого обольщения.

22:8-9 Эти стихи также содержат повторение. Иоанн снова говорит о себе: «Я, Иоанн, видел и слышал сие», так же, как он заявил в начале книги (cм. Откр. 1:9). Все, что он видел, было верно записано. Самое недавнее откровение, дарованное ему, было о захватывающей славе нового Иерусалима. Тронутый величием того, что он «видел и слышал», Иоанн снова падает ниц «к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему» (cм. Откр. 19:10). Снова Ангел говорит ему не делать этого: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись». Этот дважды повторившийся опыт Иоанна и увещевание поклоняться только Богу особенно значимо для поколения конца времени. Центральный вопрос последнего кризиса – это вопрос поклонения. Во время конца, когда весь мир повернется к поклонению зверю и сатанинской троице (Откр. 13:12), Бог посылает Евангелие последнего времени – провозглашение которого представлено тремя Ангелами – увещевая жителей земли принять Его всерьез как Творца и как единственного, Кто достоин поклонения (Откр. 14:7).

22:10-11 В противоположность повелению, данному Даниилу, о том, чтобы запечатать видение, данное ему о времени конца (Дан. 8:26; 12:4), Ангел повелевает Иоанну: «Не запечатывай слов пророчества книги сей». Причина этого запрета ясна: «время близко». Видения книги Даниила не были значимы для людей его времени, они касались будущего времени конца. Отсюда вытекает предписание Даниилу запечатать их. В Откр. 5 Иоанн видел запечатанный свиток, который был достоин раскрыть лишь Христос. Часть этого свитка была открыта через Иоанна, она записана в Откр. 12-22:5. Она касается того, что существенно и полезно для народа Божьего, когда они обращаются к последним событиям истории земли. Теперь Христос предписывает Иоанну не запечатывать «слов пророчества книги сей», чтобы их могли прочесть.

Между утверждением о том, что конец близок и объявлением близкого пришествия Христа вставлено торжественное заявление: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». Даниилу было сказано, что распечатывание слов пророчества во время конца приведет к поляризации тех, кто внимает пророческому слову и тех, кто его отвергает. Те, кто принимают пророческое слово всерьез, «очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан. 12:10). Люди могут противостоять Евангелию на время. В конце концов, однако, будет вынесен приговор, и уже будет поздно что-либо изменить. Завершение испытания означает исчезновение какой-либо возможности принять Евангелие и установить отношения с Богом (cм. Откр. 15:5-8). Когда Христос придет, Он воздаст каждому «по делам его» (Откр. 22:12).

22: 12-13 Сейчас Иоанн явно исчезает со сцены. Завершение книги принадлежит Христу.[3] Еще раз Христос напоминает Иоанну и читателям Откровения о своем скором пришествии: «Гряду скоро». Он несет с Собою «возмездие и воздаст каждому по делам его». Это утверждение повторяет сказанное в Откр. 1:7-8. Это также практически повторение того, что Иисус сказал Своим ученикам в Мф. 16:27, что когда Он придет в славе Отца, Он воздаст «каждому по делам его». Это утверждение часто повторял Павел (Рим. 2:6; 14:12; 2 Кор. 5:10). Это не указывает на то, что человек спасается делами. Везде в книге Иоанн поддерживает ясное учение Нового Завета о том, что спасение – это Божий дар (cм. Откр. 7:10,14). Спасение – это дар, однако, суд по делам. Дела – это самое сильное свидетельство того, что человек спасен и имеет отношения со Христом. Наше страстное желание встретить Христа побуждает нас праведно жить. Елена Уайт выражает это таким образом:

«Вера в скорое пришествие Сына Человеческого на облаках небесных оградит настоящего христианина от халатного и нерадивого отношения к обычным житейским делам. Ожидающие скорого явления Христа не станут проводить время в праздности, но будут усердны в делах. Они не будут делать свою работу небрежно или нечестно, но, напротив, добросовестно, своевременно и тщательно. Льстящие себе мыслью, что халатное отношение к житейским вопросам свидетельствует об их духовности и отделении от мира, пребывают в страшном обмане. Их правдивость, добросовестность и порочность испытываются и проверяются в земных делах. Если они верны в малом, то будут верны и в великом». [4]

Тот, Кто обещает придти снова и воздать каждому по делам его, Он есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (cм. Откр. 1:8; 21:6). Он в человеческой истории - от А до Я. Он – Тот, Кто знает, что принесет будущее, и полностью контролирует ход истории. У истории с библейской перспективой есть значимое начало благодаря Христу, и через Него она будет иметь значимое завершение. «Уверен, - писал Павел филиппийцам, - в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Именно благодаря Ему, и через Него наше будущее освящает надежда.

22:14-15 Текст говорит о тех, кто имеет право войти в город, и о тех, кто в него не войдет. «Блаженны те, которые омыли одежды свои». Это седьмая и последняя из заповедей книги Откровение. Одежды, омытые в крови Христа – это условие жительства в новом Иерусалиме. Эта концепция хорошо вписывается в контекст учения книги Откровение, а также всего Нового Завета. Чистые и светлые одежды – это «праведность святых» (Откр. 19:8). «Он облек меня в ризы спасения», - восклицал Исайя, - «одеждою правды одел меня» (Ис. 61:10). Омытие одежд и убеление их может быть совершено только кровью Христа (Откр. 7:14). Только те, кто омыли одежды кровью Агнца, имеют «право на древо жизни» и могут «войти в город воротами». Спасение народа Божьего, и его доступ в новый Иерусалим – это, скорее, результат того, что Христос сделал для них, а не того, что они сделали сами для себя.

Теперь Христос перечисляет тех, кто не войдет в новый Иерусалим. Два подобных списка уже были упомянуты раньше, в последней части книги (Откр. 21:8, 27). Те, кто не войдет, описаны как «псы [нечестивые] и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду». Все, кто любит и делает то, что противоположно Евангелию, не допускаются в небесный город.


22:16 Христос снова подтверждает, что Он ясно сказал в прологе книги – Он является источником видений Откровения (Откр. 1:1). «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах». Ангел, который давал объяснения тому, что видел Иоанн в видении, был послан Христом. Как можно увидеть из Откр. 22:6-16, он действует в роли Христа и произносит слова Христа. Очень часто трудно разделить его высказывания и слова Христа. Как было подчеркнуто в Откр. 1:11, открытое Иоанну через Ангела должно было восприниматься как свидетельство Христа семи церквам в Малой Асии дней Иоанна.

Чтобы никто не сомневался в отношении говорящего, Христос описывает себя языком Откр. 5: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Христос, Мессия, - это исполнение пророчества. Вся власть и правление были даны Ему (Mф. 28:18; Откр. 5). Побеждающим церкви Фиатиры была обещана «звезда утренняя» (Откр. 2:28), а именно, Сам Христос. Он – заря долгожданной новой эры установления царства Божьего на земле.

22:17 Внимание теперь сосредотачивается на свидетельстве Духа через церкви. «Дух и невеста говорят: прииди!» Каждый, кто слышит призыв духа через церковь и отвечает, начнет приводить других ко Христу и обрести спасение. Завершение книги – это энергичный призыв к народу Божьему воспринять книгу Откровение со всей серьезностью и обратиться ко Христу. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». Это вызывает в памяти призыв Иисуса на празднике Кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). В Откр. 21:6 Христос обещает: «Жаждущему дам даром от источника воды живой». Евангельская весть гласит о спасении, которое является даром. Только в Боге вся духовная жажда человечества может быть полностью удовлетворена.

22:18-19 Теперь Иоанн добавляет постскриптум, содержащий торжественное предупреждение Христа читателям. Откровение – это слово Божье, тщательно продуманное, чтобы ответить на нужды «жаждущего». Поэтому опасно изменять содержание, искажать или неверно толковать учение книги. Каждый, кто сталкивается с Откровением так или иначе, предупреждается: «Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей». Но «если кто отнимет что от слов книги пророчества сего», так же виновен, как и тот, кто добавил: «у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Наказание явно соответствует преступлению. Это предупреждение отражает Втор. 4:2, где Моисей увещевает Израиль: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую». Предупреждение Христа касается не самих слов Откровения, как утверждает концепция вербального вдохновения, скорее, это касается неверного толкования учения книги, когда в текст добавляются идеи и взгляды для достижения личных целей.

22:20-21 В последний раз Христос напоминает читателю Откровения о Своем близком пришествии: «Ей, гряду скоро!» Все те, кто приходят к пониманию важности центральной вести Откровения ответят возгласом ожидания: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе»!

В Своем последнем высказывании ожидающим Его возвращения Христос предлагает Свою благодать: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами». Иоанн завершает свою книгу напоминанием народу Божьему среди замешательства и страха, что грядет на вселенную, что их единственная надежда в благодати Христа. Довольно для них Его благодати. Последние события, о которых возвещено в книге, могут казаться устрашающими, будущее может представляться мрачным, но у народа Божьего есть заверение в присутствии Христа с ними (Mф. 28:20). Именно по благодати Христа вести книги Откровение были даны церкви. Эта благодать обещана всем, кто всерьез принимает весть книги. Именно посредством благодати Христа обетования книги станут реальностью, когда верный народ Божий достигнет небесного города. Они будут царствовать со Христом всю вечность.

Ретроспектива Откровения 22:6-21

Книга подходит к завершению. Эпилог заканчивается той же темой, которой начиналась книга. Таким образом, пролог и эпилог «находятся в тесной связи друг с другом и задают общую рамку центральной части Откровения».[5] Эпилог подтверждает ясно указанное в прологе, что цель Откровения - проинформировать читателя о событиях конца земной истории, а не удовлетворить чье-то любопытство в отношении будущего. Книга начинается и заканчивается уверением в присутствии Христа со Своим народом в течение хода истории.

М Юджин Боринг отмечает, что Откровение «от первого до последнего слова, написано о конце. Он [Иоанн] пишет для ободрения своих слушателей/читателей, которые находятся в отчаянном положении, и некоторые даже не осознают, в какое решительное время они живут. Откровение Иоанна показывает конец истории, которая началась в книге Бытие и продолжается на страницах Библии. Но она не будет длиться вечно. В ней уже произошла развязка, и будет написана последняя глава».[6] Как указывает Дэвид Л. Барр, кажется, что полного конца не достигается в книге Откровение.[7] Эту литературную стратегию можно проследить на протяжении книги. Конец постоянно предполагается и ожидается в заключение главных видений, только для того, чтобы он был отложен и снова представлен в новом видении (например, в снятии семи печатей [Откр. 6:17-8:1], семи трубах [11:15-18] или видении глав 12-14 [14:14-20]). Нет завершения. В конце всегда «все начинается сначала».[8]

То же самое происходит и в отношении утверждения «совершилось» в последнем видении (21:6). Это видение показывает конец: битва закончена, силы зла поражены, грех уничтожен. Послание закончено. Однако Иоанн желает, чтобы читатель понял, что долгожданное событие еще не наступило. Иисус все еще скоро грядет и в настоящей битве еще нужно сразиться. У читателей все еще есть «главная задача – соблюдать слова книги» и нести свидетельство о Евангелии Христа.[9]

Книга не желает давать читателям успокоиться. Она не хочет, чтобы они пребывали в состоянии иллюзии или утопической мечты. Иисус грядет скоро. Это первая истина. Вторая заключается в том, что мы все еще здесь. Ожидая наступления конца, читателю нужно иметь ясное понимание вести книги, перечитывая ее вновь и вновь, пока не наступит конец всего.

В заключении нужно сказать, что цель Откровения - напоминать народу Божьему о том, что, когда они встречаются с притеснениями и тяготами, им не следует смотреть на реалии этого мира, но поднять свой взор к Тому, Кто является их единственной надеждой. Эта книга – не просто откровение о ходе истории, но, скорее, это откровение о присутствии Иисуса Христа со Своим верным народом на протяжении истории и в заключительных событиях. Христос книги Откровение – это ответ на все чаяния и надежды человечества среди загадок и превратностей жизни. Он Тот, Кто держит будущее в Своих руках. Более того, Он – наше будущее.

**********************

Пожилая пара миссионеров долгие годы трудилась в Африке и теперь возвращалась в Нью-Йорк, чтобы доживать свой век. У них не было пенсии. Их здоровье было подорвано. Они были разочарованы и испытывали страх. Оказалось, что у них были билеты на тот же самый корабль, на котором президент Теодор Рузвельт возвращался с одной из своих увеселительных охотничьих экспедиций. На них никто не обращал внимания. Они слушали фанфары, звучавшие в честь президента и сопровождавших его лиц, и наблюдали, как пассажиры старались хоть мельком взглянуть на великого человека.

Когда корабль пересекал океан, миссионер сказал своей жене: «Что же это происходит? Мы отдали всю жизнь, верно служа Богу в Африке, и никто даже не удостоил нас вниманием. А этот человек возвращается с сафари, и все так и крутятся возле него, а нам не досталось даже и пары вскриков «ура»».

-Дорогой, ты не должен так думать, – сказала жена.

-Но я не могу, мне это кажется несправедливым - ответил муж

Когда корабль пришвартовался в Нью-Йорке, президента встречал оркестр. Мэр и другие официальные лица присутствовали там. Газеты пестрели новостями о прибытии президента. Но никто не заметил эту пару миссионеров. Они сошли с корабля, нашли дешевую квартирку на Ист-Сайде, намереваясь на следующий день разузнать, чем они смогут заработать себе на пропитание в этом городе.

В ту ночь дух этого человека сокрушался. Он сказал жене: «Я не могу этого вынести. Бог поступает с нами несправедливо».

Жена ответила: «Почему бы тебе не пойти в спальню и не рассказать об этом Господу?»

Спустя короткое время он вышел из спальни, но теперь выражение его лица полностью преобразилось. «Дорогой, что произошло?» - спросила его жена.

«Господь утешил меня», - ответил он. «Я сказал Ему, как горько мне было видеть всю эту пышную встречу президента, тогда как нас даже никто не встретил, когда мы возвратились домой. Когда я перестал говорить, мне показалось, что Господь положил Свою руку мне на плечо и сказал простые слова: "Но, сын Мой, ведь ты еще не дома!'»[10]


Именно об этом вся книга Откровение. Она призвана напомнить народу Божьему на протяжении истории, что этот мир – не их дом. Когда христиане проходят через тяготы жизни, испытывают гонения и жесткое противостояние из-за своей преданности Христу и Евангелию, они должны помнить, что они еще не дома. Однако грядет день, когда их будут приветствовать в их доме. Все небо соберется, чтобы встретить их.

Ей, гряди, Господи Иисусе!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Alford, Henry. The Greek Testament. 3d ed. Cambridge: Deighton, Bell, 1866.

Reprint, Chicago: Moody Press, 1958.

The Ante-Nicene Fathers: Translations of the Writings of the Fathers down to

a.d. 325. 10 vols. Ed. Alexander Roberts and James Donaldson. Grand

Rapids, MI: Eerdmans, 1989-1990.

The Apocrypha of the Old Testament: Revised Standard Version. Ed. Bruce M.

Metzger. New York: Oxford University Press, 1965.

Aune, David E. "The Form and Function of the Proclamations to the Seven

Churches (Revelation 2-3)." New Testament Studies 36 (1990): 182-204.
___. "The Influence of Roman Imperial Court Ceremonial on the Apocalypse

of John." Biblical Research 28 (1983): 5-26.
___. Revelation 1-5. Word Biblical Commentary, vol. 52a. Waco, TX: Word

Books, 1997.
___. Revelation 6-16. Word Biblical Commentary, vol. 52b. Waco, TX: Thomas

Nelson, 1998.
___. Revelation 17-22. Word Biblical Commentary, vol. 52c. Waco, TX:

Thomas Nelson, 1998.

The Babylonian Talmud. Trans. I. Epstein. London: Soncino Press, 1936. Bacchiocchi, Samuele. From Sabbath to Sunday. Rome: The Pontifical

Gregorian University Press, 1977.

Badenas, Roberto. "New Jerusalem—The Holy City." In Symposium on

RevelationBook 2, 243-271. Daniel and Revelation Committee Series 7.

Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.

Badina, Joel. "The Millennium." In Symposium on RevelationBook 2, 225-242.

Daniel and Revelation Committee Series 7. Silver Spring, MD: Biblical

Research Institute, 1992.

Barclay, William. "Great Themes of the New Testament: V. Revelation xiii."

Expository Times 70 (1958-1959): 260-264, 292-296.

___. Letters to the Seven Churches. New York: Abingdon Press, 1957.

___. The Mind of Jesus. New York: Harper & Row, 1961.

___. The Revelation of John. 2d ed. 2 vols. The Daily Study Bible Series.

Philadelphia: Westminster Press, 1960.

Barr, David L. "Waiting for the End that Never Comes: John's Apocalypse as

Story." Paper presented at the annual meeting of the Society of Biblical

Literature, New Orleans, LA, November, 1996.


Battistone, Joseph J. God's Church in a Hostile World. Hagerstown, MD:

Review and Herald, 1989.

Bauckham, Richard. The Climax of Prophecy. Edinburgh: T. & T. Clark, 1993.
___. "The List of the Tribes in Revelation 7 Again." Journal for the Study of the

New Testament 42 (1991): 99-115.

_. "The Lord's Day." In From Sabbath to Lord's Day, edited by D. A. Carson,

221-250. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982.

Bauer, Walter. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early

Christian Literature. 2d ed. Chicago: University of Chicago Press, 1979. Beale, Gregory K. The Book of Revelation. The New International Greek

Testament Commentary. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999.

Beasley-Murray, George R. The Book of Revelation. 2d ed. New Century Bible

Commentary. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1981.

Beckwith, Isbon T. The Apocalypse of John. 1919. Reprint, Grand Rapids, MI:

Baker, 1967.

Bietenhard, H. "Name." In The New International Dictionary of New

Testament Theology, 2:648-656. Ed. Colin Brown. Grand Rapids, MI:

Zondervan, 1986.

Boring, M. Eugene. Revelation. Interpretation: A Bible Commentary for

Teaching and Preaching. Louisville, KY: John Knox Press, 1989.
___. "Revelation 19-21: End Without Closure." The Princeton Seminary

Bulletin. Suppl. 3 (1994): 57-84.

Bornkamm, Gunther. "Musterion, et al." In Theological Dictionary of the New

Testament, 4:802-828. Ed. G. Kittel and G. Friedrich, Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1964-1976.

_. "Presbus, et al." In Theological Dictionary of the New Testament, 6:651-

683. Ed. G. Kittel and G. Friedrich. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964-1976. Bowman, J. W. "Revelation, Book of." In The Interpreter's Dictionary of the

Bible, 4:58-71. Nashville, TN: Abingdon Press, 1962.

Brenton, Lancelot C. L. The Septuaginl with Apocrypha: Greek and English.

Peabody, MA: Hendrickson, 1986.

Bruce, Frederick F. "The Revelation to John." In A New Testament Commentary,

629-666. Ed. G. C. D. Howley. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1969. Buchsel, Herntrich. "Krino, et al." In Theological Dictionary of the New

Testament, 3:921-954. Ed. G. Kittel and G. Friedrich. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1964-1976.


Bullinger, E. W. The Apocalypse: or, "The Day of the Lord." 3d ed. London: Eyre

and Spottiswoode, 1935.

Caird, George B. The Revelation of St. John the Divine. Harper's New

Testament Commentaries. New York: Harper and Row, 1966. Carrington, Phillip. The Meaning of the Revelation. London: Society for

Promoting Christian Knowledge, 1931.

Cassius, Dio. Dio 's Roman History. Trans. E. Gary. The Loeb Classical Library.

9 vols. New York: Macmillan, 1914-1927.

Charles, Robert H. A Critical and Exegetical Commentary on the Revelation

of St. John. 2 vols. International Critical Commentary. Edinburgh: T. & T.

Clark, 1956-1959.

Charlesworth, James H. The Old Testament Pseudepigrapha. 2 vols. Garden

City, NY: Doubleday & Company, 1983.

Collins, A. Yarbro. The Apocalypse. New Testament Message, vol. 22.

Wilmington, DE: Michael Glazier, 1979.

_. The Combat Myth in the Book of Revelation. Harvard Dissertations in

Religion, no. 9. Missoula, MT: Scholars Press, 1976.

Committee on Problems in Bible Translation. Problems in Bible Translation.

General Conference of Seventh-day Adventists. Washington, DC: Review

and Herald, 1954.

Corsini, Eugenio. The Apocalypse: The Perennial Revelation of Jesus Christ.

Good News Studies 5. Trans, and ed. Francis J. Moloney. Wilmington, DE:

Michael Glazier, 1983.

Craddock, Fred B. "Preaching the Book of Revelation." Interpretation 40(1986):270-282.

Cullmann, Oscar. Christ and Time. Philadelphia: Westminster Press, 1964. Davidson, Richard M. "Sanctuary Typology." In Symposium on Revelation

Book 1, 99-130. Daniel and Revelation Committee Series 6. Silver Spring,

MD: Biblical Research Institute, 1992.

Davis, Dean. The Heavenly Court Judgment of Revelation 4-5. New York:

University Press of America, 1992.

Davis, John J. Biblical Numerology. Grand Rapids, MI: Baker, 1968.

The Dead Sea Scrolls. Trans. Michael Wise, Martin Abegg, Jr., and Edward Cook.

New York: HarperCollins, 1999.

Deissman, Adolf. Light from the Ancient East. 1927. Reprint, Peabody, MA: Hendricksen, 1995.


Deissner, Kurt. "Metron." In Theological Dictionary of the New Testament,

4:632-634. Ed. G. Kittel and G. Friedrich. Grand Rapids, MI: Eerdmans,

1964-1976.

Ellul, Jacques. Apocalypse, New York: Seabury Press, 1977.

Erdman, Charles R. The Revelation of John. Philadelphia: Westminster Press, 1936. Ezell, Douglas. Revelations on Revelation. Waco, TX: Word Books, 1977. Farrer, Austin M. A Rebirth of Images. Glasgow: University Press, 1949. Reprint,

Albany, NY: State University of New York Press, 1986.

Feuillet, Andre. Johannine Studies. Staten Island, NY: Alba House, 1964. Fiorenza, Elisabeth Schussler. The Apocalypse. Chicago, IL: Franciscan Herald

Press, 1976.
___. "Composition and Structure of the Apocalypse," The Catholic Biblical

Quarterly 30 (1968): 344-356.
___. Revelation: Vision of a Just World. Proclamation Commentaries.

Minneapolis, MN: Fortress Press, 1991.

Foerster, Werner. "Kuri,os, et al." In Theological Dictionary of the New

Testament, 4:1039-1098. Ed. G. Kittel and G. Friedrich. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1964-1976.

Ford, Desmond. Crisis! A Commentary on the Booh of Revelation. 2 vols.

Newcastle, CA: Desmond Ford Publications, 1982.

Ford, J. Massynberde. Revelation. Anchor Bible, vol. 38. New York: Doubleday, 1975.

Froom, LeRoy E. The Prophetic Faith of Our Fathers. 4 vols. Washington, DC:

Review and Herald, 1948.

Giblin, Charles H. The Book of Revelation: The Open Book of Prophecy.

Collegeville, MN: Liturgical Press, 1991.

Glasson, T. F. The Revelation of John. The Cambridge Bible Commentary.

Cambridge: University Press, 1965.

Goulder, M. D. "The Apocalypse as an Annual Cycle of Prophecies." New

Testament Studies 27 (1981): 342-367.

Gulley, Norman R. "Revelation 4 and 5: Judgment or Inauguration?" Journal of

the Adventist Theological Society 8.1-2 (1997): 59-81.

Guthrie, Donald. The Relevance of John's Apocalypse. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1987.

Hagner, Donald A. Matthew 1-13. Word Biblical Commentary, vol. 33a. Dallas,

TX: Word Books, 1993.


Halver, Rudolf. DerMythos im Letzten Buck derBibel. Theologische Forschung,

no. 32. Hamburg-Bergstedt: Herbert Reich Evangelischer Verlag, 1964. Harrington, Wilfrid J. Understanding the Apocalypse. Washington, DC: Corpus

Books, 1969.

Heil, J. P. "The Fifth Seal (Rev 6:9-11) as a Key to the Book of Revelation."

Biblica 74 (1993): 220-243.

Hendriksen, William. More than Conquerors: An Interpretation of the Book of

Revelation. 1940. Reprint, Grand Rapids, MI: Baker, 1982.

Heppenstall, Edward. "Sin, Salvation, and the Sanctuary." Ministry (March

1977): 13-16.

Herodotus. History. Trans. George Rawlinson. Great Books of the Western

World. Chicago: Encyclopaedia Britannica, 1952.

Hoekema, Anthony A. "Time, (Two) Times, and Half a Time." In The

International Standard Bible Encyclopedia, 854-855.2d ed. Grand Rapids,

MI: Eerdmans, 1988.

Hoeksema, Herman. Behold, He Cometh. Grand Rapids, MI: Reformed Free

Publishing Association, 1969.

Holmes, Michael W., ed. The Apostolic Fathers: Greek Text and English

Translations of Their Writings. Trans. J. B. Lightfoot and J. R. Harmer. 2d

ed. Grand Rapids, MI: Baker, 1992.

Hort, F. J. A. The Apocalypse of St. John. London: Macmillan, 1908.

Hughes, Philip E. The Book of Revelation. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1990. The Isaiah Targum. The Aramaic Bible: The Targums 11. Ed. Bruce D. Chilton.

Wilmington, DE: Michael Glazier, 1987.

Jamieson, Robert, A. R Fausset, and David Brown. A Commentary, Critical,Experimental, and Practical, on the Old and New Testaments. Rev. ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1961.

Johnson, Alan. "Revelation." In The Expositor's Bible Commentary, 12:397-603.

Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982.

Johnsson, William G. "The Saints' End-Time Victory over the Forces of Evil." In

Symposium on RevelationBook 2, 3-40. Daniel and Revelation

Committee Series 7. Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992. Kline, Meredith G. "Double Trouble." Journal of the Evangelical Theological

Society 32 (1989): 171-179.
___. The Structure of Biblical Authority. 2d ed. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1975.


Krodel, Gerhard A. Revelation. Augsburg Commentary on the New Testament.

Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 1989.

Ladd, George E. A Commentary on the Revelation of John. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1972.

LaRondelle, Hans K. "Armageddon: History of Adventist Interpretations."

In Symposium on RevelationBook 2, 435-449. Daniel and

Revelation Committee Series 7. Silver Spring, MD: Biblical Research

Institute, 1992.
___. "Armageddon: Sixth and Seventh Plagues." In Symposium on

RevelationBook 2, 373-390. Daniel and Revelation Committee Series 7.

Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.
___. "Babylon: Anti-Christian Empire." In Symposium on RevelationBook 2,

151-176. Daniel and Revelation Committee Series 7. Silver Spring, MD:

Biblical Research Institute, 1992.
___ .Chariots of Salvation: The Biblical Drama of Armageddon. Washington,

DC: Review and Herald, 1987. _. "Contextual Approach to the Seven Last Plagues." In Symposium on RevelationBook 2, 133-149. Daniel and Revelation Committee Series 7. Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.

___. Good News about Armageddon. Hagerstown, MD: Review and Herald, 1990.

___. How to Understand the End-Time Prophecies of the Bible. Sarasota, FL:

First Impressions, 1997.

LaSor, William S. The Truth about Armageddon. New York: Harper & Row, 1982. Lehmann, Richard. "The Two Suppers." In Symposium on RevelationBook 2,

207-223. Daniel and Revelation Committee Series 7. Silver Spring, MD:

Biblical Research Institute, 1992.

Lilje, Hanns. The Last Book of the Bible. Philadelphia: Muhlenberg Press, 1957. Lohmeyer, Ernst. Die Offenbarung des Johannes. Handbuch zum Neuen

Testament, no. 16. Tubingen: J. C. B. Mohr, 1926.

Marshall, David. Apocalypse! Has the Countdown Begun? Lincolnshire,

England: Autumn House, 2000.

Martinez, Florentine G. Dead Sea Scrolls Translated: The Qumran Texts in

English. Trans. Wilfred G. E. Watson. Leiden, NY: E. J. Brill, 1994.

Mauro, Philip. The Patmos Visions. Boston, MA: Hamilton Brothers, 1925. Maxwell, C. Mervyn. The Message of Revelation. God Cares 2. Boise, ID: Pacific

Press, 1985.


Mazzaferri, Frederick D. The Genre of the Book of Revelation. New York: Walter

de Gruyter, 1989.

McNamara, Martin. The New Testament and the Palestinian Targum to the

Pentateuch. Rome: Pontifical Biblical Institute, 1966.

Metzger, Bruce M. Breaking the Code,: Understanding the Book of Revelation.

Nashville, TN: Abingdon Press, 1993.

___. The Text of the New Testament. 2d ed. Oxford: Clarendon Press, 1964.

Midrash Rabbah. Trans. H. Freedman and Maurice Simon. 10 vols. London:

Soncino Press, 1939.

Miller, Patrick D. Deuteronomy. Interpretation: A Bible Commentary for

Teaching and Preaching. Louisville, KY: John Knox Press, 1990. Milligan, William. The Book of Revelation. The Expositor's Bible. Cincinnati:

Jennings & Graham, 1889.

___. Lectures on the Apocalypse. London: Macmillan, 1892.

Minear, Paul S. "The Wounded Beast." Journal of Biblical Literature 72

(1953): 93-101.

The Mishnah. Trans. Herbert Danby. London: Oxford University Press, 1933. Moffatt, James. "The Revelation of St. John the Divine." In The Expositor's

Greek Testament, 5:279-494. 1942. Reprint, Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1961.

Mollat, Donatien. Une Lecture pour aujourd'hui: L'Apocalypse. 2d ed. Paris: Les

Editions du Cerf, 1984.

Morris, Leon. The Book of Revelation. 2d ed. Tyndale New Testament

Commentaries, vol. 20. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1987.

Mounce, Robert H. The Book of Revelation. New International Commentary on

the New Testament, vol. 17. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1977. Musvosvi, Joel N. Vengean-ce in the Apocalypse. Andrews University Seminary

Doctoral Dissertation Series, vol. 17. Berrien Springs, MI: Andrews

University Press, 1993.

Naden, Roy C. The Lamb among the Beasts. Hagerstown, MD: Review and

Herald, 1966.

Nam, Daegeuk. "The 'Throne of God' Motif in the Hebrew Bible." ThD dissertation, Andrews University, 1989.

Neall, Beatrice S. The Concept of Character in the Apocalypse with Implications for Character Education. Washington, DC: University Press

of America, 1983.


_. "Sealed Saints and the Tribulation." In Symposium on RevelationBook 1,

245-278. Daniel and Revelation Committee Series 6. Silver Spring, MD:

Biblical Research Institute, 1992.

The Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church. 2d series. 14

vols. Ed. Philip Schaff and Henry Wace. Grand Rapids, MI: Eerdmans:

1986-1988.

The Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church. 14 vols. Ed.

Philip Schaff. Grand Rapids, MI: Eerdmans: 1988-1989.

Niles, Daniel T. As Seeing the Invisible. New York: Harper & Brothers, 1961. Oates, Joan. Babylon. 2d ed. London: Thames and Hudson, 1986.

Origen. Commentary on the Gospel According to John. Fathers of the Church,

vol. 80. Trans. Ronald E. Heine. Washington, DC: Catholic University of

America Press, 1989.

The Oxford Annotated Apocrypha: Revised Standard Version. Ed. Bruce M.

Metzger. New York: Oxford University Press, 1965.

Pala, Alfred. "The Council of Cosmic Rulers," Perspective Digest 3.2

(1998): 18-25.

Paulien, Jon. The Bible Explorer. Audiocassette Series. 5 vols. Harrisburg, PA:

TAG, 1996.

_. Decoding Revelation's Trumpets. Andrews University Seminary Doctoral

Dissertation Series 11. Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1987.
___. "Interpreting Revelation's Symbolism." In Symposium on

RevelationBook 1, 73-97. Daniel and Revelation Committee Series 6. Silver

Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.
___. "The Role of the Hebrew Cultus, Sanctuary, and Temple in the Plot and

Structure of the Book of Revelation." Andrews University Seminary

Studies 33.2 (1995): 247-264. _. "Seals and Trumpets: Some Current Discussions." In Symposium on RevelationBook 1, 183-198. Daniel and Revelation Committee Series 6. Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.

_. "The Seven Seals. "In Symposium on RevelationBook 1, 199-243. Daniel

and Revelation Committee Series 6. Silver Spring, MD: Biblical Research

Institute, 1992.
___. What the Bible Says about the End-time. Hagerstown, MD: Review and

Herald, 1994.


Pfandl, Gerhard. "The Remnant Church and the Spirit of Prophecy." In

Symposium on RevelationBook 2, 295-333. Daniel and Revelation

Committee Series 7. Silver Spring, MD: Biblical Research Institute,

1992.

Pinnock, C. H. "Time." In The International Standard Bible Encyclopedia,

4:852-853. 2d ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1988.

Plummer, Alfred. "Revelation." In The Pulpit Commentary, 22:1-585. 2d ed.

London: Funk & Wagnalls, 1913.

Porter, Stanley E. "Why the Laodiceans Received Lukewarm Water (Revelation

3:15-18)." Tyndale Bulletin 38 (1987): 143-149.

Pritchard, J. B., ed. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament.

3d ed. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1969.

Ramsay, W. M. The Letters to the Seven Churches. 2d ed. Ed. Mark W. Wilson.

Peabody, MA: Hendricksen, 1994.

Rengstorf, Karl H. "Apostello, et al." In Theological Dictionary of the New

Testament, 1:398-447. Ed. G. Kittel and G. Priedrich. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1964-1976.
___. "Epta et al." In Theological Dictionary of the New Testament, 2:627-635.

Ed. G. Kittel and G. Friedrich. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964-1976. Rice, Richard. Reign of God: An Introduction to Christian Theology from a

Seventh-day Adventist Perspective. 2d ed. Berrien Springs, MI: Andrews

University Press, 1997.

Rienecker, Fritz. A Linguistic Key to the Greek New Testament. Grand Rapids,

MI: Zondervan, 1976.

Rissi, Mathias. "Krima." In Exegetical Dictionary of the New Testament, 2:317-

318. Ed. Horst Balz and Gerhard Schneider. Grand Rapids, MI: Eerdmans,

1990-1993.
___. "Krino, krisis." In Exegetical Dictionary of the New Testament, 2:318-

321. Ed. Horst Balz and Gerhard Schneider. Grand Rapids, MI: Eerdmans,

1990-1993.

Rist, Martin. "The Revelation of St. John the Divine." In The Interpreter's Bible,

12:345-613. Nashville, TN: Abingdon Press, 1957.

Robertson, Archibald T. Word Pictures in the New Testament. 6 vols. Grand Rapids, MI: Baker, 1960.

Rogers Jr., Cleon L., and Cleon L. Rogers III. The New Linguistic and Exegetical

Key to the Greek New Testament. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1998,


Roloff, Jurgen. The Revelation of John. The Continental Commentary.

Minneapolis, MN: Fortress, 1993.

Schaff, Philip. History of the Christian Church, 8 vols. 3d ed. Grand Rapids, MI:

Eerdmans, 1910.

Schmitz, Ernst D. "Dodeka." In The New International Dictionary of New

Testament Theology, 2:694-696. Ed. Colin Brown. Grand Rapids, MI:

Zondervan, 1978.

Schneemelcher, WiLhelm, ed. New Testament Apocrypha. 2 vols. 2d ed.

Louisville, KY: Westminster, 1991.

Scott, Walter. Exposition of the Revelation of Jesus Christ. London: Pickering

and Inglis, 1948.

Seiss, J. A. The Apocalypse. New York: Charles C. Cook, 1909.

Seneca, Lucius Annaeus. Controversial. Trans. M. Winterbotton. The Loeb

Classical Library. 2 vols. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1950. The Seventh-day Adventist Bible Commentary. Ed. F. D, Nichol. 2d ed. 7 vols.

Washington, DC: Review and Herald, 1980.

Shea, William H. "The Covenantal Form of the Letters to the Seven Churches."

Andrews University Seminary Studies 21.1 (1983): 71-84.

_. "The Identification of the Seven Heads of the Beast in Revelation 17."

Unpublished paper, n. d.
___. "The Location and Significance of Armageddon in Rev 16:16." Andrews

University Seminary Studies 18.2 (1980): 157-162.

_. "The Mighty Angel and His Message." In Symposium on RevelationBook 1, 279-325. Daniel and Revelation Committee Series 6.

Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992. _. "Revelation 5 and 19 as Literary Reciprocals." Andrews University Seminary Studies 22.2 (1984): 249-257.

Specht, Walter F. "Sunday in the New Testament." In The Sabbath in Scripture

and History, 114-129. Washington, DC: Review and Herald, 1982. Stefanovic, Ranko. The Background and Meaning of the Sealed Book of

Revelation 5. Andrews University Seminary Doctoral Dissertation Series,

vol. 22. Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1996.

Strand, Kenneth A. "Another Look at 'Lord's Day' in the Early Church and in Rev

l:W."New Testament Studies 13 (1966/1967): 174-181.

_. "The Eight Basic Visions in the Book of Revelation. "Andrews University

Seminary Studies 25.1 (1987): 107-121. Reprinted in Symposium on


RevelationBook 1, 35-49. Daniel and Revelation Committee Series 6.

Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.
___. "Foundational Principles of Interpretation." In Symposium on

RevelationBook 1, 3-34. Daniel and Revelation Committee Series 6. Silver

Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992.

_. Interpreting the Book of Revelation. Worthington, OH: Ann Arbor

Publishers, 1976.
___. "The 'Lord's Day' in the Second Century." In The Sabbath in Scripture

and History, 346-351. Washington, DC: Review and Herald, 1982.

_. "'Overcomer': A Study in the Macrodynamic of Theme Development

in the Book of Revelation." Andrews University Seminary Studies

28.3 (1990): 237-254.
___. "An Overlooked Old Testament Background to Revelation 11:1."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: