Внутриутробное развитие и психическая жизнь плода




Стадия яйца (гермикальный период) начинается с оплодотворения в маточной трубе яйцеклетки сперматозоидом, после чего уже яйцо перемещается по трубе в полость матки и прикрепляется к ее стенке. Процесс деления клеток яйца идет непрерывно, из части клеток формируются зачатки органов и тканей будущего малыша, из другой – околоплодный пузырь, плацента, пупочный канатик. Начало работы плацентарной системы приходится на конец 2-ой недели развития оплодотворенной яйцеклетки и знаменует переход стадии яйца в стадию зародыша, достигающего к этому времени примерно 0,5 мм.

Эмбриональный период продолжается с начала 3-й недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. Во время этого периода происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных систем и органов. Скорость деления клеток на этой стадии возрастает, и они образуют три так называемых «зародышевых листа». Из наружного (эктодермы) формируется в дальнейшем кожный покров, волосы, кожные и молочные железы, роговица глаза, эмаль зубов, нервная система с органами чувств и дыхательная система. Из среднего (мезодермы) формируется скелет, мышцы, сердечно-сосудистая система, кровь и органы кровотворения. Из внутреннего (эндодермы) развиваются органы желудочно-кишечного тракта и пищеварительные железы. Восьмая неделя заключительная на этой стадии. Длина зародыша к ее концу достигает 3 см. Органы и ткани зародыша отличаются особо повышенной чувствительностью к повреждающим факторам. Черты лица становятся все более четкими, малыш умеет открывать и закрывать рот. На конечностях появляются пальчики. В хрящевых тканях скелета появляются костные клетки. У мальчиков формируется половой член. Психическая жизнь плода может быть обнаружена в виде реакции на прикосновение.

Стадия плода продолжается с начала третьего месяца беременности до начала родов. В течение этого времени органы и системы будущего ребенка совершенствуются, тренируются, осваиваются новые функции. К третьему месяцу беременности у плода уже в основном развиты органы, ответственные за восприятие различных ощущений и их представительств в головном мозге. На третьем месяце черты лица плода вполне определились: глаза прикрыты веками, хорошо сформирован нос и уши. Плод уже умеет гримасничать. Длина плода 7 см, что позволяет ему свободно плавать, совершая хаотичные движения руками и ногами. Продолжает развиваться центральная нервная система. Головной мозг уже разделен на два полушария, мозжечок. Формируются сосуды и сердце. Совершенствуется желудочно-кишечный тракт, печень. Развиваются почки, эндокринные железы. К концу 12 недели с помощью УЗИ можно установить пол будущего ребенка. Продолжается окостенение скелета, развитие мускулатуры. Плод много двигается, может сосать свой палец.

Уже на 13-14 недели беременности были обнаружены четко выраженные двигательные реакции плода на изменение эмоционального состояния матери. На четвертом месяце на лице появляются брови. На пятом месяце рост плода продолжается, его двигательная активность возрастает.

На шестом месяце кожные покровы плода покрываются особым восковидным налетом, предохраняющим его от постоянных воздействий околоплодных вод, а затем служащего своеобразной смазкой при прохождений родовых путей. В этот период в основном завершается образование клеток коры головного мозга.

К концу шестого месяца все органы чувств достаточно хорошо функционируют, способны сообщить плоду информацию об окружающей среде, доброжелательная она или враждебна. Плод реагирует на яркий оранжевый свет, направленный на обнаженный живот беременной.

На седьмом месяце тело плода покрывается нежными пушковыми волосами. Все важнейшие системы организма достаточно развиты и могут поддерживать жизнедеятельность младенца вне материнского организма в случае преждевременных родов. На восьмом месяце желудок, кишечник, почки полностью сформированы. Легкие сформированы не до конца. Сердце бьется учащенно. К концу восьмого месяца ребенок переворачивается вниз головой, что необходимо для успешных родов. К концу девятого месяца масса тела ребенка увеличивается до 3-3,5 кг, длина 50-53 см.

Органы обоняния к моменту рождения работают великолепно. Доказано, что новорожденный может отличить запах грудного молока своей мамы от запаха молока чужой мамы. Способность к восприятию запахов очень важна для адаптации младенцев к новым, непривычным условиям.

 

Тема 8. Роды

Роды – это работа материнского организма по изгнанию плода, плаценты, оболочек и околоплодных вод из матки по родовому каналу. Нормальные роды приводят к рождению живого ребенка головкой вперед в течение 20-24 часов, естественными усилиями матери, без повреждения матери и ребенка.

Стадии родов

Клинические стадии биологического рождения:

1. Первая стадия родов обычно самая продолжительная - длится около 10 часов (во время перовых родов) и 3-4 часа (во время последующих). Плодный пузырь лопается, начинается истечение жидкости ("Отходят воды''). Исходное равновесие внутриутробного существования плода нарушается в начале химическими сигналами, а затем периодическими мышечными сокращениями. Схватки сначала короткие и нерегулярные, затем они становятся сильнее и чаще. На этом этапе шейка матки закрыта, и выход плода невозможен.

2. Вторая стадия родов может продолжаться от получаса до 2-х часов (во время первых родов) и от 5 до 30 минут (во время последующих). Сокращение матки продолжается, но шейка матки раскрыта на 10 см (на ширину ладони), что позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Этот этап характеризует механическое сдавливание плода, сопровождающееся зачастую высокой степенью гипоксии и удушьем.

3. Третья стадия. Непосредственное рождение. начинается с момента появления ребенка на свет и прекращается через несколько минут. В это время продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. После долгого периода темноты ребенок впервые сталкивается с ярким светом дня и вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.

Роды по методу Ламаза

Этот метод включает в себя подготовку роженицы с помощью лекарств и активное участие в родах обоих супругов. Доктор Фердинанд Ламаз, французский акушер, предложил свой метод подготовки супругов к родам, когда на специальных занятиях им рассказывают о всех "таинствах" этого процесса, не умалчивая о таких моментах, как боль, страх; выполняют дыхательные упражнения, которые пригодятся матерям на всех стадиях родов; отцов готовят для поддержки роженицы, для снятия дискомфорта, для облегчения переживания боли в период схваток. Самое главное преимущество метода Ламаза установление эмоциональных связей "муж - жена" и "родители - ребенок".

Роды по методу Лебуйера

Пожалуй, самый революционный, но и самый противоречивый метод был предложен французским акушером, доктором Фредериком Лебуйером. Метод Лебуйера способствует облегчению перехода ребенка в новую для него среду обитания. Родители, выбирающие этот метод подготовки к родам, как правило, выполняют рекомендации Ламаза или подобные им. Однако по методу Лебуйера ребенка не шлепают и не переворачивают вниз головой. Родовая палата слабо освещена, все говорят шепотом. Новорожденного кладут на теплый материнский живот. Врач и мать нежно поглаживают ребенка в течение 6 минут, т.е. до тех пор, пока не будет перерезана пуповина. Затем его купают в теплой воде, температура которой примерно такая же, как и в утробе матери. Детей не уносят от матери, так как в первые десять часов образуется тесная эмоциональная привязанность матери и ребенка.

Дети, рожденные по методу Лебуйера, обычно очень спокойны, а многие сразу после рождения улыбаются. Сторонники этого метода считают, что он о6еспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир, а затем и его лучшее физическоеразвитие. Эти дети, как считалось, обычно с большей легкостью адаптируются к внешнему миру, чем другие.

Роды по методу Брэдли

Роды с мужем инструктором. Многие супруги выбирают роды с мужем-инструктором. Этот метод иногда называют методом Брэдли по имени основателя - доктора Роберта Брэдли (США). Будущие родители посещают занятия, на которых они получают информацию о питании, физиологии ребенка и о правилах ухода за ним. Они сами выбирают место родов и помощников. Как и по методу Ламаза, здесь предусматривается муж-инструктор, но возможностей выбора способов родов здесь больше. По собственному усмотрению мать может во время родов ходить, сидеть на корточках или в специальном кресле. В период родов она "настраивается", а не отвлекается с помощью дыхательных упражнении.

Роды в воде

Родовая деятельность и роды в воде практиковались в последние 10-20 лет в России и во Франции. Погружение в теплую воду - очень эффективное средство расслабления, оно уменьшает боли и ускоряет течение родов. Выталкивающее действие воды побуждает роженицу свободно располагаться и принимать наиболее комфортную позу. Поскольку роженица расслабляется, выработка гормонов, вызывающих стресс, уменьшается, а ускоряющих течение родов увеличивается. После рождения, ребенок попадает в новую среду, максимально приближенную к внутриутробной среде (вода комнатной температуры).

Послеродовой период

От того, как пройдут первые часы, дни, месяцы жизни, удастся ли снизить тревогу, рожденную вследствие отделения от матери – зависят особенности дальнейшего развития ребенка.

В 1935 году была выдвинута теория импринтинга, ставшая результатом работы этолога Конрада Лоренца. Импринтинг – запечатление в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных стимулов, в том числе и матери. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, возникновение стойкой привязанности к ним. В зарубежной литературе получили распространение термины «bonding» и «attachment», обозначающие привязанность.

Формирование привязанности многокомплектного и, как правило, синхронно, с участием всех сенсорных систем матери и ребенка и очень зависим от обоюдных реакций обратной связи. Могут быть выделены такие действия матери, как прикосновения, контакт «глаза в глаза», запах, тепло, голос матери и др. Действия ребенка, влияющие на мать – это контакт «глаза в глаза», крик ребенка.

Послеродовые депрессии

После девяти месяцев психологическое напряжение перед родами и кульминации этого напряжения во время родов для женщины наступает новый период в ее жизни – она становится матери. В этот период у женщины могут наблюдаться психоэмоциональные расстройства различной степени тяжести.

1. Так называемый «третий день меланхолии» (самая легкая степень) выражается в беспричинной смене настроения. Такое явление обостряет эмоциональное состояние распространяемое едва ли не на каждую первородящую женщину и, будучи кратковременным, зачастую проходит незамеченным.

2. Послеродовой психоз. Психоз развивается внезапно в период около родов, но может наблюдаться в период беременности и через короткий промежуток времени после родов. Сопровождается галлюцинациями и маниакальными проявлениями.

3. Постнатальная депрессия - эмоциональное нарушение, которое, в отличие от предыдущих форм, продолжается несколько месяцев или даже лет, начинаясь в любое время в течение первого года после родов. Сопровождается утомляемостью, слезливостью, чувством беспомощности, комплексом неполноценности.

Причинами эмоциональных расстройств является не только гормональная перестройка, но и наличие депрессии в анамнезе матери, акушерский анамнез, семейные стрессы, психологические трудности в принятии нового социального статуса.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: