Обучение собаки стоять по команде




Если очень коротко описать методику отработки этого навыка, то она заключается в том, что после подачи команды «Стоять!» одним из перечисленных ниже способов вы заставляете собаку встать и поощряете ее. Затем поощряете за то, что она сохраняет заданное положение. После усвоения навыка вы приступаете к отработке выдержки, совмещенной с отходом от собаки.

Способ наведения. Вы берете кусочек пищи или игрушку в правую руку и движением руки (если собака сидит — вперед, а если лежит — вверх) заставляете ее встать. Через 3—4 урока следует перестать пользоваться пищей или игрушкой. Инициируйте движение собаки жестом пустой руки и обязательно подкармливайте ее или играйте с ней, когда она встанет. Затем делайте вспомогательный жест рукой менее демонстративно, добиваясь, чтобы собака вставала только по голосовой команде.

Способ пассивной флексии. После подачи команды вы оборачиваетесь к собаке, подводите левую руку ей под живот и мягко ее поднимаете. При этом правой рукой вы фиксируете собаку за ошейник, чтобы она не совершала лишних движений.

Способ наталкивания. Отличается от предыдущего тем, что вы ставите собаку подталкивающими движения левой руки. Иногда для этого используют левую ногу, но осторожно.

Можно воспользоваться одним из вариантов этого способа. Его суть в том, что вы просто делаете шаг вперед, провоцируя собаку встать, — и все.

Для обучения собаки стоять не пользуйтесь способами оборонительного поведения!

Чтобы вставшая собака не села сразу же, легко оглаживайте ее живот левой рукой и время от времени скармливайте ей кусочки пищи. Через 5—7 с посадите или положите ее и повторите урок.

Когда собака будет сохранять заданное положение в основной стойке не менее 15—20 с, попробуйте отойти от нее на шаг. Если она попытается изменить положение, остановите ее толчком руки, постойте секунду, вернитесь в исходное положение, после чего похвалите и повторите упражнение.

Расстояние отхода и время выдержки увеличивайте постепенно, каждый раз жестко (но не жестоко) пресекая попытки собаки изменить заданное положение.

Основные закономерности работы с выдержкой в положении «Стоять»! общие для всех навыков и описаны выше.

Приучение к наморднику

Намордник должен быть легким, свободным (позволяющим собаке открывать пасть и высовывать язык), гигиеничным и эластичным. Всем этим требованиям отвечают намордники из достаточно толстой кожи, которая хорошо сохраняет форму. Металлические намордники хороши на вид, но при ударах собаки головой могут ее травмировать. Кроме того, зимой касаться такого намордника языком и брылями неприятно.

Намордник должен стать для собаки предвестником какого-то очень важного для нее или приятного события.

Почему собака возбуждается и радуется, когда вы снимаете с крючка ее ошейник и поводок? Да потому, что эти предметы — предвестники такого интересного события, как прогулка! И если намордник станет таким же предметом, т. е. предваряющим прогулку, он тоже будет вызывать положительные эмоции.

Итак, если вы хотите научить собаку радостно носить намордник, выходите на прогулку только с ним. Для начала, надев на нее намордник, быстро спуститесь во двор и сразу же снимите его. Постепенно увеличивайте время пребывания собаки в наморднике и несколько раз за прогулку наденьте и снимите его.

Если собака активно пытается снять намордник, а угрожающая интонация и отвлекающие рывки поводком или команды, требующие необходимых действий («Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!»), не помогают, снимите намордник и отругайте собаку или даже слегка шлепните. Затем снова его наденьте и, сменив гнев на милость, как можно более радостно похвалите собаку. Или пойдите ей навстречу, помогите снять намордник и тотчас же вернитесь домой или в подъезд. Постояв там 2—3 мин, дайте собаке ее любимую команду — «Гулять!», наденьте ей намордник и выйдите во двор.

После утомительных занятий дрессировкой отпускайте собаку на радостный для нее перерыв только в наморднике.

Если у вашей собаки уже отработан до совершенства какой-либо навык, например движение по команде «Рядом!», можно надевать намордник и на время выполнения этого приема, пресекая попытки снять его исполнительной командой.

Очень полезно подкармливать собаку через намордник и меньше угощать ее, когда он снят. Тренируйте ее в наморднике, осваивая какие-либо общедисциплинарные навыки.

Старайтесь не обращаться с собакой грубо после того, как надели на нее намордник или во время пресечения попыток снять его. Если вы свяжете наличие этого предмета с неприятными последствиями, в дальнейшем будет трудно доказать собаке обратное.

Возвращение на место

Иногда бывает нужно, чтобы собака надолго оставалась в определенном месте, например в автомобиле, в квартире, чтобы не мешала генеральной уборке, на пикнике, подальше от стола и т. п. К отработке этого навыка приступают только тогда, когда усвоены другие навыки: подход собаки по команде, укладка и выдержка в различных положениях.

Навык «на место» включает в себя четыре составля-ющих: фиксация собаки на месте в положении лежать; сохранение данного положения; подход к дрессировщику и выдержка около него; собственно возвращение на место и принятие заданной позы. Вначале следует отработать фиксацию собаки на месте и выдержку. Пока навык не усвоен, лучше использовать длинный поводок.

Итак, вы укладываете собаку, кладете перед передними лапами предмет (любой с большой поверхностью) и привлекаете ее внимание к этому предмету, похлопывая по нему или выкладывая на него лакомства. Одновременно с этим подаете команду «Место!», а затем — фиксиру-ющую команду, чуть более строго и отходите от собаки. Время от времени возвращаетесь к ней и подкрепляете ее поведение, снова привлекая внимание к предмету, как описано выше.

На данном этапе работают над увеличением времени выдержки собаки на месте до подхода дрессировщика и расстояния отхода последнего. Собаку приучают оставаться на месте: когда дрессировщик уходит в укрытие или заходит за собаку, вводят отвлекающие раздражители. Если собака срывается с места, используют либо отрицательное подкрепление — неприятными или болезненными рывками поводка возвращают ее на место, либо условное отрицательное подкрепление (неодобрительные слова с угрожающей интонацией).

В качестве вспомогательного элемента полезно следу-ющее упражнение: взяв собаку на длинный поводок (при хорошем контакте с собакой можно и без поводка), положить ее, обозначить место, поработать с выдержкой и отпустить собаку командой «Гуляй!». После непродолжительной прогулки следует подойти к месту и, подавая команду «Место!», привлечь внимание собаки, (например, присев, похлопать по предмету), а если она не подходит, подтянуть ее к предмету поводком, уложить и похвалить.

Когда собака начнет по команде приближаться к предмету сама, можно переходить к одному из перечисленных ниже способов дрессировки. Но сначала небольшое отступление. Иногда после отработки выдержки у предмета собака с неохотой покидает его даже по команде «Ко мне!». В таком случае посвятите 2—3 занятия отработке этого элемента, поддергивая собаку к себе поводком или отбегая назад после подачи команды.

Уложив собаку, обозначив предметом место и поработав с выдержкой (30—40 с), дрессировщик встает в 3—5 м от собаки (для начала этого достаточно) и после подзыва ее с места к себе и соответствующей выдержки действует, руководствуясь одним из предлагаемых ниже способов.

Способ наталкивания

Вариант 1. Дрессировщик, взяв собаку на поводок и подав команду, начинает движение к месту, принуждая и ее двигаться за ним. При подходе к месту он укладывает ее и подкрепляет данное поведение. Со временем дрессировщик должен предоставлять ей больше самостоятельности, отдаляясь от нее все дальше и дальше.

Вариант 2. Почти тот же, что и при научении команде «Гуляй!». После подачи команды дрессировщик вместе с собакой (можно без поводка) направляется к месту бегом. Остальное, как в первом варианте.

Вариант 3. Используют длинный поводок, переброшенный через блок (дерево, столб, изгородь и т. п.). Один конец пристегивают к собаке, другой дрессировщик держит в руке. При подходе собаки к дрессировщику поводок распускается. После посыла собаки на «место» ее принуждают подойти к месту легкими рывками поводка.

Способ наведения

Вариант 1. После подачи исполнительной команды собаке показывают лакомство, приманивая ее к месту. Там лакомство кладут на предмет и позволяют собаке его съесть.

Вариант 2. Дрессировщик на глазах у собаки подбрасывает на место кусочки пищи и разрешает командой «Место!» подойти и съесть их. Затем укладывает ее и снова поощряет.

Вариант 3. Командой «Сидеть!» фиксируют собаку на некотором расстоянии от места и, подойдя к нему, демонстративно кладут на предмет пищу. По возвращении к собаке командой разрешают ей подойти к месту и съесть пищу, после чего укладывают собаку и хвалят.

Если у дрессировщика есть вторая собака, уже «прошедшая университеты», можно использовать имитационный способ дрессировки.

При отработке любого навыка работу нужно начинать в спокойном уединенном месте (можно и дома), постепенно увеличивая количество и интенсивность посторонних раздражителей. Очень важно вовремя прекратить вспомогательные воздействия на собаку (управление поводком, дача лакомства, телодвижения дрессировщика), добиваясь самостоятельного поведения собаки. Если долго оказывать помощь, то вспомогательные элементы могут стать частью исполнительной команды. В таком случае собака будет «думать», например, что команда «Место!» означает, что владелец сейчас отведет ее к своей сумке.

Для начала расстояние до места не должно превышать 3—5 м и предмет должен быть крупным, так легче воздействовать на собаку, помогая ей и тормозя нежелательное поведение, да и собака быстрее поймет ваши требования. Когда собака усвоит навык достаточно стабильно, можно использовать предметы помельче (ключи, спичечный коробок и др.) увеличивая расстояние (до 30—50 м) и время выдержки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: