PCI – это смесь угля марки Т и Антрацита.




Марка ТМСШ – Тощий (Мелкий-Семечка-Штыб) фракция 0-25 мм.

Так же со станции Кийзак идет в Посьет по ГНГ «Антрацит», но код груза в базе просто Уголь марки Т, так же заказал одну жд накладную, чтобы убедиться что это PCI.

Точно такая же фракция 0-25 мм, с обозначение Антрацит, но только не концентрат. Этот груз учитывается тоже как PCI.

 

Возможно, не все детально знакомы с процессом добычи и обогащения угля, поэтому скажу пару слов о том, как это происходит. Сперва для того, чтобы добыть уголь, нужно очистить забой от вскрышных пород (пустые породы без полезного ископаемого или с совсем небольшим количеством его), после очистки забоя от всего ненужного, происходит экскавация угля, это называется рядовой уголь, он обычно идет фракции 0-300 мм (0-200). Затем рядовой уголь поступает на фабрику. Первичная переработка угля включает в себя только дробление, т.е. уголь попадает в дробильно-сортировочный комплекс, и сортируется по фракциям. И только после этого уже определенная фракция угля, обычно это 0-30 идет на обогащение.

Получается, уголь может быть:

Рядовым 0-300 (0-200)

Фракционный необогащенный (дробленный на фракции)

Концентрат (0-30 или меньше).

Так же есть промпродукт (в рядовом угле присутствует часть пустой породы, при обогащении до концентрата, пустая порода уходит в промпродукт) и шлам (пылевидный отход). Эльгауголь отгружает «Шихта угольная энергетическая» предполагают, что это смесь промпродукта от ККУ и энергетического угля. Фракция там 0-100 мм, вот ЖД накладная.

В общем основные моменты я рассказал, чтобы произвести расчет самостоятельно. Теперь покажу свои расчеты по отгрузке за 17, 18 и 1 квартал 19 года, с разбивкой поквартально:

В первом квартале произошли как положительные, так и отрицательные события. Начну с положительных, сокращение складских запасов началось именно по Южному Кузбассу, отгрузили на 183 616 тонн больше,чем в 4 квартале. Причем отгрузка 208 254 тонн была не силами Мечела, а самовывозом крупных металлургов (Северсталь и ММК). На мой взгляд это позитивный момент, т.к. это может существенно помочь Мечелу в вопросе решения проблемы вывоза ККУ. Раньше таких больших отгрузок самовывозом не было. Позже вернемся к этому, будет анализ собственников, которые предоставляют Мечелу вагоны.

Так же существенно увеличилась отгрузка энергетической шихты с Эльги.

Из отрицательных моментов основным является огромная просадка по Антрациту.Я даже сначала не поверил цифрам, подумал что где то ошибся, но нет, действительно отгрузка очень маленькая, возможно это связано, с необходимостью вывоза ККУ в первую очередь.

Якутуголь тоже показал плохой результат и отгрузил меньше чем в 4 квартале, показатель сравним с уровнем 3 квартала 2018 года.

Эльгауголь показала снижение по ККУ почти 9 % относительно 4 квартала.

В целом по компаниям сумарный результат по ККУ вышел на уровне 4 квартала 2018 года, с учетом того, что в 1 квартале 2018 года проблема с реализацией была из-за высоких запасов именно в портах, по данным Мечела реализация была 1 611 тыс.тонн, фактически по РЖД прошло 1 883 тыс.тонн.

В первом квартале 2019 по РЖД прошло 1 895 тыс.тонн. Проблем со складскими запасами в портах сейчас не должно быть, значит операционные показатели по ККУ за 1 квартал 2019 года будут схожи с 4 кварталом 2018 года.

Отгрузки PCI тоже показали снижение почти на 6 % по отношению к 4 кварталу 2018 года.

 

Решил, что нужно разобраться в ситуации с дефицитом вагонов у Мечела, кто перестал предоставлять вагоны и почему?

В жд базе так же присутствует информация о собственниках, арендаторах и операторах подвижного состава. Я проанализировал два последних года по этим параметрам и вот что у меня получилось:

Структура операторов, которые предоставляли полувагоны под уголь для Мечела в 2017 году:

ФГК – 43 % или 121 814 шт.;

Мечел-Транс – 36 % или 101 983 шт.;

ТФМ Оператор (ПАО «Трансфин-М) – 13 % или 36 827 шт.;

Новотранс, Увз-Логистик, Нефтетранс и другие – 8 % или 22 663 шт.

Всего было предоставлено 283 288 полувагонов.

Структура операторов, которые предоставляли полувагоны под уголь для Мечела в 2018 году:

Мечел-Транс – 48 % или 117 366 шт.;

ФГК – 29 % или 70 909 шт.;

ТФМ Оператор – 14 % или 34 231 шт.;

Новотранс, Увз-Логистик, Нефтетранс и другие – 9 % или 22 006 шт.

Всего было предоставлено 244 514 полувагонов.

Огромное снижение предоставления полувагонов со стороны ФГК (дочерняя компания РЖД). По остальным операторам снижение минимальное, самостоятельно Мечел не сумел компенсировать такое снижение от ФГК.

Проблема получается не с вагонами, а с ФГК. До 2017 года на рынке подвижного состава был существенный профицит полувагонов, но в период 2015-2017 года было списано порядка 25% парка полувагонов из-за запрета продления срока службы. С тех пор ставка аренды сильно подскочила, спрос на новые полувагоны вырос и в тандеме с ростом внутренних цен на металл, подорожал и сам полувагон, что тоже отразилось на ставке аренды.

Большая часть списанных вагонов пришлась как раз на ФГК, и с тех пор у них политика работы сильно изменилась. В 2017 году в феврале месяце был кошмарный инцидент, ФГК разорвали со многими договора, тогда они назывались «зима-лето» и подняли цены в 2 раза. Судиться с монополией бесполезно, поэтому все согласились.

Очень странно, что не смогли решить проблему с вагонами, Мечел зарабатывает на дорогом угле (ККУ,Антрацит и PCI), он стоит гораздо больше чем энергетический уголь, а по сравнению с щебнем так совсем недосягаем. Это я к тому, что доля логистики в себестоимости Товара на станции назначения сильно отличается, т.е. если в щебне 70 % цены это логистика, то с ККУ это 15-20 %. Соответственно можно заплатить ту премию при дефиците вагонов оператору за предоставление вагонов (5-10%) и собственно получить вагоны, для других грузов 5-10 % переплатить за перевозку это очень критично, для дорогого угля не так сильно.

Возникает вопрос, почему Мечел не смог найти замену ФГК? Ведь по большому счету, чтобы вывезти 1 000 000 тонн (то, что дополнительно скопилось на складах в 18 году), с учетом оборота вагонов с ЮК (1 оборот в месяц, до портов и обратно), с Якутугля(1,5 оборота в месяц до портов) нужно все лишь 1 190 вагонов для ЮК и 800 вагонов для Якутугля.

1 190 * 70 * 12 = 999 600 тонн. ЮК.

800 * 70 * 18 = 1 008 000 тонн Якут.

У РЖД есть программа, называется Rail-Тариф, где содержится вся необходимая информация для расчета провозного тарифа от станции до станции, так же в ней есть информация о том сроке, который берет на себя РЖД по доставке груза.

Якутуголь 8 дней на доставку в Посьет.

Южный Кузбасс 15 дней на доставку в Посьет.

Эльга уголь 7 суток доставка в Посьет.

Обратите внимание на разницу в тарифе между ЮК и Эльгой в Посьет, она составляет 851 рубль только в тарифе. Окончательная стоимость доставки формируется: тариф * ставка оператора за вагон. У полувагонов сейчас диапазон ставок от 1,5 до 1,7, зимой низкие ставки, летом высокие. Итого получаем в летний сезон 851*1,7= 1446 рублей на тонну угля. Это большое преимущество по сравнению с отгрузками из Кузбасса. У Якутугля получается 1 205 рублей на тонну угля.

 

Вернемся к вывозу 1 000 000 тонн. На дороге сейчас примерно 500 000 полувагонов. Не смогли найти 800 штук на постоянку?

Я думаю тут сильно сыграл человеческий фактор, и именно менеджмент, который кстати уволили. Вот небольшой инсайд, осенью 2018 года Зюзин уволил генерального директора и несколько ближайших руководителей Мечел-Транса, видимо после того как на складах скопился лишний миллион тонн). Мы работаем с Мечел-Трансом.

Помню когда были новости о завершающей стадии реструктуризации долгов и о том сколько на это уходило времени у менеджмента, я предположил, что наверное Зюзин начнет больше времени уделять дочерним компаниям и буквально через пару недель мы узнали об этом увольнении). Нам кстати сразу перестали давать вагоны тогда, приоритет пошел на уголь. Так и не получили ни одного вагона от Мечел-Транса.

Покупка 1 000 вагонов для Мечела немного поправит ситуацию, но чтобы выйти на уровень 14-15 года по отгрузке нужно еще столько же. Цена вопроса по большому счету 3,5 млрд. рублей за 1 000 вагонов, Мечел зарабатывает с 1 тонны ККУ около 5 000 рублей, разница между Sale price FCA и Cash Cost, из презентаций Мечела (без учета амортизации, она на тонну рублей 450 составляет), вагон даст соразмерных денежный поток, если отвезет ………… 700 тонн). Такой объем вагон отвезет меньше чем за 1 год.

Теперь перейдем к 1 кварталу 2019 года, вот какая там ситуация с операторами:

Мечел 57 % или 29 135 шт;

ФГК 14 % или 7 269 шт;

ТФМ Оператор 11,5 % или 5 864 шт;

ППО (Эн+Логистик, появился новый оператор) 6,5% или 3 331 шт;

Модум-Транс,Новотранс,Нефтетранс,НПК и другие – 11 % или 5 543 шт:

Всего было предоставлено 51 142 полувагона + пришло 3 002 полувагона на самовывоз.

ФГК опять снижает свое присутствие в составе операторов, причем это проблема не решается, а только становится хуже. Проверил арбитражы, никаких больших исков у ФГК к Мечелу нет, не знаю что они там не поделили, в апреле наше руководство будет встречаться с новым руководством Мечел-Транс, я попросил уточнить, что за ситуация с ФГК, возможно какие то комментарии будут.

В целом, ситуация с самовывозом мне нравится, это уже неплохо помогает 3 000 вагонов в квартал. Надеюсь, объемы будут только расти + выйдет 1 000 вагонов с завода в этом году, это тоже поможет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: