Some problems of the theory of selective duties and practice of their realization




Р.Б. Головкин – заместитель начальника Владимирского юридического института ФСИН России доктор юридических наук, профессор

R. B. Golovkin – the deputy chief of the Vladimir legal institute of FSIN of Russia the doctor of jurisprudence, professor

Некоторые проблемы теории избирательных обязанностей и практики их реализации

Some problems of the theory of selective duties and practice of their realization

 

Аннотация: статья посвящена исследованию проблем восприятия сущности избирательных обязанностей и практики их реализации.

 

Summary: article is devoted to research of problems of perception of essence of selective duties and practice of their realization.

 

Ключевые слова: избирательное право, избирательная обязанность, выборы, юридическая обязанность.

 

Keywords: electoral right, selective duty, elections, legal duty.

 

В последнее столетие одним из популярных «брендов» в характеристике развития государства стали выборы в органы государственной власти. На основе выборов и избирательного права позиционируется участие большинства граждан государства создании органов государства и осуществлении государственной власти.Выборы рассматриваются как одна из перспективных форм общественного контроля, за деятельностью государства и его представителей. Избрание депутатов и различных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления предполагает возможность ответственностигосударственных органов перед населением, тем самым реализуется принцип демократии в формировании и реализации государственной власти.

Формирование выборным путем органов государствавыступает одной из наиболее значимых социальных ценностей современного общества, представляет собой одно из важных прав гражданина, относимых к политическим правам. Это группа прав, позволяющих гражданам участвовать в формировании органов государственной власти и самоуправления, кроме того данные права обосновывают возможность участия граждан в различных демократических процедурах, связанных с реализаций государственной и муниципальной власти, например: инициатива издания законов, референдум, отзыв депутатов и т.д.

Безусловно, избирательное право не однородно и большинство исследований посвященных выборам, а так же законодательство о выборах, выделяют два типа избирательного права: активное и пассивное.При характеристике выборов чаше всего речь ведется об активном избирательном праве или праве голоса, которое иногда называется также общим избирательным правом. Право голоса используется при голосованиях на выборах государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц, на референдумах и публичных собраниях. Кроме того выделяют и пассивное избирательное право, или право избираться в выборные органы государства или самоуправления, предполагающее право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на ее выдвижение. К избирательным правомочиям могут быть, отнесены и некоторые другие права: право участвовать в формировании избирательных органов, выдвижении кандидатов, выступать с инициативой отзыва выборных представителей и должностных лиц, заявлять отводы, возражения, оспаривать итоги выборов и т.д.[1].

Вместе с тем, некоторая «зацикленность» юридической науки и практики на избирательных правах приводит к тому, что часто упускается из виду другая важная составляющая избирательных правоотношений – избирательная обязанность.

Из теории правоотношений известно, что всякому субъективному праву соответствует юридическая обязанность.Не случайно известный отечественный правовед С.С. Алексеев утверждал, что во всех случаях, когда существуют субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты – носители прав и обязанностей – оказываются связанными между собой, т. е. связанными правоотношением[2].

Корреляция прав и обязанностей не отвергается даже специалистами отраслевой юридической науки, которые помимо субъектов правоотношений выделяют еще иных их участников, которые, тем не менее, наделены субъективными правами и юридическими обязанностями[3]. Больше того, в некоторых странах установлена обязанность граждан принимать участие в выборах. Например, согласно Конституции мексиканские граждане обязаны голосовать на народных выборах в соответствующем избирательном округе (ст. 36, п. III, Конституции)[4].

Подразумеваются и обязанности по организации и проведению выборов, например, обязанности избирательных комиссий[5]. Следовательно, избирательная обязанность это важный элемент выборов и избирательных отношений.

Понятие «обязанность»исторически складывалось широко - в значении должного вообще. «Надлежащее» стоиков означало «подобающее», т.е. соответствующее требованиям природы. Латинским эквивалентом этого термина явилось слово «officium», в данном значении впервые использованное Цицероном, который трактовал officium в смысле не отвлеченного изначального долга, а обязанности человека как гражданина — члена римской общины. Это то должное, что обусловлено связями человека с др. людьми, общностью их жизни[6].

С времен И. Канта стало формироваться более узкое понимание обязанности. Кант считал, что всякой обязанности (долгу) соответствует некое право, рассматриваемое как правомочие[7]. Это соответствие было уточнено Г.В.Ф. Гегелем по отношению к обязанности человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права»[8].

Следовательно «узкое» понимание обязанности можно рассматривать как определенную поведенческую конструкцию, образующую алгоритм необходимых действий и решений, от реализации которых нельзя произвольно отказаться и которые обеспечивается институтами социальной власти.

От «узкого» понимания обязанности «отталкивается» и понятие юридической обязанности – это, не что иное, как необходимое (должное) поведение, мера этого поведения, удовлетворяющая интерес управомоченного лица. Исполнение этой меры осуществляется субъектами правоотношений, обеспечивается в необходимых случаях государством.[9]Эта мера предполагает необходимость совершать определенные действия (активная обязанность, реализуемая в форме исполнения);

Необходимость воздержаться от определенных действий (пассивная обязанность, реализуемая в форме соблюдения);

Необходимость претерпевать юридическую ответственность и иные меры государственного принуждения (негативная обязанность)[10].

Отсюда юридическая обязанность - это предусмотренная правовыми нормами определенный эталон необходимого поведения, действия и решения в соответствии с данным эталоном, от реализации которых нельзя произвольно отказаться, которые осуществляются, как правило, в интересах управомоченного лица и обеспечивается государственным принуждением.

Институт общих юридических обязанностей граждан закрепляется на уровне Конституций.Чаще всего в конституциях различных стран называются такие обязанности как: подчинение законам и иным нормативным актам, уплата налогов и воинская повинность. В некоторых конституциях имеются даже специальные главы и разделы, посвященные обязанностям, например, в итальянской Конституции - ч. I«Права и обязанности граждан», в Конституции Венесуэлы - ч. III «Личные и общественные права и обязанности», в Конституции Панамы - разд. III «Личные и социальные права и обязанности», в Конституции Испании - секция 2 гл. I «О правах и обязанностях граждан»[11].

Иногда вместе с провозглашенным правом предусматривается точно такая же обязанность, например, в Конституции Гватемалы устанавливается, что труд является правом. Всякое лицо обязано своим трудом способствовать социальному прогрессу и благосостоянию. Бродяжничество наказуемо (ст. 112). Конституция Коста-Рики провозглашает: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом...» (ст. 56). В Конституции Испании говорится: «Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд...»(ст. 35)[12].

Изложенный материал позволяет сделать вывод, о том, что любое, в т.ч. конституционное, субъективное право, должно обеспечиваться соответствующей обязанностью.Тем не менее, иногда, возникает парадоксальная ситуация, когда право, одновременно является и обязанностью, в том числе и в избирательных отношениях.

Для установления специфики избирательных обязанностей обратимся к анализу законодательства.Избирательные обязанности, прежде всего, связаны с деятельностью избирательных комиссий. Например,Постановление ЦИК России от 22.05.2012 N 125/961-6, устанавливает обязанности членам избирательных комиссий обладать определенными знаниями и навыками для исполнения обязанностей по организации и проведения выборов.

Знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, регулирующих вопросы реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, иных нормативных актов, необходимых для выполнения должностных обязанностей, основ организации прохождения государственной гражданской службы, служебного распорядка Аппарата ЦИК России, аппаратного и программного обеспечения, возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота, общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности, основных принципов служебной этики и служебного поведения, основ делопроизводства, правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарного режима.

Навыки: организации выполнения поставленных задач, систематизации информации, оперативной реализации управленческих решений, подготовки документов, работы в операционной системе, текстовом редакторе, с внутренними и периферийными устройствами компьютера, базами данных, электронными таблицами, информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет, управления электронной почтой, пользования современной оргтехникой, работы со служебными документами[13].

В данном случае имеют место обязанности, реализация которых предполагает возможность реализации обязанностей по организации и проведения выборов эти избирательные обязанности условно можно обозначить как «преюдициальные избирательные обязанности»

В законодательстве избирательные обязанности упоминаются и в контексте гарантий и компенсаций за их реализацию. Так, ст. 165 Трудового кодекса РФ фиксирует случаи предоставления гарантий и компенсаций:

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[14].

Закреплены в законодательстве и непосредственные обязанности по организации и проведению выборов, так, статья 20 Регламента Центральной избирательной комиссии закрепляет перечень обязанностей членов Комиссии с правом решающего голоса по направлениям деятельности Комиссии:

обобщение и анализ практики проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, подготовка предложений по совершенствованию и развитию правоприменительной практики и законодательства, а также контроль за реализацией мер по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом;

взаимодействие с группами избирателей, инициативными группами по проведению референдума Российской Федерации, инициативными агитационными группами;

обеспечение прав избирателей, участников референдума на получение информации о выборах и референдумах, обеспечение прав граждан Российской Федерации, политических партий и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, в том числе через средства массовой информации;

разработка и реализация мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов, контроль за соблюдением прав граждан Российской Федерации на участие в голосовании по отзыву лиц, избираемых непосредственно гражданами, контроль за соблюдением установленного Федеральным законом порядка формирования избирательных комиссий, комиссий референдума;

контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при организации голосования в отдаленных или труднодоступных местностях и на судах, находящихся в день голосования в плавании;

контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, иных граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

взаимодействие с судебными и правоохранительными органами по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и т.д.)[15].

Содержащиеся в данной статье обязанности членов ЦИК РФ направлены в основном на обеспечение организации и проведения выборов на территории Российской Федерации. Эти избирательные обязанности по отношению к обязанностям членов ЦИК обладать определенными навыками и знаниями носят индукционных характер, то есть, их модно назвать «индукционными» либо основными, т.к. они направлены на обеспечение избирательных прав.

Еще один вид избирательных обязанностей закреплен в некоторых зарубежныхнормативных правовых актах - это обязанность участвовать в выборах[16]. Эта тенденция продолжает укрепляться и вводится в различных странах мира. Например, сравнительно недавно власти Люксембурга ввели штраф за прогул выборов. Неявка на голосование без уважительной причины обойдется местным избирателем в 100 евро штрафа[17].Эту обязанность предлагается ввести и в отечественное законодательство, а за ее неисполнение - ответственность.В частности, на этом настаивает заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Леонид Ивлев и целый ряд других политиков и ученых[18].

Наряду с предложениями по введению обязанности голосовать, существует множество противников введения данной обязанности. Главный аргумент противников рассматриваемого предложения связан с тем, что голосование это конституционное право, а не обязанность[19]. Тем не менее, представляется, что подмены избирательного права избирательной обязанностью,на самом деле, не происходит. Дело в том, что должное поведение охватывает только обязательность участия в выборах, а само право выбора остается не затронутым (каждый волен голосовать по собственному усмотрению).

Круг обязанных лиц в избирательных отношениях по действующему законодательству России закреплен в различных нормативных правовых актах. Прежде всего, конечно же, это специализированый акт посвященный выборам - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Прежде всего, в качестве лиц обязанных организовывать и проводить выборы и референдумы, данный закон называет комиссии (п.2. ст.3)[20]

Статья 10 данного закона указывает на обязанность назначить выборы уполномоченному на то органу или должностному лицу. [21].

Статья 58. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» фиксирует два вида обязанных лиц:

1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

2. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме[22].

Некоторые обязанные лица косвенно отражаются в законодательстве, которое, собственно, избирательным не является. Например, статья 141 УК РФустанавливает ответственность за воспрепятствование действиям лиц, исполняющих избирательные обязанности: «воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей»[23].

В целом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, можно выделить три группы субъектов избирательных обязанностей, это: обладатели активного избирательного права (по зарубежному законодательству); обладатели пассивного избирательного права (зарегистрированные кандидаты); лица организующие выборы и референдумы (избирательные комиссии, инициативные группы по проведению референдума).

Во-вторых, содержательно избирательные обязанности классифицируются на: обязанности, реализация которых предполагает возможность реализации обязанностей по организации и проведения выборов;обязанности по организации и проведению выборов; обязанности по организации и проведению референдумов; обязанности по формированию фонда зарегистрированного кандидата; обязанность явки избирателей для голосования.

В-третьих, с учетом проведенного исследования, избирательные обязанности можно определить как предусмотренные правовыми нормами стандартыдолжного поведения, а так же действия и решения в соответствии с которыми,осуществляется организация и проведение выборов и референдумов на определенной территории, обеспечиваются государственным принуждением.

Таким образом, избирательные обязанности это неотъемлемая часть избирательных отношений, фактор (средство) обеспечения избирательных прав.

В связи с проведенным исследованием предлагаю следующие изменения и дополнения избирательного законодательства.

1). Дополнить перечень статьи2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».В пункте 29 вместо информации утратившей юридическую силу, закрепить понятие избирательной обязанности: «это предусмотренный правовыми нормами стандарт должного поведения, а так же сами действия и решения в соответствии с которыми, осуществляется организация и проведение выборов и референдумов на территории Российской Федерации».

2). Изменить п.3 ст.3Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следующим образом. Вместо: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению», закрепить: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является социальным долгом и в силу этого обязательным. Волеизъявление на выборах свободно. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».

 

Литература:

1. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999.

2. Конституции зарубежных государств.Сост. Маклаков В.В. 2-е издание исправл. и допол.М.: БЕК, 1999.

3. Уголовный кодекс Российской ФедерацииВ ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ.

4. Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

РРООРДЛ

Literature:

1. Alekseev S. S. Right: the alphabet – the theory – philosophy: Experience of complex research. – M.: "Statute", 1999.

2.Constitutions of the foreign states.Сост. V.V.'s jobbers 2nd edition исправл. and допол. M.: BEK, 1999.

3.The criminal code of the Russian Federation In an edition. Federal laws of 08.12.2003 N 162-FZ, of 07.12.2011 N 420-FZ, of 10.07.2012 N 106-FZ.

4.Labor code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-FZ (edition of 28.12.2013).

 


[1] Конституционное право зарубежных стран https://isfic.info/zarpra/index.htm.20.01.2014.

[2]Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999.С.67.

[3]Шмаров И.В. Уголовно-исполнительные отношения//Уголовное право под ред. Шмарова И.В. М.: Бек, 1996. С.45-46; Южанин В.Е. Уголовно-исполнительные отношения// Уголовное право под ред. Ю.И. Калинина в 2-х т. Т.1 С.291-292.

[4] Конституция Мексиканских соединенных штатов https://constitutions.ru/archives/96/2. 20.01.2014.

[5] См., например: Постановление ЦИК России от 22.05.2012 N 125/961-6 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации";Постановление ЦИК России от 28.06.1995 N 7/46-II (ред. от 23.03.2011) "О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации";Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"), и др.

[6]Философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2004.

[7]Кант И. Метафизика нравов.— Соч. в 6т., т. 4(2). M., 1965, с. 353-57

[8]Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990, с. 202—207

[9]Венгеров А.Б. Теория государства и права:Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С228.

[10] Теория государства и права: учебно-практич. пособие/под ред. Р.Б. Головкина, С.А. Софоновой. – М.:Юрлитинформ, 2012. С.329.

[11] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран//Консультант - Плюс. 16.01.2014.

[12] Конституции зарубежных государств. Сост. Маклаков В.В. 2-е издание исправл. и допол.М.:Б ЕК, 1999.

 

[13] Постановление ЦИК России от 22.05.2012 N 125/961-6 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

[14] Ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

[15]Постановление ЦИК России от 28.06.1995 N 7/46-II (ред. от 23.03.2011) «О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

[16] Ст. 36. п.III Конституции Мексиканских соединенных штатов https://constitutions.ru/archives/96/2. 20.01.2014.

[17] Сводка независимых новостей. https://mail.svodka.net/poslednie-svodki/svodki/969772. 27.01.2014.

[18]Лаховский А. Приехали! За неявку на выборы хотят наказывать. https://newsbabr.com/print.php?IDE=94072.27.01.2014.

[19] Там же.

[20]Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

[21].Там же.

[22]Там же.

[23] В ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: