Понятие о возрастной психологии




Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на исследование особенностей проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды. Отличие возрастной психологии от других отраслей психологической науки состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.

Специфика объекта возрастной психологии состоит, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. И.М. Сеченов впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой естествознания.

Необходимость интегрального подхода в возрастной психологии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни предполагает учет научных данных детской психологии, акмеологии, геронтологии возрастной физиологии, медицины, педагогики, истории и т.п.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека и использовать их для решения таких существенных проблем возрастной психологии как:

· Научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций

· Определение эталонов зрелости индивида, личности

· Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни

· Научное прогнозирование развития человека, развертывание психических "ресурсов" человека

· Определение наиболее благоприятных (сензитивных) периодов для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности

· Расширение возрастных границ сохранения активности и творческих способностей пожилых людей

К настоящему времени, с учетом сложившейся системы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы:

· Пренатальное развитие человека

· Психология младенца

· Психология дошкольника

· Психология младшего школьника

· Психология подростка

· Психология старшего школьника (или ранней юности)

· Психология взрослого человека (акмеология)

· Психология преклонного возраста (геронтология)

Возрастная психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой – является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

Сегодня, в списке психологических специальностей вместо возрастной психологии значится психология развития. Но это вовсе не говорит о том, что исчезла реальность, изучаемая возрастной психологией. Просто через смену наименования она стала более выпуклой, определенной: предметом исследования являются в ней показатели и закономерности психического развития человека. Именно они и определяют круг проблем, которые выделяют эту сферу знания о человеке из всего объема разнообразной информации, которая накоплена в культуре о человеке и его жизни.

Тема 2. Классификация методов возрастной психологии

Многомерность и чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития психики, требующие многоаспектного анализа и применения разного рода подходов, предполагает использование и разнообразного набора конкретных методических средств, определение общей стратегии исследования, решения организационных проблем. Сам системный подход к психическому развитию человека предполагает многокомплексность исследований.

Классификация методических средств, актуальных для познания психического развития человека, основана на описании системы методов современной психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым. Эта классификация (см. схему) включает организационные, эмпирические, "обрабатывающие" и интерпретационные группы методов.

Группы методов

 

Организационные Эмпирические "Обрабатывающие" Интерпретационные
• Лонгитюдиналь-ный или метод "продольных" срезов • Комплексный • Сравнительно-возрастной, или метод "Поперечных" срезов • Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) • Экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, эксперимент, констатирующий, формирующий эксперимент) • Праксиметрические • Биографические • Анкетирование • Беседы, интервью • Психодиагностические Количественные: • Генетические(описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития)   • Структурные (описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития)
• Определение среднеарифметической, коэффициента вариации, лимитов, критерия Стьюдента и др. • Регрессионный анализ • Дискриминантный анализ • Дисперсионный анализ • Корреляционный и факторный анализы • Таксономический анализ и др.
Качественные:
• Психологическая казуистика • Дифференциация по типам, группам, вариантам развития

Схема. Классификация методов

К первой группе методов, которые можно назвать организационными относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительный метод – сопоставление различных групп испытуемых или "выборок". В зависимости от специфики предмета исследования сравнительный метод в социальной психологии представляет собой сопоставление различных типов групп, в патопсихологии – сравнение больных со здоровыми. В возрастной психологии сравнительный метод позволяет сравнить друг с другом различные объекты по определенному количеству признаков. Сравнительный метод, называемый также методом "поперечных срезов" дает возможность установить, как варьирует с возрастом та или иная функция. Например, установить среднестатистический рост детей данного возраста или сопоставить показатели физической силы, интеллекта, эмоций пяти- и девятиклассников.

Но "поперечные срезы" не воспроизводят процесса развития, результатом которого эти различия являются. Недостаток метода - уравнивание всех индивидов одного возраста в данной популяции, которые на самом деле могут не оказаться в одной точке развития.

Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии применяется лонгитюдинальный метод или метод "продольных срезов". Он предполагает многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная характеристика хода психического развития.

Ценность лонгитюдного метода состоит в возможности решения двух проблем:

психологического прогноза дальнейшего хода психической эволюции и установления генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдный метод устраняет недостаток метода "поперечного среза" – уравнивание индивидов. Однако при проведении этого метода встречаются разнообразные трудности, связанные с выбором адекватных методик исследования, сохранностью выборки, трудоемкостью.

В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями различного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.)

Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ и т.д.); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.)

Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный анализ (статистический) и качественный анализ (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и исключения).

Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетические и структурные методы.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает "вертикальные" генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает горизонтальные структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

Для современных исследований в области возрастной психологии характерным является комплексный подход, при котором становится возможной экспериментальная разработка целостной концепции развития. Комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

Первый этап – подготовительный. Собранные предварительно сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которая проверяется на следующем этапе.

Второй этап – собственно исследование. На этом этапе путем исследования при помощи различных конкретных методик получают данные, в соответствии с поставленной задачей. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.

На третьем этапе данные обрабатываются. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования. Это дает возможность выявить существенные связи и закономерности.

Четвертый этап – предполагает использование интерпретационных методов, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: