Б) Радиовещание и телевидение Китая




А) Печать Китая

Согласно упоминаниям в исследовательской литературе, первая китайс­кая газета «Кинг-Пао» («Столичный вестник») вышла в свет в 911 году1. Она появилась в то время, когда в Европе, пережившей падение Римской империи, наступил тяжелый период переселения народов. Следует отметить, что с Древним Римом связаны упоминания о зачатках периодической печа­ти. Выход по инициативе Юлия Цезаря «acta senatus», «acta diurnu publica, populi Romani» является одним из первых опытов обнародования инфор­мации на периодической основе (протоколы сенатских заседаний, сообщения о военных действиях, описание праздников, выдающихся событий). И когда культурные ценности Италии, пришли в упадок, Китай на некоторое время становится своеобразным оазисом мировой культуры. Здесь проводятся опы­ты книгопечатания, с которыми можно связать и появление первой газеты в Пекине.

Содержанием газеты «Кинг-Пао» долгое время были только импера­торские декреты и придворные известия. На рубеже XIX и XX вв. издание начинает выходить в трех выпусках. Первый выпуск под названием «Дело­вой листок» печатался на желтой бумаге и содержал известия из торгового и промышленного мира. Второй выпуск, печатаемый также на желтой бу­маге, являлся собственно преемником древней газеты и носит название «Пра­вительственный вестник». Третий выпуск, «Земский листок», был предназ­начен для провинции, печатался на красной бумаге и представлял собой сокращенное извлечение из первого и второго выпусков. Редакция всех трех выпусков была поручена шестерым членам Академии наук – «Han Lin». Осо­бого внимания газета заслуживает еще потому, что в ней публиковалась информация о служебных проступках крупных чиновников и возложенных на них наказаниях.

Внешний вид первых китайских газет достаточно необычен. Они напе­чатаны на тонких и узких листках, так как китайцы пишут вертикально, ставя одно слово под другим. Ввиду того, что в Китае читают слова справа налево, на последней странице номера, состоявшего из восьми страниц, в правом углу, наверху помещается название газеты, а рядом год и число по китайскому и европейскому календарю. Остальная часть первой страницы часто заполнялась по образцу английских газет многочисленными объяв­лениями. На других страницах помещались политические известия, импе­раторские указы, перепечатанные из английских и японских газет телеграм­мы, провинциальные корреспонденции и в заключение – передовая статья, в которой один из редакторов рассматривал вопросы внешней и внутрен­ней политики.

Вторая половина XIX века отмечена активным развитием китайской периодики. Это связано с развитием технических средств выпуска изданий, усовершенствованием средств доставки газет.

Например, считается, что в 1860 г. американский миссионер Вильям Гэмбл с помощью гальваностереотипного процесса открыл способ изготов­ления матриц китайского шрифта, изобрел стандартную китайскую шриф­товую кассу, расположенную по ключевой системе Канси. На начальном этапе развития периодической печати в Китае применялся литографский способ. Этим же способом печаталась и книжная продукция. Впоследствии, с развитием печатного дела, в Китае стали применяться металлический под­вижной шрифт и печатные машины2.

С изобретением телеграфа, образованием государственной телеграфной компании китайской империи в 1881 г. телеграфная связь стала использо­ваться редакциями газет для получения официальной правительственной информации. Цинский двор в свою очередь использовал телеграф для свя­зи с губернаторами провинций, которые передавали императорские и пра­вительственные указы в местные издания.

Пароходное сообщение по морским и речным путям и железнодорож­ный транспорт обеспечили более быструю циркуляцию периодической пе­чати. В 1896 г. в Китае была создана «Китайская Императорская почтовая служба», которая уже в следующем 1897 г. взяла на себя функции распрост­ранения периодической печати.

В начале XX столетия в Китае зарождается новый тип прессы – маркси­стская революционная печать. Историческая ситуация, в которой это происходило, была связана с «движением 4 мая» 1919 г. (в этот день в Пекине состоялась крупная демонстрация студентов, протестовавших против ре­шения Парижской мирной конференции о передаче бывших немецких кон­цессий в Китае Японии, вслед за чем массовое антифеодальное движение охватило всю страну). Одновременно с ростом рабочего движения среди прогрессивной интеллигенции и студенчества в разных городах Китая ста­ли возникать марксистские кружки. С организацией марксистских кружков в стране появляется первая революционная массовая рабочая печать. В ав­густе 1920 г. в Пекине стала выходить рабочая газета «Лаодунинь», в Шан­хае – «Лаодунцзе» и «Хою», в Кантоне – «Лаодуншэн». Газеты публикова­ли советы рабочим, крестьянам, хронику рабочего движения, письма с фаб­рик и заводов. В период «движения 4 мая» выходил влиятельный ежене­дельник «Мэйчжоупинлунь». На его страницах были опубликованы мате­риалы, посвященные декрету о земле, первой Конституции Советского го­сударства, закону о браке.

Происходящие события форсировали изменения в китайской письмен­ности. На страницах ряда газет было предложено провести реформу пись­менности – вместо языка древних книг (вэньянь) взять за основу литературного языка язык разговорный (байхуа – простой язык) с использованием более ог­раниченного количества иероглифов и сравнительно простым грамматичес­ким строем. В 1919 г. байхуа завоевал всеобщее признание и в 1920 г. был вве­ден в школах Китая.

В 30-40-е годы XX века в Китае укрепила свои позиции коммунисти­ческая партия. В эти годы ЦК КПК дал ряд указаний, предусматривающих мероприятия по укреплению системы партийной печати.

В 1938 г. вышел в свет всекитайский орган КПК «Синьхуажибао». ЦК КПК указал всем местным партийным комитетам на необходимость обратить внимание всех товарищей на огромное значение партийной газеты с тем, чтобы они читали партийную газету и обсуждали важные статьи, опубликованные в партийной газете, а также оказывали помощь в распространении партийной печати.

В 1939 г. ЦК КПК принял решение о создании при всех партийных ко­митетах (в том числе и при уездных) отделов по распространению периоди­ческой печати.

20 июня 1941 г. вышло решение ЦК КПК об упорядочении печати и об улучшении партийного руководства печатью, против серости языка и тра­фарета в газетной работе. Партия ставила задачу творчески использовать печатью национальную форму. Речь шла о том, чтобы покончить с заморс­кими шаблонами и поменьше заниматься пустыми и абстрактными разгла­гольствованиями. Отмечалось, что «догматизм надо сдать в архив и усвоить свежий и живой, приятный для слуха и радостный для глаза китайского народа китайский стиль и китайскую манеру»3.

1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики. Образование КНР положило начало новому этапу в развитии китайской журналистики.

В первую очередь народное правительство закрыло все информацион­ные агентства, редакции газет, журналов, радиовещания, принадлежавшие старому режиму, конфисковало все принадлежавшее ему техническое обо­рудование, необходимое для создания новой системы массовой коммуни­кации народной власти.

Хотя ЦК КПК требовал от местных партийных органов строго соблю­дать дифференцированный подход к редакциям частных газет, журналов и станций радиовещания, закрывать газету или журнал только после получе­ния санкции ЦК КПК, на практике это указание часто нарушалось. Быв­шие частные газеты и журналы в первое время получали от народного пра­вительства финансовую поддержку и становились государственно-частны­ми. Постепенно они выкупались правительством и превращались в госу­дарственные.

В результате в Китае сложилась новая система массовой информации под эгидой крупнейшей партийной газеты «Жэньминь Жибао» («Народная газета»), официального информационного агентства «Синьхуа» («Новый Китай») и Центрального народного радиовещания.

Газета «Жэньминь Жибао», являющаяся органом Центрального коми­тета, коммунистической партии Китая и входящая на сегодняшний день в ряд наиболее крупных и влиятельных мировых изданий, была основана еще в 1946 году. К ее появлению причастен сам Мао Цзэдуя. В апреле 1946 г. заместитель секретаря бюро ЦК КПК освобожденного района Шавьси -Хэбэй – Шаньдун – Хэнань. Бо Ибо во время своего визита в Яиьань среди прочих обсуждал с Мао Цзэдуном и вопрос о создании партийной газеты этого освобожденного района. Первоначально эту газету пред­полагалось назвать «Шин – Цзи -Лу – Юй Бао» или «Тайхан Бао», т.е. использовать традиционные китайские названия провинций, входивших в освобожденный район. Однако Мао Цзэдун предложил не следовать географическому принципу, а назвать ее «Жэиьмвнь Жибао» («Народ­ной газетой»). 15 мая 1946 г. в уездном городе Хавьдань провинции Хэ­бэй газета «Жэньминь Жибао» стала выходить как орган бюро ЦК КПК освобожденного района. 15 июня 1948 г. газета стала изданием бюро ЦК КПК Северного Китая. 2 февраля 1949 г. после освобождения Пекина туда переехала редакция «Жэньминь Жибао», и с августа 1949 г. она ста­новится официальным органом ЦК КПК.

Наряду с литературным материалом в китайской газете большое место начали занимать иллюстрации, имеющие самостоятельное значение. «Жэнь­минь Жибао» в воскресные и праздничные дни начала выпускать художествен­ные приложения, содержащие множество рисунков и фотоиллюстраций.

С 1956 г. большинство газет Китая, в том числе и «Жэньминь Жибао», изменило расположение строчек. Строчки располагались уже горизонталь­но, а не вертикально, как раньше.

Тираж «Жэньминь Жибао» вырос с 90 тыс. до 2млн. экземпляров за последние пятьдесят лет. С января 1982 г. «Жэньминь Жибао» стала выхо­дить в Сан-Франциско (США), всего она поставляется более чем в 100 стран мира. В 1987 г. «Жэньминь Жибао» была признана одной из десяти круп­нейших и влиятельных газет мира наряду с американскими «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост», французской «Монд», английскими «Таймс» и «Гардиан».

Одним из важных, направлений в области политики КПК по укрепле­нию системы СМК было развитие единого общегосударственного инфор­мационного агентства «Синьхуа». В первую очередь это было вызвано не­обходимостью установления партийно-государственного контроля над де­ятельностью не столько центрального аппарата агентства, сколько над его многочисленными местными филиалами и отделениями, которые работали разрозненно, а в своей информационной работе ориентировались главным образом на свою местность. Местные отделения агентства «Синьхуа» по существу были придатками местных газет и подчинились местным партийно-административным органам. Если в условиях гражданской войны, ког­да освобожденные районы были изолированы друг от друга, такое положе­ние было оправданным, то после объединения страны под властью народ­ного правительства создавшаяся практика вызывала большие неудобства.

В марте 1950 г. ЦК КПК опубликовал «Указание о реорганизации аген­тства "Синьхуа" в централизованное единое государственное информаци­онное агентство». В апреле 1950 г. Главное управление по делам журналис­тики Центрального народного правительства опубликовало «Решение о работе и реорганизации единого информационного агентства "Синьхуа"»4. На основании этих двух директивных документов «Синьхуа» обрело статус государственного официального информационного агентства, наделенно­го правом публикации официальных заявлений центрального правитель­ства КНР, сообщений дипломатического характера и правом снабжения различной информацией редакции газет, журналов, радиовещательных стан­ций и т.д. Агентство располагало 6 генеральными отделениями в самом Китае и 28 корпунктами. Кроме того, «Синьхуа» создало свои представи­тельства в Москве, Праге, Берлине, Пхеньяне.

Уже в 1982 г. «Синьхуа» вошло в восьмерку крупнейших информацион­ных агентств: «Агентство Франс Пресс», «АНСЛ» (Италия), «Ассошиэйтед Пресс», «Юнайтед Пресс Интернэшнл», «Дойчер Депешендинст» (ФРГ). «Рейтер» (Англия), ТАСС и «Синьхуа».

14 сентября 19S3 г. в Пекине группой известных журналистов во главе с Цэинь Чжунхуа было создано народное информационное агентство «Чжунго синьвэныш» («Китайская информационная служба»), сокращенно «Чжун-нсиныпэ». С 1 октября 1952 г. оно приступило к регулярному распростра­нению информации более чем на 100 газет и станций радиовещания, при­надлежавших китайским эмигрантам, во всех странах. Материалы агент­ства содержали информацию о политике, экономике, культуре, здравоох­ранении, успехах в социалистическом строительстве, а также важную для эмигрантов информацию о положении в их родных провинциях, главным образом Гуандуне, Фудэяни и др., которые исторически являлись района­ми наибольшего оттока китайского населения в страны Южных морей и Юго-Восточной Азии.

В течение сравнительно долгого периода времени на первый план выд­вигалась пропагандистская функция партийной прессы Китая (это происходило во время революционной борьбы и после создания КНР). Создание социалистического рынка привнесло в прессу изменения – начал расширять­ся круг функций печати. Журналистика должна была не только решать аги­тационно-пропагандистские задачи, во и соответствовать требованиям но­вой экономики. В начале 80-х гг. были внесены коррективы в структуру пе­чати СМИ Китая. Начала исчезать монополия партийной прессы, ранее лидировавшей в стране. Появлялись новые газеты других партий, отрасле­вые газеты, газеты предприятий, вечерние газеты, дайджесты, обществен­но-популярные, рекламные, армейские газеты.

Одной из тенденций развития китайской печати последнего времени является концентрация и формирование корпораций. Основой для созда­ния корпораций выступали так называемые системообразующие газеты. Так, например, «Жэньминь Жибао» для обслуживания рынка в 1980 г. первой учредила «Шичанбао» («Газета рынка»), что явилось прологом отделения дочерней газеты от материнской; В течение нескольких лет после этого круп­ные газеты Китая (в том числе партийные) во множестве создавали дочер­ние издания, система которых включала три основных типа: дайджесты, вечер­ние и специализированные. С конца 80-х до начала 90-х гг. шло развертывание корпораций печати, когда системообразующие дочерние газеты, в свою оче­редь, получили дальнейшее развитие. По данным статистики, количество но­вых газет непрерывно увеличивалось: в период с января 1980 г. по март 1985 г. такие издания появлялись в среднем каждые два дня. В 1992 и 1993 гг. новая газета рождалась через несколько дней. В 1993-1995 гг. для развития корпораций печати характерно слияние изданий. Зачастую это происходило путем одностороннего поглощения, когда мощные издания КПК присоединяли к себе неприбыльные непартийные газеты. В январе 1996 г. газета «Гуанчжоу Жибао» организовала первую в Китае корпорацию печати, утвержденную Отделом пропаганды ЦК КПК и Бюро по издательскому делу и печати (БИП). Создание корпораций способствует переходу прессы Китая с уровня, который именуется «объем и количество» на уровень «качества и высокой эффективно­сти». Подобные инициативы высшего административного органа в отноше­нии газет страны беспрецедентны для истории прессы Китая5.

Существующая организационная структура корпораций печати Китая отражает китайскую специфику развития прессы в условиях социалисти­ческого рынка: хозяйственная деятельность прессы, принимает все более разнообразные виды.

Б) Радиовещание и телевидение Китая

Радиовещание

Датой начала периодического радиовещания в современном Китае можно считать 1945 г. После образования КНР в 1949 г. было создано Центральное управление радиовешания, подчинявшееся Главному управлению журналис­тики при Центральном народном правительстве. 14 апреля 1950 г. Главным управлением журналистики было принято «Решение о создании и развитии современной сети радиовещания».

Становлению радиовещания способствовало движение радиоприемных операторов, ответственных за прослушивание и дальнейшее распростране­ние информации народного радиовещания. Радиоприемные операторы были обязаны записывать новости, правительственные указы и другие важные материалы центрального и местного радиовещания и доводить их до сведе­ния широких масс, а также передавать эти материалы уездным и городским органам народного образования и воспитания в качестве основы для вы­пуска местной прессы и стенной печати. Подобная система ретрансляции информации создавалась в армии, в государственных учреждениях, шко­лах, на заводах. Активным радиослушателям предлагалось обращаться на местные станции радиовещания с заявлением о приеме в ряды радиоприем­ных операторов, активистам вменялось в обязанность создавать кружки прослушивания радиопередач, заниматься широкой пропагандой материа­лов радиопередач, рекомендовать массам слушать радио и принимать уча­стие в радиопередачах.

В первые годы после образования КНР система радиовещания пред­ставляла собой четырехъярусную пирамиду. Вершину пирамиды занимало Центральное народное радиовещание. Ниже располагался ярус радиостан­ций крупных административных центров: Шэньян — центр Северо-Восточ­ного Кятая, Сиань – центр Северо-Западного Китая, Шанхай – центр Вос­точно-Китайского района, Ухань – центр Центрально-Южного Кятая, Чун-цин – центр Юго-Западного района. Следующий уровень в системе радио­вещания КНР был представлен радиостанциями провинций и городов цен­трального подчинения. Четвертый, нижний – городское радиовещание.

Местные радиостанции согласно установленному Центральным радио­вещанием порядку были обязаны транслировать наиболее важные инфор­мационные программы Центрального радиовещания «Новости прессы» и «Программу совместной радиопередачи».

В апреле 1950 г. был создан отдел международного радиовещания – «Радио Пекина». Сначала передачи велись на семи языках: английском, японском, корейском, вьетнамском, бирманском, тайском, индонезийском, а также на путунхуа и диалектах – гуандунском, сямыньском, хакка, Ежед­невное международное вещание составляло в то время 11 часов в сутки.

С 1952 г. в сельских районах Китая начинается активное строительство проводной радиосети. Первая проводная радиостанция была построена в апреле 1952 г. в провинции Гнрин уезда Цзютай. В январе 1956 г. в докумен­те ЦК КПК «Основные положения развития сельского хозяйства Китая» в пункте 32 была поставлена задача за 7 -12 лет в основном завершить дело радиофикации сельской деревни.

В июле – августе 1956 г. было созвано 4-е Всекитайское рабочее совеща­ние работников радиовещания, на котором были рассмотрены основные направления реформы системы радиовещания КНР. Отмечалось, что не­благополучное положение в радиовещании сложилось из-за низкого уров­ня профессионального журналистского мастерства, что выражалось в ото­рванности радиожурналистики от жизненных проблем, в низком качестве литературного стиля радиопередач. Прозвучало требование покончить с существованием запретов на критические выступления по радио.

После 4-го Всекитайского совещания в радиовещании КНР произошли значительные изменения: особое внимание стало уделяться подбору журна­листских кадров, были подготовлены и стали выходить в эфир новые про­граммы, представляющие интерес для самой широкой аудитории («По род­ной стране», «Наука и знания», «Воскресный клуб», «Передача для родите­лей», «Беседы о текущих событиях в мире»).

На сегодняшний день структура китайского радиовещания кардиналь­ных изменений в целом не претерпела. Правда, наряду с государственным радиовещанием, в эфир выходят небольшие радиостанции с участием част­ного капитала, однако государство, КПК продолжает контролировать раз­витие электронных СМИ.

Телевидение

Телевидение появилось в Китае в мае 1958 года. В начальный период Пекинский телецентр выходил в эфир всего два раза в неделю с пробными телепередачами. Начиная со 2 сентября 1958 г. после того, как Пекинский телецентр был официально открыт, передачи китайского телевидения ста­ли выходить в эфир шесть—восемь раз в неделю. С октября 1958 г. в эфир вышла первая телепередача шанхайской телестудии.

В 1958 г. были созданы 4 телецентра: в Пекине, в уезде Юйтянь (про­винция Хэбэй), в Харбине, в Шанхае, в 1959 г. – четыре телецентра: в Тянь-цзине, Шэньяне, Чанчуне и в Гуанчжоу, в 1960 г. было построено 9 телецен­тров. В 1961 г. после создания телецентра в Куньмине, развитие сети телеве­щания в КНР было полностью заморожено вплоть до 1968 г.6

Телевизионные программы в то время состояли из получасовой переда­чи новостей, репортажей на производственные темы, революционных опер, документальных фильмов, спортивных передач. Иностранная хроника пе­редавалась всего один раз в неделю.

В мае 1960 г. был создан телеуниверситет, в котором проводились ежеднев­ные телезанятия по математике, физике, химии и китайскому языку. В тот пе­риод телевизионным обучением было охвачено 20 тыс. человек.

В 1973 г. в КНР началось освоение цветного телевидения. В мае 1978 г. в двадцатую годовщину телевидения КНР пекинское телевидение было пе­реименовано в Центральное телевидение. Провинциальные и городские те­лецентры наряду с ретрансляцией программ Центрального телевидения ста­ли выпускать свои телепрограммы.

8 апреля 1984 г. в КНР был запущен искусственный спутник связи, обес­печивающий прием цветных телепрограмм на территории всего Китая и прилегающих к нему районов, а также функционирование пятнадцатиканального радиовещания.

Основой телесистемы Китая в настоящее время являются телевизион­ные каналы Центрального телевещания — его ежедневный объем вещания составляет более 170 часов. ЦТК фактически играет роль, которую у нас в прежние времена во многом выполняло Гостелерадио СССР.

Первая программа – это универсальный канал, выделяющийся, прежде всего, выпусками новостей и общественно-политическими программами. Ежедневный объем вещания – 18 часов.

Приоритеты второй программы, впервые вышедшей в эфир в 1973 году и вещающей сейчас 16 часов в сутки – передачи по вопросам экономики, программы, ориентированные на социальное воспитание.

Третья программа, появившаяся в 1986 году, – театрально-музыкаль­ная, в которой ведущая роль отведена культурно-развлекательным програм­мам традиционной для Китая тематики.

4-япрограмма – международный канал круглосуточного вещания пред­назначена для живущих за рубежом китайцев и сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания. Этот канал появился в 1992 году.

5-я программа (1995 г.) – спортивная.

6-я (1995 г.) рассчитана на любителей кино.

7-я (1995 г.) – универсальная, главным содержанием которой являются детские, сельскохозяйственные (3/4 китайцев – крестьяне), научно-техничес­кие передачи, а также программы для военных.

8-я программа (1996 г.) в основном посвящена литераторе и искусству, а также развлекательным передачам.

В мае 1999 года ЦТК запустило еще один специализированный канал -теледрамы. Ежедневно зрители могут посмотреть до шести телепостановок. По мнению представителя ЦТК, новый проект должен привлечь внимание большой части телеаудитории.

Программы Центрального телевидения сегодня передаются не только на всю страну с использованием спутниковой связи, но и на весь мир. Ос­новная часть программ Центрального телевидения финансируется за счет бюджетных ассигнований. Одновременно с этим быстро растут доходы от рекламы. Идет развитие и системы платных каналов. Например, платными являются 3-я, 5-я, 6-я, 8-я программы ЦТК, сигналы которых распростра­няются в закодированном виде.

Формы распространения телевизионного сигнала в Китае разнообраз­ные: на рынке масс-медиа представлено эфирное, спутниковое и кабельное телевидение. Программы кабельных сетей, как правило, платные.

Китайские телекомпании обычно представляют собой довольно слож­ные экономические организмы, где многие подразделения являются чисто коммерческими и созданы для извлечения прибыли. Скажем, Шанхайское телевидение, успешно конкурирующее с Центральным ТВ, в своей структу­ре имеет приносящие доход гостиницу, рестораны, рекламное н туристи­ческое агентства, производство видеокассет. Немалые деньги приносят также журнал, газета, типография, магазин телетехники, обслуживание иностран­ных тележурналистов, организация концертов, выставок, выпуск всевозмож­ных сувениров. Следует, однако, подчеркнуть, что развитие рыночной эко­номики в КНР пока не привело к возникновению в чистом виде частных телекомпаний. Государство очень ревностно следит за этим. Однако, в ряде районов страны, например, в том же Шанхае, появились в последние годы муниципальные телекомпании смешанного типа, с негосударственный уча­стием. Но существенного влияния на ситуацию они пока не оказывают.

[1] История печати: Антология. Т. 1. – М., 2001. С. 185.

[2] См.: Сергеев Г.И. От Дибао до «Жэньминь Жибао»: путь в 1200 лет (история средств массовой коммуникации Китая). – М., 1989. С. 70.

[3] Слободянюк И.Н. Печать нового Китая. – Киев, 1958. С. 54.

[4] Сергеев Г.И. Указ. соч. С. 169.

[5] См.: Динсинь Л. Пресса Китая в условиях экономической реформы (90-е годы XX века). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – СПб., 1999. С. 16-17.

[6] См.: Сергеев Г.И. Указ. соч. С. 189.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: