Ход урока
Организационный момент
Новый материал
«Береги честь смолоду»
У каждого свой путь, своя дорога,
Определена она судьбой,
А может случаем иль волей бога.
Но выбор есть всегда - он за тобой.
А.Благов
В качестве эпиграфа к своей повести А.С.Пушкин взял русскую пословицу «Береги честь смолоду» неслучайно, подчеркнув, насколько важна для него эта тема.
- Как вы понимаете значение слова «честь»? (чистая совесть, верность слову, верность долгу перед Родиной.)
В.И.Даль в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:
1 )внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Знал бы честь, посовестился бы.
2 ) Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье.
3) Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он, да высоко стоит, в чести
Слово имеет несколько значений, в каком же из них оно употребляется в повести и к какому герою применимо? Кто из героев произведения идет дорогой чести?
Да, речь на этом уроке пойдет о главном герое повести «Капитанская дочка» Петре Гриневе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор записок», повествователь. В нем совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, и образ офицера в отставке, умудренного житейским опытом, рассказывающего историю своей молодости. Запишите в тетрадях тему урока «Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера».
«У каждого свой путь, своя дорога…». (Обращение к эпиграфу). Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Встает он и перед Петром Гриневым в самые решающие моменты жизни.
Наша задача - проследить жизненный путь и формирование характера главного героя, этапы его становления.
Какие этапы становления характера на жизненном пути Петра Гринева можно выделить? Запишите в тетради.
1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.
2.Самостоятельная жизнь:
А) встреча с Зуриным;
Б) встреча с вожатым;
В) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя.
3) Гринев во время грозных исторических событий.
4) История отношений с Пугачевым.
Детство и юность.
- Назовите окружение Петруши того времени. (дворовые мальчишки, отец, мать, Савельич, Бопре)
-Покажите их влияние на героя.
- Что главным в воспитании было для Савельича? (Главное было для преданного, но недалекого «дядьки», чтобы Петруша был здоров, умыт, причесан)
- Роль отца, его заветы (Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе», попал в опалу после ссылки графа. Представитель «людей старого века». Присущи высокие представления о чести дворянина, с презрением относится к молодым повесам. Обладал твердым характером, «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение».
Заветы отца:
-береги платье снову, а честь смолоду;
-«служи верно, кому присягнешь»:
«на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся»;
-«слушайся начальников; за их лаской не гоняйся».
-Влияние матери. (По происхождению бедная дворянка. Имела добрый, мягкий характер, во всем слушалась своего мужа, знала «наизусть все его свычаи и обычаи»
Вывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и мог судить «о свойствах борзого кобеля». Но заветы отца о чести и долге запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца (перенял прямоту и честность), сказалось влияние любящей и заботливой матери.)
Самостоятельная жизнь
- Чем запомнилась Гриневу встреча с Зуриным? (Проигрыш в карты)
- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде? (Умеет настоять на своем, умеет быть твердым)
- Какие чувства испытывал после ссоры с Савельичем? (Стыд, раскаяние, мучает совесть. Умеет признать свои ошибки.)
-Какие чувства пробуждает в душе Гринева встреча с вожатым? (Благодарность за спасение во время бурана, отвечает добром на добро)
- Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в Белогорской крепости? (Разочарование, разлад мечты с реальностью. Вместо грозных бастионов деревушка, окруженная забором, комендант в колпаке, забитая мусором пушка)
-Какое влияние на формирование характера оказала любовь? (В его чувствах к Маше Мироновой проявились лучшие качества характера: верность, постоянство, мужественность, нетерпимость ко лжи, искренность.)
-Какие качества проявились в сцене дуэли? (Проявил благородство, защищая честь своей любимой. Действовал храбро и мужественно).
Вывод: во время службы в Белогорской крепости происходит взросление главного героя, утрачиваются иллюзии, обогащается его внутренний мир, он приходит к пониманию истинной чести дворянина.
Гринев во время грозных исторических событий. (глава «Приступ»)
- Какие чувства испытывает и как ведет себя перед боем Петр Гринев? («… Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты)
«В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость…Я бросился было к нему (коменданту) на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками…»
-Какие черты характера раскрываются перед лицом смертельной опасности? (Он готов «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице.
Не боится за свою жизнь, читает молитву про себя, молит о спасении всех близких его сердцу)
-«Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Какой эпизод иллюстрируют эти слова?
- Какие противоречия мучают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать? («Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству… Но любовь сильно советовала мне остаться при Марье Ивановне…»
Вывод: Петра Гринева мучают неразрешимые противоречия между любовью и долгом.
Пятая глава заканчивается такими словами: «Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Что же так повлияло на душу главного героя? (Встреча с Пугачевым, борьба за освобождение своей невесты)