«Тактильный» – происходит от лат. tactilis - осязательный. Форма кожной чувствительности, «кожное зрение».
Наиболее острыми являются тактильные ощущения – это прикосновения с помощью кончиков пальцев рук и ног, кончика языка. Гораздо менее чувствительны живот, спина, внешняя сторона предплечья.
Работа пальцев рук разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. С помощью прикосновений мы можем убедиться в наличии предмета, а также его температуры.
Постукивание пальцами по объекту дает возможность получить информацию о свойствах материала, из чего он изготовлен.
Взятие объекта в руки помогает обнаружить особенности поверхности, вес, форму и т.д.
При надавливании на объект мы можем определить, мягкость – твердость объекта, его эластичность.
Тактильную чувствительность мы развиваем при помощи дидактических игр. Для ребёнка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познаёт мир.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
В своей работе по развитию тактильных ощущений, мы также используем тактильный центр нашего детского сада.
«Тактильные панели и тренажеры «
В центре находятся тактильные панели с различными поверхностями и тренажеры для развития мелкой моторики. Здесь детям даются следующие задания:
проведи пальчиками по поверхности;
найти на ощупь поверхность: мягкую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
чего не стало;
открой замочек
закрой замочек
«Тактильные дорожки»
Тактильные дорожки имеют различную поверхность: камешки, травка, иголочки, детям предлагаются различные задания:
|
пройди по камешкам красного цвета, по травке зеленого цвета.
найди с закрытыми глазами травку, большие, маленькие камешки, иголочки
«Тактильные крышечки »
Игра состоит из парных крышечек - бочонков, в которых наклеен разнообразный тактильный материал: наждачная бумага, кожа, поролон, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех) и т.д
«Тактильное рисование»
Рисование на манке или на песке. На подносе тонким равномерным слоем рассыпана крупа. Педагог, показывает каким образом можно рисовать на крупе. Дать ребёнку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробовать вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, лучики для солнышка, волны).
«Сухой бассейн»
Ёмкость может быть наполнена крупами, камушками, каштанами, пуговицами, на дне которой спрятаны различные предметы, мелкие игрушки.
Ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет, он может перемещать руки в ёмкости, щупая и трогая их. Например, можно дать такие задания:
«Найди на ощупь» Педагог дает задание ребенку найти только шарики (камушки)
«Чудесный мешочек»
Мешочек можно сшить из ткани разной фактуры и толщины. Ребёнок обследует предмет, запуская руку в мешок или прощупывая через мешок.
«Волшебный сундучок»
В крышке коробки или ящичка вырезать 2 отверстия и к ним прикрепить рукава. Ребёнок запускает руки в рукава и обследует предметы, лежащие в коробке.
Играя в «чудесный мешочек» и с «волшебным сундучком» в них можно положить любые предметы: с разными поверхностями (гладкие, шершавые и т.д.), по дидактическим темам («транспорт», «животные» «овощи, фрукты» и т.д), геометрические тела (шарики, кубики), природный материал, пуговицы.
|
Ребёнку даются такие задания:
Попросить достать определённый объект (например: достань курочку, собачку, котёнка, шарик, кубик, тарелочку)
Достать только (большое, маленькое, твердое, мягкое) Что пропало? Найди такой же.
«Тактильная книжка:«В гости к Мишутке»
Книга способствует развитию тактильных ощущений, развитию мелкой моторики, познавательных способностей, а также успешно проходит адаптация вновь прибывших детей. Пособие сшито из яркой, мягкой ткани с использованием различных липучек, молний, кнопок, ярких картинок. Малыши с удовольствием открывают застежки, с интересом перелистывают страницы.
«Температурные ощущения»
Игра «Холодно - тепло – горячо». Перед каждым ребёнком на столе стоят 2 бутылочки с водой разной температуры. Просим ребенка узнать где теплая вода, а где холодная.
Таким образом, дидактические игры, способствуют развитию тактильных ощущений детей и способствуют успешной адаптации детей к условиям образовательного учреждения.