Артикуляционная характеристика гласных звуков
Ряд подъем | передний ряд | передне- средний | средний ряд | задний ряд |
Верхний подъем | и | ы | у | |
верхне-сред- ний подъем | ие, ь | ыэ | ||
Средний подъем | э | ъ | О | |
нижний подъем | а, /\ |
лабиа-
лизов.
Образец описания гласных звуков (устно и письменно):
Протянуть [прът,иенýт,].
[ъ] – гласный, безударный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
[ие] – гласный, безударный, переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный;
[у́] – гласный, ударный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.
Упражнение № 1. Дать артикуляционную характеристику гласных звуков в следующих словах:
затеявший, потрясти, щуриться, приплюсовать, лёд, оглянувшись.
Упражнение № 2. По артикуляционной характеристике определить гласный звук:
- гласный, безударный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;
- гласный, безударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
- гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;
- гласный, безударный, передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.
Артикуляционная характеристика согласных звуков
место об- спо- разов. соб образов. | Губные | язычные | ||||||
губ.- губ-ные | губно- зубные | переднеязычные | сред-не- языч-ные | задне-языч-ные | ||||
зуб-ные | небно- зубные | |||||||
Шумные | взрыв- ные | зв. | б, б, | д, д, | г, г, | |||
гл. | п, п, | т, т, | к, к, | |||||
щеле- вые | зв. | в, в, | з, з, | ж, ж̅,[1] | j(сон.) | |||
гл. | ф, ф, | с, с, | ш, ш̅, | х, х, | ||||
аффрикаты(гл) | ц | ч, | ||||||
соннор- ные | смычн.- проход- ные | бок | л, л, | |||||
но- сов | м, м, | н, н, | ||||||
дрожащ. | р, р, |
Образец описания согласных звуков (устно и письменно):
|
Движение [дв,ижэ́н,иjь]
[д] – согласный, шумный, звонкий, язычный, переднеязычный, зубной, взрывной, твердый;
[в,] - согласный, шумный, звонкий, губной, губно-зубной, фрикативный, мягкий;
[ж] - согласный, шумный, звонкий, язычный, переднеязычный, небно-зубной, фрикативный, твердый;
[н,] – согласный, сонорный, язычный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой, мягкий;
[j] – согласный, сонорный, язычный, среднеязычный, фрикативный, мягкий.
Упражнение № 3. Дать характеристику всем согласным звукам в следующих словах:
дышащий, цель, стадия, частный, повторить, кальцинированный.
Упражнение № 4. По артикуляционной характеристике определить согласный звук:
- согласный, шумный, глухой, язычный, переднеязычный, зубной, фрикативный, твердый;
- согласный сонорный, язычный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, боковой, мягкий;
- согласный, шумный, глухой, язычный, заднеязычный, взрывной, твердый;
- согласный сонорный, язычный, среднеязычный, фрикативный, мягкий;
- согласный, шумный, глухой, губной, губно-губной, взрывной, мягкий;
- согласный сонорный, язычный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, мягкий;
- согласный, шумный, глухой, язычный, переднеязычный, небно-зубной, аффриката, мягкий;
- согласный, шумный, глухой, язычный, переднеязычный, небно-зубной, фрикативный, мягкий.
Упражнение № 5. Дать характеристику всем звукам (гласным и согласным) подряд, как они идут в слове в следующих словах:
|
шестьдесят, ехидство, заарканить, пальтецо, женатый, сдабривать, площадь, подъём.
[1] Звук [ж̅,] в русских словах встречается очень редко. По литературным орфоэпическим нормам он обязателен только в словах вожжи, дрожжи.