Голландское искусство XVII века




В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической стра­ной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке. На протяжении всего XVII столетия она является ведущей экономической державой Европы.

Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Протестантизм, вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания,— поэтому и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами, ибо протестантизм отвергал всякий намек на роскошь; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.

Главное достижение голландского искусства XVII в. - в стан­ковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изобра­жающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наимено­вание «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин. Характерной стала «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изо­бражение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), цер­ковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстри­рует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии ФРАНСА ХАЛСА (около 1580—1666). В начале своего творчества Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий. Халс и сам состоял в стрелковой гильдии. В военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, в мирное время представляли собой нечто вроде почетной милиции, обязанности которой сводились к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. Офицерский состав менялся каждые три — четыре года. По окончании срока службы устраивался традиционный банкет, запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники. В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. Георгия» (2) принесла ему широкую известность. Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонта­ли, широкое уверенное письмо, интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

К концу 1620-х гг. складывается зрелое мастерство художника. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов голландского общества — от офицерства и богатых бюргеров «Портрет В. ван Хейтхейсена» (3) до деклассированных элементов - «Цыганка» (4), «Мулат» (5), «Малле Баббе» (6). Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда назы­вают жанровым в силу особой специфичности изображения, опре­деленного приема характеристики. В позе качающегося на стуле Хейтхейзена есть что-то неустойчивое, выражение лица как будто вот-вот должно измениться. Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе, с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины.

Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. - «Регенты госпиталя Св. Елизаветы» (7), «Яспер Схаде ван Веструм» (8).

В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Халс в эти годы перестает быть популярным, потому что никогда не льстит и оказывается чужд переродившимся, утратившим демок­ратический дух вкусам богатых заказчиков. Колорит его картин становится почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета — регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни «Регенты приюта для престарелых» (9), «Регентши приюта для престарелых» (10). В портрете регентов нет духа товарищества прежних композиций, модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Так, на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драма­тические и самые изысканные по мастерству произведения. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер.

 

Пейзажный жанр Голландии XVII столетия особенно интересен. Это не природа вообще, а национальный, именно голландский пейзажи: знаменитые ветряные мельницы, пус­тынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами — зимой. Воздух насыщен влагой.

Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был ЯКОБ ВАН РЕЙСДАЛ (1628/29—1682), худож­ник неистощимой фанта­зии. Его произведения обычно исполнены глубо­кого драматизма, изобра­жает ли он лесные чащи - «Лесное болото» (11), ланд­шафты с водопадами - «Во­допад» (12) или романтиче­ский пейзаж с кладбищем - «Еврейское кладбище» (13). Природа у Рейсдала пред­стает в динамике, в вечном обновлении – «На море» (14), «Зимний пейзаж» (15).

В тесной связи с голландским пейзажем находится анималисти­ческий жанр. Излюбленный мотив АЛЬБЕРТА КЕЙПА — коровы на водопое - «Закат на реке» (16). ПАУЛЬ ПОТТЕР помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа - «Собака на цепи» (17).

Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюр­морт — это в отличие от фламандского скромные по размерам и мотивам картины интимного характера. Питер Клас, Биллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относи­тельно скромно сервированном столе. Колорит сдержан и изыскан. Хеда - «Завтрак с ома­ром» (18), Клас - «Натюрморт со свечой» (19).

С изменением жизни голлан­дского общества во второй поло­вине XVII в., с постепенным на­растанием стремления буржуа­зии к аристократизации и потерей ею былого демократизма изменяется и характер натюр­мортов. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Калф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры перси­ков, винограда, хрустальных поверхностей – «Дессерт» (20), Натюрморты (21,22).

Но главной темой «малых голландцев» является бюргерский быт. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы. В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был ЯН СТЭН - «Гуляки» (23), «Игра в трик-трак» (24). Замед­ленный ритм жизни, выверенность распорядка дня, некоторое однообразие существования прекрасно передает ГАБРИЭЛЬ МЕТСЮ - «Завтрак» (25), «Больная и врач» (26). Еще большего мастерства достиг в этом ГЕРАРД ТЕРБОРХ – «Бокал лимонада» (27), «Пишущая писмо» (28).

 

Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерь­ер. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме.Настоящим певцом этой темы стал ПИТЕР ДЕ ХОХ (1629—1689). Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туф­лями или оставленной метлой часто изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм, изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи – «Письмо» (29), «Служанка и солдат» (30), «Игроки в карты» (31), «Хозяйка и служанка» (32).

 

Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем Яна Вермера, известного в истории искусства как ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ (1632—1675). Вермер был одним из тех художников, кто предопределил многие колори­стические искания XIX столетия, проложил во многом дорогу для импрессионистов. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего опре­делило признание и славу Вермера именно вXIX в. – «Бокал вина » (33), «Концерт» (34), «Любовное письмо» (35), «Оценка жемчуга» (36). Вермер делал то, чего никто не делал в XVII в.: он писал пейзажи с натуры - «Улочка» (37), «Вид Делфта» (38). Их можно назвать первыми образцами пленэрной живописи.

 

Вершиной голландского реализма, итогом живописных дости­жений голландской культуры XVII столетия является творчество Рембрандта. ХАРМЕНС ВАН РЕЙН РЕМБРАНДТ (1606—1669) - сын мельника из Лейдена, он учился вначале в латинской школе, а затем изучал древние языки в лейденском университете. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме, познакомившего его с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Рембрандт вернулся в Лейден, открыл собственную мастерскую.

30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г.—груп­повой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии» (40). На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тул­па, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Как истинный голландец, Рембрандт не боится реалистических деталей, как большой художник, он умеет избегнуть натурализма. В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начи­нается самый счастливый период его жизни. Он становится знаме­нитым и модным художником.

В эти годы Рембрандт много работает в жанре портрета: пишет портреты состоятельных бюргеров - «Проповедник Ансло с женой»(41), автопортреты, портреты близких людей - «Улыбающаяся Саския» (42). Работам этого времени порой свойственны театрализованные внешние эффекты -«Автопортрет с Саскией» («Веселое общество» (43), внешняя патетика и динамизм барокко. Особое место в творчестве Рембрандта этого периода занимают картины на мифологические сюжеты, которые трактуются художником в нетрадиционной манере, далекой от классических канонов и традиций - «Даная» (44). В 1630-е гг. Рембрандт много работал в технике офорта.

Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и эстетическими запросами современного ему общества, проявился в 1642 г., когда картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (Ночной дозор)» (45) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал, по существу, историческую картину. Эффектная, несомненно несколько театральная, в высшей степени свободная композиция, как уже говорилось, не ставила своей целью представить каждого из заказчиков. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнеч­ного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название.

В 1640-е гг. приток заказов сокращается, в мастерской Рембрандта остаются лишь наиболее преданные ученики. Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии. Творчество художника утрачивает присущие ему ранее внешнюю эффектность и ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены - «Давид и Ионафан» (46). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая игра света и тени - «Христос, исцеляющий больных» («Лист в 100 гульденов») (47).

В 1649 г. Рембрандт вступает в брак вторично — со своей служанкой Хендрикье Стоффельс, которая впоследствии часто служила ему моделью - «Портрет Хендрикье Стоффельс» (48).

1650-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости Рембрандта. В композициях этого периода художник часто обращается к крупнофигурным сценам -«Иаков, благословляющий детей Иосифа» (49). В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов - «Бургомистр Ян Сикс» (50), в том числе портреты стариков - «Портрет старика в красном» (51); продолжает работать в графике - «Три креста» (52), «Фауст» (53).

В 1656 г. Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество было продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных условиях провел остаток жизни.

В 1661 г. художнику была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии - «Заговор Юлия Цивилиса» (54). Это произведение не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду творчества художника относится также целый ряд религиозных композиций - «Давид и Урия» (55), «Возвращение блудного сына» (56). Произведения позднего Рембрандта отличаются необыкновенной глубиной психологических характеристик. В старости Рембрандта преследовали утраты: в 1663 г. умерла Хендрикье, в 1668 г. от наследственного туберкулеза скончался единственный сын Титус, а 4 октября 1669 года не стало и самого художника, ушедшего из жизни в нищете, забвении и одиночестве.

 

Политическая, экономическая и культурная ситуация в Голландии 17 века

Ведущий жанр голландской живописи в 17 веке. Характеристика.

Основной жанр в творчестве Ф.Халса. Особенности.

Особенности живописи Ф.Халса позднего периода.

Особенности пейзажного жанра в Голландии. Примеры.

Отличия голландского и фламандского натюрмортов. Примеры

Главная тема «малых голландцев». Характеристика

Главные достоинства творчества Вермера Делтфского

Чьё творчество признано вершиной голландского реализма? Почему?

Как отразилась эстетика барокко в творчестве Рембрандта?

Основные жанры и тематика картин Рембрандта

Творческая судьба Рембрандта. Причины.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: