V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения




Коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры.

2. Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

3. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

4. Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

1. Формирование чёткого произношения звуков, автоматизация и дифференциация их в речи.

2. Овладение первоначальными представлениями о нормах произношения (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

5. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

6. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

VI. Содержание коррекционного курса

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на уроках, так и на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. Уроки проводятся в I (I дополнительном) и II классах.

Начиная с I (I дополнительного) класса на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Во II классе завершается формирование произносительной стороны речи. Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных ситуациях. В моделируемых лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой. Проводится коррекция нарушений письменной речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:

Первый этап —обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.

Второй этап —подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], для дифференциации на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.

Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков.

В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.

В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.

К концу II класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. При тяжелых расстройствах звуковой стороны речи (ринолалии, дизартрии) работа продолжается в III и IV классах.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I (I дополнительный) класс), по развитию речи и русскому языку.

В процессе уроков произношения и логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

Ожидаемые результаты.

• умение правильно и чётко произносить поставленные или ис­правленные звуки речи в словах различной слоговой сложности;

• сформированность фонематического слуха;

• овладение звуко-слоговой структурой;

• состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, вы­разительность, общая внятность речи;

• реализация усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуника­тивных ситуациях.

 

VII. Тематическое планирование

Содержание Кол-во часов Дата
1. Звук. Речевой, неречевой.    
2. Слово. Предложение.    
3. Слог.    
4. Звук А. Звук-буква.    
5. Звук О. Слово.    
6. Звук И. Слово.    
7. Звук Ы.Слог-слово.    
8. Звук У. Слог-слово.    
9. Звук Э. Слог-слово.    
10. Звуки Н-Нь. Твёрдый, мягкий согласный.    
11. Звуки С-Сь.    
12. Звук К-Кь.    
13. Звук Т-Ть.    
14. Звук Л-Ль.    
15. Звук Л-Ль. Дифференциация звуков в слогах.    
16. Всегда мягкий согласный Й.    
17. Звук, буква Й.    
18. Звуки В-Вь.    
19. Буква Е. Два звука — одна буква.    
20. Буква Е.    
21. Звуки П-Пь    
22. Звуки М-Мь    
23. Звуки З-Зь    
24. Дифференциация З-С    
25. Звуки Б-БЬ    
26. Дифференциация Б-П    
27. Звуки Д-ДЬ    
28. Дифференциация Д-Т    
29. Буква Я.    
30. Звуки Г-ГЬ.    
31. Звук Ч. Всегда мягкий.    
32. Буква ь    
33. Звук Ш    
34. Звук Ж    
35. Буква Ё    
36. Звуки Х-Хь    
37. Буква Ю    
38. Звук Ц. Всегда твёрдый.    
39. Звук Щ. Всегда мягкий.    
40. Звуки Ф-Фь    
41. Твёрдый знак    
42. Звуки Р-Рь    
43. Звуки Р-Рь    
44. Дифференциация звуков К-Х    
45. Дифференциация звуков С-Ш    
46. Дифференциация звуков 3-Ж    
47. Дифференциация звуков Р-Л    
48. Дифференциация звуков В-Ф    
49. Дифференциация звуков Г-К    
50. Дифференциация звуков Ж-Ш    
51. Дифференциация Й-И    
52. дифференциация Й-Ль    
53. Й после разделительного мягкого знака.    
54. Й после разделительного твёрдого знака.    
55. Дифференциация звуков Ц-Сь    
56. Дифференциация звуков Ц-Ть    
57. Дифференциация Ц-С    
58. Дифференциация Ц-Т    
59. Дифференциация звуков Щ-СЬ    
60. Дифференциация звуков Щ-Ш    
61. Дифференциация звуков Ч-Т    
62. Дифференциация звуков Ч-СЬ    
63. Дифференциация звуков Ч-Ц    
64. Дифференциация звуков Ч-ТЬ    
65. Дифференциация звуков Ч-Щ    
66. Повторение.    

Настоящая программа разработана на основе перспективного планирования, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Чиркиной Г. В.,, Российской Е. Н., Алтуховой Т. А.Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

Отрабатываться приобретённые навыки будут в рабочих тетрадях: Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» М.2005г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: