Литература 7 класс 11.11.21 ДО
Тема. А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.
Цели.
Определить своеобразие повести «Станционный смотритель», её содержания и проблематику.
- подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.
Задачи.
Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне,
Планируемые результаты
Личностные:
— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
— умение определить нравственные ценности произведения;
— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.
Метапредметные:
— умение понимать проблему и конфликт внутри её;
Предметные:
— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Одиннадцатое ноября
Классная работа
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.
Вхождение в тему урока.
Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ:
Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.
Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
|
Основные проблемы произведения (записать):
- проблема отношения детей и родителей
-проблема отношений чинов, низших и высших,
-проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.
Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Просмотреть видеофильм: https://youtu.be/dC0TJTx2WyM
Определите для себя (самопроверка):
Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Почему мы называем Самсона Вырина «маленьким» человеком.
Записать:
Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
Находим подтверждение в тексте (устно):
— Каким рассказчик увидел Самсона Вырина? (с. 121, 124)
- Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.(с….
— Что и почему изменилось в этом портрете:
«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»?.(с.125)
Что изображают картинки на стенах? (с.123)
Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча? (записать)
Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
|
Подумаем, почему эта притча получила такое название.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:
1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
Рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания.
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к
раскаянию.
Внимание! ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:
Развернутый письменный ответ на вопрос даст вам дополнительную оценку за домашнее задание:
Поразмышляйте, почему несчастлив Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель»
(Объем работы- 0.5 -1 страница)
Домашнее задание: После прочтения повести заполнить таблицу
Притча о блудном сыне +с.123 (сноска внизу) | История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. | |
2. Никто не ищет его. | |
3. Ведет разгульный образ жизни. | |
4. Радостная встреча сына с отцом. | |
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. | |
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. |