Конфликты между студентами и преподавателями




Ряд авторов рассматривает явление педагогического конфликта в его узком значении, то есть как непосредственный конфликт педагога и ученика. Так, например, М. М. Рыбакова, обобщая особенности педагогических конфликтов, отмечает среди них следующие: различный социальный статут возраст и жизненный опыт конфликтующих; разная стегают, ответственности за ошибки при его разрешении; необходимость для учителя учитывать присутствие при конфликте других учеников; профессиональный долг учителя ставить на первое место интересы ученика. При этом конфликты рассматриваются как отрицательное явление, и среди всех стратегий их разрешения предпочтение отдаётся подавлению на начальной стадии.

В. И. Журавлёв видит истоки педагогических конфликтов в «противоречивой природе самой педагогической деятельности, в которой взаимосвязаны люди с разнородными свойствами, личностными характеристиками, опытом и т.д.». Тем не менее, анализируя основные причины возникновения конфликта в старших классах средней школы и ВУЗе, В.И. Журавлёв также не выходит за рамки отношений типа «преподаватель - ученик», относясь к конфликтам, как к деструктивному явлению.

«Перестройка, связанная с началом учебы, – сложный и комплексный процесс на этапе обучения в высшей школе, который зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Появляется стремление к независимости, индивидуальности, оригинальности. Проявляется критиканство и максимализм суждений, практицизм. На данном этапе сфера общения молодого человека сильно меняется, формируется стиль общения, возникает сильная потребность в принадлежности к группе». [2]

Взаимодействие по линии «преподаватель — студент» считается одним из главных во всем социально-педагогическом процессе. Непосредственно здесь происходит «передача» всего массива знаний, информации, установок, ценностных ориентации и т. д., собранных в системе высшего университетского образования.

Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» заключается в том, что студент - это самостоятельный субъект педагогического процесса. По сути, он является «заказчиком» типа образования и может осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».

Другая специфическая черта во взаимодействии «преподаватель — студент» (характерная, по большей части, для российского высшего образования) заключается в том, что преподаватель, имеющий высокий профессиональный статус в вузовской среде, в повседневной жизни «низведен до самого низкого уровня». И эта особенность также стимулирует конфликтность.[3]

Социальные факторы, образ жизни, психоэмоциональные состояния могут вызвать и психологические проблемы, существенно влияющие на учебу. Все эти процессы проходят на фоне трансформации современного общества, когда происходит смена экономических, политических и культурных ценностей. Социальные проблемы усугубляются психофизиологическими и личностными и ставят молодого человека в тяжелые жизненные условия. Различия в нравственных установках, нормах, ценностях, поведении часто ставят студента в конфликтную ситуацию, что может повлечь за собой либо межличностный конфликт, либо конфликт со всей группой».[4]

Опросы показывают, что студенты относительно к изучаемой теме реагируют резко негативно к[5]:

· отношению некоторых преподавателей;

· внезапным опросам на занятиях по непройденным темам;

· получению отрицательных оценок из за личной неприязни к студенту или личного конфликта между преподавателем и студентом;

· необоснованно предвзятому отношению преподавателей;

· ущемлению прав;

· неприязни своих товарищей;

· некомпетентности преподавателей;

· срыву занятий в связи с опозданием или отсутствием преподавателя на рабочем месте.

Ситуации, имеющие связь с неблагополучной ситуацией в быту, сильно влияют на конфликтность студентов. Это транспортные неудобства, недосыпание, отсутствие культуры быта в общежитии, переутомление, усталость, нехватка средств и др. Исследователь отмечает также, что «личностные особенности преподавателей, их профессиональный уровень, плохая организация учебного процесса, запущенное состояние аудиторий, личностные особенности студентов и материальные проблемы, могут являться конфликтогенными факторами в вузе».[6]

Типовые, наиболее распространенные, конфликтные ситуации во взаимоотношениях между преподавателями и студентами. Конфликтные ситуации, создаваемые преподавателями, обусловлены следующими факторами: [7]

а) Низкий уровень преподавания.

б) Неуважительное отношение к студентам.

в) Субъективизм в оценках на экзамене.

Сказываться на оценках могут также личностные качества студента, его стиль поведения на занятиях (реплики, неуместные фразы, пререкания, «неудобные вопросы», вступление в споры).

В случаях, когда студенты уверены в несправедливой, по их мнению, оценке их знаний, они начинают открытый конфликт с преподавателем, но достаточно часто ограничиваются тем, что испытывают чувство враждебности, и даже ненависти, жажду мести, о которых рассказывают своему окружению.

Обычно студенты знает, кто из них и на какую оценку освоил предмет. Повторяющееся несовпадение их ожиданий с фактически полученными оценками вселяет в студентов уверенность в необъективности преподавателя. В таких случаях студенты жалуются на преподавателя руководству, и конфликтная ситуация становится конфликтом.

Зная о возможностях субъективной оценки знаний, студенты используют все возможности манипулирования, чтобы получить от преподавателя нужную оценку.

г) Субъективизм в требованиях к студентам.

Преподаватель принимает решение о допуске или недопуске опоздавших студентов к занятию. Может потребовать, например, предоставить конспект лекций на экзамене. Может спрашивать строго, дотошно и требовать показать максимум знаний, а может «либеральничать» и закрывать глава на списывание.

Отсюда у студентов складывается впечатление, что преподаватель действует необъективно. Очевидно, что это конфликтная ситуация. В таких условиях любой инцидент может привести к конфликту студента с преподавателем.

д) Отрицательные личные качества преподавателей.

Любое проявление таких качеств может привести к конфликту. Самой конфликтной является такая черта характера педагога, как мстительность, – за некоторые «обиды», которые, с точки зрения преподавателя, он претерпел от студента. Например, студент систематически опаздывал на занятия этого преподавателя, что впоследствии сказывается на экзаменационной оценке.

Распространен факт навязывания своего мнения, как единственно правильного, студентам со стороны преподавателей общественных дисциплин. Подобное интеллектуальное насилие, – это конфликтная ситуация.

е) Корыстные интересы преподавателей.

К несчастью, в некоторых российских высших учебных заведениях «торговля» оценками буквально поставлена на поток, и известна стоимость поступления, за оценок на экзамене и зачете, курсовой и дипломной работы.

Коррупция, взяточничество в сфере образования устрашает, как и в любой другой. Но в образовательных учреждениях она еще и калечит души молодого поколения.

Конфликтные ситуации, создаваемые студентами, обусловлены рядом причин, а именно[8]:

а) Недобросовестное отношение студентов к учебе.

Это главная конфликтная ситуация между студентами и преподавателями, которая ведет к самому большому числу конфликтов. Причиной конфликтов является «желание» родителей, уход от службы в армии.

б) Отсутствие контроля студентов в течение семестра.

Внезапно появившаяся у первокурсников «свобода» (возможность не готовиться к занятиям и пропускать занятия без ощутимых последствий) и неверное впечатление, что «еще достаточно времени впереди». Негативную роль в такой ситуации играет пример студентов старших курсов, которые занимаются мало, а сдают экзамены лучше (научились манипулировать преподавателями).

Отсутствие контроля над студентами в будущем приводит многих из них к конфликтам в период зачетной и экзаменационной сессий.

Поэтому оправданными являются действия кафедр и деканатов, отслеживающих текущую успеваемость и посещаемость студентов, чтобы не дать зародиться в дальнейшем конфликтам на почве неуспеваемости.

в) Неподготовленность к учебе в ВУЗе.

Данная конфликтная ситуация возникла в связи с появлением платного высшего образования. Некоторые образовательные учреждения готовы принять практически всех желающих. Для негосударственных образовательных учреждений студенты – единственный источник финансирования, а для государственных – дополнительный источник средств на повышение зарплат и премий профессорско-преподавательскому составу и иному персоналу, приобретение литературы, компьютеров, оргтехники, на командировки и т. д.

Причем руководство ВУЗа с большим нежеланием отчисляет студентов платного отделения, требуя от преподавателя «научить», «заставить» и т. д. Принципиальным преподавателям в такой ситуации приходится непросто.

г) Низкие моральные качества студентов.

Студенты, которым присущи такие качества идут на обман, подделку документов, шантаж преподавателя и даже прямые угрозы расправы с ним.

Зная нежелание руководства учебного заведения расставаться со студентами (от их числа зависит количество штатных единиц преподавателей), тем более с «платниками», такие учащиеся по любому поводу пишут жалобы на преподавателя. А жалоба – это уже конфликт, поскольку представляет собой открытое противоборство. Конфликт, в котором преподаватель является заранее известным проигравшим. Поскольку руководству не нужны преподаватели, создающие для него проблемы (ведь им придется разбираться с конфликтом). Конфликты со студентами негативно отражаются на имидже преподавателя.

Шейнов В.П. пишет о том, что студенты способны решить конфликты внутри группы, в то время как, конфликты между преподавателем и студентом имеют сложные формы и важна роль в их решении на более ранних этапах, на зачатках данных конфликтов, в следствии чего, преподавателю необходимо увидеть их заранее.

 

2.3. Конфликты между студентами

Причины конфликтов типа «студент-студент» по оценкам самих студентов имеют следующие основания[9]:

· неадекватность оценок и самооценок;

· различия в ценностных ориентациях;

· разлад человека с самим собой;

· бестактность в общении, зависть к успехам другого;

· заниженная самооценка;

· низкое социальное положение.

Как пример, в группе студентовпервых курсов происходит самоутверждение и более сложные, новые люди. Так как в школе, ученики провели 10 лет, и знают друг друга, новая группа в свою очередь может создавать внутренние конфликты, в виду разных типов людей с разными темпераментами, образованностью, коммуникабельностью. Тогда на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности.

Исследователи указывают, что «первый курс характеризуется обостренным чувством собственного достоинства, максимализмом, категоричностью нравственных критериев оценки фактов, событий, а также моедели поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов».

К более старшим курсам межличностные взаимодействия студентов становятся более уравновешенными, формируются микрогруппы, в которых межличностные конфликты становятся в основном нечастым явлением. Конфликты чаще всего разрешаются самими студентами, но могут также приводить к разрыву отношений между некоторыми однокурсниками. Большинство студентов ориентированно не на получение знаний, а на получение нужной им оценки, по большей степени, следствие отрыва нашего высшего образования от практического применения. Студенты осознают, что большая часть дисциплин никогда не понадобится им в жизни. Да и всем известно, что начинающих специалистов на работе обычно встречают словами: «Забудьте все, чему вас учили в ВУЗе».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: