Образование для взрослых




В системе учебных заведений разного типа для взрослых практикуется принцип "одинаковый уровень, одинаковые стандарты". В средних учебных заведениях для взрослых срок обучения с полным отрывом от производства в целом тот же, что в однопрофильных дневных учебных заведениях. В учебных заведениях обучение с частичным отрывом от производства или в вечерних учебных заведениях срок обучения продолжительнее примерно на один год по сравнению с однопрофильными дневными учебными заведениями. Срок получения образования по данному профилю в вузах для взрослых в общем 4-5 лет. Форм преподавания специальных дисциплин довольно много, срок обучения ими в целом колеблется между 2-4 годами.

 

За последние 50 лет прошлого столетия Китай сотворил редкое в мире чудо в развитии образования: затратив неполные 2% от общемировых расходов на общественное образование, решил проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего земного шара. К 2001 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывало 229 млн. человек, темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень за аналогичный период. В настоящее время посещаемость начальных школ составляет по всей стране 98,58%, валовой коэффициент зачисления в среднюю школу начальной ступени — 90%, неграмотность среди молодежи и людей зрелого возраста снизилась до 5% и ниже, обязательное девятилетнее образование уже введено в районах с населением, составляющим свыше 90% от всего населения страны.

В последние годы образование развивается в направлении все большего углубления, охватывая все более широкие сферы. 10 лет назад мало кто знал о степени МВА (мастер делового администрирования), а в 2003 г. 62 вуза набрали 30 тыс. будущих специалистов для подготовки по программе МВА. Сегодня уже хорошо известны и программы ЕМВА (мастер делового администрирования для руководителей), и MPA (мастер общественного администрирования). В настоящее время в Пекинском университете, Университете «Цинхуа» и др. в общей сложности в 47 вузах насчитывается 7700 обучающихся программе МРА. Стремительно развивается рынок спроса и предложения в сфере просвещения, огромной популярностью сегодня пользуются курсы компьютерной грамотности, иностранных языков и обучения различным профессиям и квалификационные экзамены для получения соответствующих свидетельств. Стало очень модным продолженное образование, многие уже окончательно распрощались с идеей разового обучения и овладевают новыми знаниями в течение всего трудоспособного возраста

С каждым годом увеличивается международное сотрудничество и обмен в области образования. Китай является страной, направляющей самое большое количество учащихся на учебу за границу. С 1979 г. на учебу за рубеж в 103 страны и района мира выехало 582 тыс. человек, из них 160 тыс. человек после окончания учебы вернулись обратно; наряду с этим быстро растет количество иностранных учащихся, приезжающих на учебу в Китай, всего лишь в 2003 г. в вузах Китая обучается 86 тыс. иностранных студентов из 170 стран мира.

Важной причиной быстрого развития образования является значительный прирост ассигнований в дело просвещения. С 1998 г. доля ассигнований на просвещение в финансовых расходах правительства ежегодно увеличивается на 1%. В 2003 г. на просвещение было выделено 349,14 млрд. юаней, что составляет 3,41% ВВП страны, ассигнования увеличились на 0,22% против предыдущего года, с 1989 г. это самые высокие показатели.

Согласно разработанному Министерством образования КНР плану развития правительство создаст финансовую систему образования, которая будет соответствовать финансовой системе общества, что позволит укрепить ответственность правительственных органов всех ступеней в отношении ассигнований на просвещение и гарантирует увеличение ассигнований правительства на образование, превышающее рост текущих финансовых доходов. В соответствии с планом, цель правительства в сфере финансирования просвещения заключается также в том, чтобы в сравнительно короткий срок достичь 4% доли ассигнований на дело просвещения в валовом внутреннем продукте.

На этапе распространения необязательного образования Китай осуществляет систему распределения участия в затратах на обучение, при которой определенная доля себестоимости обучения покрывается за счет взимания платы за учебу. А чтобы гарантировать учащимся из семей, испытывающих материальные трудности, возможность учиться, китайское правительство предприняло ряд мер, например, создало систему стипендий, систему совмещения учебы с работой, систему субсидий для учащихся, испытывающих особые материальные затруднения, частичное или полное освобождение от платы за обучение и систему государственных кредитов на учебу. Все это эффективно гарантирует успешное получение образования учащимся из необеспеченных семей.

Базовое образование

Базовое образование включает дошкольное обучение, обязательное девятилетнее образование от начальной школы до средней школы низшей ступени, обучение в средней школе высшей ступени, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках ликвидации неграмотности.

В настоящее время в Китае свыше 200 млн. учащихся начальных и средних школ, а с детьми дошкольного возраста это шестая часть всего населения. Поэтому развитие базового образования является приоритетом правительства и рассматривается как важная сфера социальной инфраструктуры и всей системы просвещения.

Государство выделяет целевые средства на школьное строительство для заметного улучшения условий обучения. Кроме нового строительства и расширения школьных помещений, правительство вложило капитал в реконструкцию ветхих зданий начальных и средних школ в многочисленных сельских районах. Значительно возросли бюджетные средства в среднем на школьника, ежегодно обновляются и пополняются учебные лаборатории и учебники во всех школах страны.

Образование на селе

В Китае большая часть населения проживает в сельских районах. В деревнях (уездах, поселках) обязательное образование охватывает 160 млн. человек. С 2003 г. образованию на селе стало уделяться небывалое внимание. На 1-м Всекитайском рабочем совещании по вопросу образования на селе, созванном Госсоветом в сентябре, была выдвинута конкретная цель развития образования на селе и намечены важные политические установки и меры.

В 2003 г. увеличилась финансовая помощь центрального правительства обязательному образованию на селе, под Государственный проект распространения обязательного образованию в бедных сельских районах уже выделено 3 млрд. юаней; из 6 млрд. юаней, предназначенных для реконструкции ветхих зданий сельских средних и начальных школ, уже выделено 2 млрд. юаней; на создание экспериментальных точек по современному дистанционному обучению в сельских средних и начальных школах выделено около 1,4 млрд. юаней, в число образцовых объектов современного дистанционного обучения вошли в первую очередь средние и начальные школы западного региона — образцовые точки уже созданы в 10000 сельских средних и начальных школах. Правительство также увеличит ассигнования, предназначенные на бесплатную выдачу учебных материалов с 200 до 400 млн. юаней в год; все местные финансовые органы тоже в соответствующей степени увеличили ассигнования на образование на селе.

Высшее образование

Стабильно развивается высшее образование. К концу 2003 г. во всей стране насчитывалось 2003 вуза, число обучающихся в них — 19 млн. человек, валовой коэффициент охвата высшим образованием составляет около 17%, по международно-признанным стандартам Китай вступил в этап массового обучения. В опубликованном 23 июня 2003 г. ЮНЕСКО «Докладе о положении в области высшего образования в мире» указывается: число обучающихся в китайских вузах за чрезвычайно короткий срок увеличилось в два раза, по масштабам высшего образования Китай стоит на первом месте в мире.

Благодаря последовательным реформам в последние годы продолжают усовершенствоваться первоначальные масштабы системы высшего образования. В 1993 г. началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, 708 вузов были слиты в 302 многопрофильных универсальных вуза, в частности, Центральная академия прикладного искусства была слита с самым авторитетным храмом науки Китая — университетом «Цинхуа». Пекинский университет, существующий более ста лет, слился с самым лучшим в стране медицинским вузом — Пекинской медицинской академией. Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных заведений мира.

Много лет подряд расширяется прием студентов в вузы. В 1999 — 2002 гг. число поступивших в вузы с 1,6 млн. возросло до 3,2 млн. студентов. В 2003 г. принято в обычные вузы 3,82 млн. студентов, на 620 тыс. больше предыдущего года; в аспирантуры вузов и исследовательских институтов — 269 тыс. соискателей, на 66 тыс. больше предыдущего года. В 2004 г. продолжается расширение приема в аспирантуры вузов, по государственному плану принято 330 тыс. соискателей, на 22,7% больше предыдущего года.

Заметно крепнет научно-исследовательский потенциал вузов, их вклад в экономическое строительство и социальное развитие с каждым днем становится заметней. Укрепляется сотрудничество в области производства, обучения и исследований, что способствует ускорению темпов внедрения научно-технических достижений, появились новые наукоемкие отрасли и новая научно-техническая продукция. К концу 2003 г. в стране насчитывалось 43 научно-технического парка, некоторые из них стали важной базой внедрения наукоемких достижений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: