РАЗНОВИДНОСТИ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВУЗЕ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт подготовки и аттестации научно-педагогических кадров

Кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли

 

РЕФЕРАТ

По курсу Педагогика и психология высшей школы

на тему:

«Конфликтная ситуация в ВУЗе. Преподаватель и его взаимоотношения со студентами»

Направление (специальность) 38.06.01 Экономика

Направленность (специализация) 08.00.01 Экономическая теория

 

Обучающийся: Унгаев Олег Алексеевич

Группа: Э-1871 Подпись:

 

Проверила: Пашковская Ирина Николаевна

Должность: доктор педагогических наук, профессор

 

Оценка_____________________ Дата________________

Подпись____________________

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……..………………….……..3

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ……………………4

1.1. Понятие конфликт……………………………………………………….....4

1.2. Виды конфликтов…………….…………………………………………….6

2. ПРИЧИНЫКОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВУЗЕ…………….….....9

2.1. Конфликты между преподавателями……………………………………..9

2.2. Конфликты между студентами и преподавателями…………………….10

2.3. Конфликты между студентами…………………………………………...17

3. СПОСОБЫРАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ…………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………….………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Возможно, конфликт является отцом всех вещей, то есть движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной», — писал Ральф Дарендорф.

В процессе обновления современного общества образование все более определяется как «социальный заказ». Образовательные учреждения уже не являются замкнутой информационной средой, местом приобретения знаний ради знаний, но становятся средством, обеспечивающим возможность подготовки к деятельности в мире будущего. В тоже время, высшая школа является одним из ведущих факторов социального и экономического развития, так как человек, который способен заниматься поиском и осваивать новые знания, который может находить нестандартные решения проблемных ситуаций и несет ответственность за принятые решения, является главным капиталом современного общества.

Требованиям общества и профессиональных структур на данный момент к человеку: не только «набравший» определённую сумму знаний, но и имеющий личностный потенциал в достаточно высокой степени, т.е. имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, умеющий, в частности, разрешать конфликтные ситуации.

Умение урегулировать конфликтные ситуаций приобретает огромную значимость, поскольку современные отношения существенно опережают разработку законодательных актов, регламентирующих новые экономические и социальные реальности в ситуациях, не предусмотренных соответствующими законами или нормативными актами ситуациям.

Это невозможно осуществить в условиях затрудненных межличностных отношений в образовательной среде и при наличии конфликтных ситуаций. Необходимость предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в образовательной среде демонстрирует актуальность выбранной темы исследования.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

Понятие конфликт

В психологии теории конфликта появились немного позднее, чем в социологии. На сегодняшний день конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер.

Однако как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта», положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля, и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа.

Главным вывод о Георга Зиммеля — это то, что конфликт является одной из формой социализации. «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования»

Множество идей, которые рассматриваются в социальных конфликтах, рассматриваются и в психологических теориях, откуда берет начало теория конфликтов. Рассматривая конфликты, он сопоставим с психоанализом обьекта, где существенным условием разрешения внутриличностного конфликта является его осознание. В целом данные теории исследовали психологические аспекты конфликта, при этом делалась ставка на внутриличностный и межличностный конфликты.

Рассмотрим нектоторые подходы к конфликту, опираясь на традиционно сформировавшиеся направления:

1. «Конфликт как реакция на ситуацию». Причиной конфликтной ситуации согласно поведенческому подходу являются внешние стимулы, воздействующие на индивидов и связанные с ситуацией. В связи с этим исследователи сфокусировались на условиях, ведущих к возникновению конфликта. Этот подход рассматривает в основном межличностные и межгрупповые конфликты.

2. «Конфликт как реакция на субъективное восприятие ситуации». Данный подход также носит название когнитивного подхода и направлен на исследование значимости когнитивных процессов в появлении субъективных переживаний и реагировании на ситуацию (Ф. Хайдера, У. Клара и др.).

В психологии конфликт (от лат. «conflictus»- столкновение) рассматривается как «столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями».

В конфликтных ситуациях часто встречаются термины «противоречие», «проблема», «конфликт», которые нельзя приравнивать.

Во-первых, не любое противоречие влечет за собой конфликт. Проблемы могут возникать даже при благоприятном течении событий, но не перерасти при всем этом в противоборство.

Во-вторых, конфликт может возникать также в ситуации сотрудничества и согласия. К конфликтной ситуации могут привести только острые и трудноразрешимые противоречия, вызванные неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп. Причиной подобных противоречий, как правило, являются несовместимые взаимоисключающие интересы, ценности и потребности. Обычно возникающие противоречия перерастают в реальное противоборство – открытую либо скрытую борьбу сторон.

В третьих, конфликт, в отличии от противоречия, который является основанием конфликта, всегда является осознанным. Кроме того, он подразумевает конкретные действия сторон, направленные друг против друга.

Согласно Шейнову В.П. структурными компонентами любого конфликта являются[1]:

1) стороны конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

Признаки социально-психологического конфликта:

1) Наличие противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, потребностями субъектов.

2) Противодействие сторон, т.е. поведение, деятельность, направленная против оппонента.

3) Наличие противодействия, сопровождающегося выражением негативных эмоций одной стороны по отношению к другой стороне.

Виды конфликтов

Существует огромное разнообразие видов конфликта. К тому же, до сих пор не существует единой классификации, отражающей все многообразие конфликтных ситуаций. Объяснение этому факту исследователи видят в сложности конфликта как явления в отношениях между людьми.

1) Конфликты в зависимости от подчинения и зависимости друг от друга:

· вертикальные;

· горизонтальные конфликты.

2) Конфликты можно подразделить и по временному промежутку:

· кратковременные (которые являются следствием взаимного непонимания или ошибок)

· и затяжные (связанные с глубокой психической травмой).

3) По частоте возникновения:

· единичные;

· повторяющиеся.

4) По силе воздействия на участников конфликты могут быть:

· сильные (те, что затрагивают ролевой статус личности, ее моральное достоинство);

· слабые (не затрагивают коренные интересы индивида).

5) По объему конфликты бывают:

· широкие (затрагивают интересы больших групп людей);

· локальные (не выходят за сферу интересов конфликтующих).

6) По социальным последствиям конфликты делятся на:

· Конструктивным - это когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.

· Деструктивный - когда одна сторона упорно настаивает на своей позиции и не учитывает интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к методам борьбы, стремиться психологически, подавить другую сторону.

7) По критерию масштаба:

· внутриличностный;

· личностно-ролевой;

· межличностный;

· внутригрупповой;

· межгрупповой;

· социальный;

· классовый;

· межнациональный.

8) По критериям осознания цели конфликта и его объективности:

· целенаправленный объективный;

· нецеленаправленный объективный;

· целенаправленный субъективный;

· нецеленаправленный субъективный.

РАЗНОВИДНОСТИ И ПРИЧИНЫКОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВУЗЕ

Конфликт = Проблема + Конфликтная ситуация + Участники конфликта + Инцидент,

где: инцидент – это совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих противоречия и начало спора между ними;

участники конфликтной ситуации – это лица, группы, организации, участвующие во всех фазах спора;

конфликтная ситуация – это противоборства двух и более участников, которые имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы.

Конфликты в высших учебных заведениях рождаются между:

1) Преподаватель-преподаватель (подразумевается и руководство ВУЗа);

2) Преподаватель-студент;

3) Студент-студен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: