Велимир Хлебников
Неповторимость и странность его судьбы сделала Велимира Хлебникова легендой литературы ХХ века. Жизненный и творческий путь его был стремителен – он прожил 37 лет, сочинял стихи – 17 из них. Современники вспоминают, что он всегда как будто жил в поэтическом мире. Он мог писать везде: в магазине, в книжной лавке, в постели – везде, где под руку попадался клочок бумаги. Хлебников не заботился о том, чтобы сохранить свои творения: он дарил рукописи, использовал их на растопку костра, иногда они служили ему подушкой. Многие современники не понимали его творчество. Одни считали его чудаком, другие – мудрецом, третьи – юродивым. Действительно, он был чудаком, добрым чудаком, который хотел сделать всё человечество счастливым. Внешне он был похож на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной ноге, внимательным взглядом, внезапными отлетами в будущее.
Стихотворение Сергея Спасского, посвящённое Хлебникову:
И как нахохленная птица,
Бывало, углублен и тих,
По-детски Хлебников глядится
В пространство замыслов своих…
- Почему основной целью творчества поэта создание метаязыка Вселенной?
- Хлебников считал, что осуществить поставленную цель можно путём синтеза футуристической живописи, поэзии и музыки, гармонически воздействующих на человека.
- Откуда у него появилась интерес к вопросам мироздания? (Вопросы мироздания были заложены в нём с детства матерью и отцом – известным учёным орнитологом, сестра-художница помогала развиться таланту юного художника)
Интерес к вопросам будущего строения мироздания возник во время учёбы в Казанском и Сан-Петербургском университетах, где он увлёкся проблемами мироздания и даже написал статью «Опыт построения одного естественнонаучного понятия». Решающее значение принадлежит времени, в которое он жил. Начало века – первые аэропланы, автомобили, проекты, грандиозные планы Циолковского, связанные с полетами к звёздам. И осуществиться этим идеям помог футуризм.)
Он уходит из университета. Странствует по стране. Много работает, пишет, размышляет и исследует.
Своё назначение он видел в том, чтобы нести миру «самовитое» слово. Поэтому он выбрал себе такое имя – ВЕЛИМИР - повелевающий миром. Он поставил перед собой одну из задач - возрождение слообраза, который бы отражал предмет в живом сочетании слов и красок.Для этого он использовал специальные приёмы.
Приёмы поэтического творчества
1. Внимание к корню слова. При помощи различные префиксов он стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянскую речь (Стихотворение «Заклятие смехом»)
2. Использование церковно-славянских моделей для образования новых слов.(«плясавица»- «лятовица», «кравчий» - «летчий», «держава» - «летава», «крылышкуя» и др.
3. Совмещения значения суффиксов двух различных слов: «лебедиво», «озари» (стихотворение «Кузнечик»
4. Особо внимание к звучанию слова. Каждому звуку от определяет свой образ. (стихотворение «Бобэоби пелись губы…) Какие образы возникли в ваше воображении?
Он создал так называемую «звёздную азбуку», где в каждом звуке он видел модель вселенной.
Например:
«Вэ» - вращение одной точки вокруг другой»
«Эс» - сияние. Наилучший образ Вселенной, в первый момент творческого «взрыва»
«Че» - полный объём, пустота. Это наша Вселенная в будущем.
«Звёздная азбука» поэта было своеобразным космическим ориентиром для плавания по океану поэзии.
5. Новый подход к рифме, ритму и размеру стиха.
Хлебников впервые в поэзии ХХ века разработал «консонанты» - созвучия, в которых при совпадении согласных в ударных слогах рифмующихся слов не совпадают ударные гласные. (например: жребий – рыбий, копоть – капать)
Так мы подходим к выводу, что сочетание планетарности мышления Хлебникова с новаторством в области языка было наполнено движение к лучшему будущему еловечества. В переделывании «созвездья заново» он отводил особую роль человек-творцу.
Человек- творец – центральная идея поэм «Ладомир», «»Зангези», «Синие оковы», «Доски судьбы». Хлебниковский человек-творец призван был облагораживать землю.
Создание новой модели города будущего».
В ранней утопии «Мы и дома», созданной в 1915-1916 годы, Хлебников даёт проект будущих городов, где необыкновенные жилища- «походные каюты», сделанные из гнутого стекла, их можно поставить на колёса и отвезти в любое место. Альтернативам каменным домам у него выступают «дома-остовы», «дома-мосты», «дом- тополь» - узкая башня, обвитая кольцами из кают, «подводные дворцы» «дом-плёнка» из камней ячеек, натянутыми между башнями. Очень удобные для гостиниц, лечебниц, «дом-шахматы», «дом-качели» «дом-волос», поднимающийся на 100-200 сажен. Так Хлебников представлял себе города будущего.
А вот поэтический вариант утопии:
О, ветер города, размерно двигай
Здесь неводом ячеек и сетей,
Я здесь страниц стеклянной книгой
Здесь иглами осей,
Здесь лесом строгий плоскостей
Дворцы-страницы, дворцы-книги.
Стеклянные раздвинутые книги.
Весь город – лист зеркальных окон,
Свирель в руке суровой рока.
Вывод.
- В чём заключается значение творчества поэта Велимира Хлебникова?
«Хлебников «лёг прочной мостовой в жизни русской поэзии, его из неё не вычеркнешь,- последние 10 лет идут под его знаком. Пока будет существовать язык и любовно-работническое изобретательское к нему отношение – жив и Хлебников», - писал Сергей Третьяков.
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе. По теме «Модернизм 20 века»