Приглашение на Мастер-класс по народной кукле из лыка
СВЯТОЧНАЯ КОЗА
12 декабря с 11 до 13-30
Следующая кукла, которую мы будем делать Святочная коза, её делали именно для встречи Нового года, с ней ходили колядовать, проводили рождественские гулянья и забавы.
Где коза ходит, там жито родит
Где коза хвостом – там жито кустом,
Где коза ногою – там жито копною,
Где коза рогом – там жито стогом.
Куклу Святочную Козу делали на Зимние Святки - время прихода Нового года. Делали в основном для детей, чтобы они могли повторять те игры, в которые играли ряженые взрослые на Святках. А на Святках ряженые процессией или ватагой ходят по избам и потешают хозяев, за что хозяева одаривают их гостинцами.
Коза издревле являлась символом плодовитости, обильности и жизненной силы. Эти качества старались передать земле. Козе приписывали силу вызывать плодородие в тех местах, по которым её проводили. Известен обряд - игра «Шествие с козой» в южных районах России, а также на Украине и в Белоруссии. Есть схожий обряд «шествие с плугом», когда подражали пахоте и сеянию. Всё это должно было оказать непосредственное влияние на урожай.
Часто ряженые ходили в масках. Маска Козы – наиболее архаичная. В «Козу» рядится обычно бойкий парень, ходит в вывернутом наизнанку тулупе и в маске с рогами. «Козу» водит «Дед», который тоже ходит в маске. Коза скачет и пляшет под прибаутки Деда. Ватага ряженых поёт песню. Бродячий Торговец подтрунивает над Козой, и просит Деда продать Козу ему. Дед соглашается, и после небольшого торга отдаёт Козу. Торговец тянет её за собой и заставляет плясать, коза упрямится, упирается. Торговец ударяет её, коза «падает замертво». Дед горюет, посылают за попом. Песня подходит к концу, и тут Коза неожиданно вскакивает, кланяется Деду, и продолжает радостно плясать. Дед доволен, что Коза только притворялась мёртвой.
|
Козу могли водить в компании Скрипача или Барабанщика.
Внезапное умирание и воскресение отыгрывается на Святки повсеместно.
Известны схожие сценки - вождение Коня или «Бесовской кобылки». Кобылку водит Хозяин, который хочет её продать и нахваливает. Цыган или Купец торгуются, потому как кобылка не столь хороша, как её описывают. По ходу проверки достоинств кобылки, та внезапно падает и «сдыхает». Ищут доктора или того, кто сможет оживить кобылку. Помогает непристойная «молитва», после которой кобылка резко вскакивает, ржёт, и покупатель её забирает.
Также рядились «в Быка», одевая маску быка, бодая девок и гоняясь за ними. Бык гонялся, пока его не били в лоб. Примерно то же проделывал «Журавль». Игры носили эротический характер. Рядились Медведем и Поводырём, разыгрывали «Медвежьи потехи». Медведь мог быть учёным, показывал, «как девки пудрятся», «как по воду ходят», «как в бане парятся». А мог просто пугать и валять девок.
Известна игра «в Кузнеца», который хвастал, что может старых в молодых перековать. Ряженый Стариком заходил в «Кузню», сбрасывал маску и выходил оттуда подростком. При каждом ударе с Кузнеца сваливаются портки и он остаётся голым. По просьбам девушек всех «стариков» он переделывает в молодых, девушки расплачиваются поцелуями, кузнец старается их вымазать сажей.
Также на Святки обычно рядятся в Цыганок и ходят по домам – ворожат. Рядятся в Солдата с ружьём, который готов любую службу сослужить. Повсеместно женщины рядятся мужчинами, а мужчины женщинами. Они позволяют за собой ухаживать, высмеивают все нелепости и дурачатся.
|
Известно, что на Святках ещё рядились в «Покойника» или «Смерть». Смерть обычно была «ходячей» и молчаливой. Покойника клали на доски и возили на санках, и вопили. Похожая была игра «в Умруна» - умруна также возили из дома в дом, время от времени пытаясь его оживить. В числе «провожающих» был поп, многочисленная «родня», иногда доктор. Ряженый заставлял девок целовать Умруна - в попытке оживить, а если не выходило – то чтобы попрощаться. При этом он незаметно покалывал острым шилом то Умруна, то девок. В конце игры Умрун не выдерживал, вскакивал и гонялся за девками.
Время Святок – переходное, в это время ряженые, их ещё называли Кудесники, Окрутники, через игру старались оказать на мир некое воздействие, которое призовёт жизненную силу и изгонит враждебные духи, поможет миру обновиться и измениться. Принесёт миру благо.
Если ряженые искренне отыгрывают свои сценки, если люди, которые не только зрители, а и участники, а порой даже и жертвы, откликаются душой, если народ смеётся и понимает что-то большее про жизнь, значит игра удалась!
Материалы входят в стоимость занятия.
Стоимость мастер-класса 650 руб.
Время – с 11 до 13-30 в субботу 12 января, в помещении текстильной лавки «Макошь».
Обязательна предварительная запись, тел. 8951 394 4507 Ирина