Поразмышляйте, почему несчастлив Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель»




Литература 7 класс 11.11.21 ДО

Тема. А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Цели.

Определить своеобразие повести «Станционный смотритель», её содержания и проблематику.

- подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи.

Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне,

Планируемые результаты

Личностные:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные:

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

Предметные:

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

ХОД УРОКА.

Организационный момент

Одиннадцатое ноября

Классная работа

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

 

Вхождение в тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ:

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

 

Основные проблемы произведения (записать):

- проблема отношения детей и родителей

-проблема отношений чинов, низших и высших,

-проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Просмотреть видеофильм: https://youtu.be/dC0TJTx2WyM

Определите для себя (самопроверка):

Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?

Почему мы называем Самсона Вырина «маленьким» человеком.

Записать:

Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Находим подтверждение в тексте (устно):

— Каким рассказчик увидел Самсона Вырина? (с. 121, 124)

- Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.(с….

— Что и почему изменилось в этом портрете:

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»?.(с.125)

Что изображают картинки на стенах? (с.123)

Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча? (записать)

 

Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

 

Подумаем, почему эта притча получила такое название.

 

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:

1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.

 

Рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания.

Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к

раскаянию.

 

Внимание! ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

Развернутый письменный ответ на вопрос даст вам дополнительную оценку за домашнее задание:

Поразмышляйте, почему несчастлив Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель»

(Объем работы- 0.5 -1 страница)

 

Домашнее задание: После прочтения повести заполнить таблицу

 

Притча о блудном сыне +с.123 (сноска внизу) История Дуни
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.  
2. Никто не ищет его.  
3. Ведет разгульный образ жизни.  
4. Радостная встреча сына с отцом.  
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.  
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: