Норма и отклонения от нормы в Монтессори-педагогике.
Норма – качества, присущие человеку, выполняющему свою космическую задачу или ребёнку с пробудившимся духом.
Норма у Монтессори – абсолютная, индивидуальная. Ребёнок сравнивается только с самим собой. Норма - это показатель ребёнка с пробудившимся духом.
Отклонение от нормы – это следствие несостоявшейся внутренней организации.
Понятие нормализации
· Космический план развития и космическая задача
· Абсолютная норма как результат выполнения своей программы
· Отклонения в поведении и развитии как результат нарушения программы.
Признаки «нормы»
· Физические – координация движений
· Эмоциональные – радость
· Направленность на реальность
· Стремление к работе
· Осознанный выбор
· Концентрация внимания
· Самодисциплина
· Независимость
· Социализация
Отклонения от «нормы»
· Общепризнанные: агрессия, тревожность, лживость, негативизм, заикания, энурез…
· Стремление к обладанию
· Бегство в фантазии
· Зависимость от другого
· Стремление к доминированию
· Расконцентрированность
· Боязнь нового
Причины нарушений
· Ограничение естественных потребностей и стремлений ребенка
· Манипуляция ребенком, навязывание собственных желаний и целей
· Недостаточность условий для развития
Средства нормализации
· Изменение условий – подготовленная среда
· Свобода и независимость
· Свобода и ограничения
· Свобода и дисциплина
Процесс нормализации
· Стадия хаоса
· Мнимая работа
· Подлинная работа
· Нормализация
Роль учителя
· Создание среды
· Стадия хаоса – наведение порядка
· Мнимая работа – «завлекание» ребенка, наблюдения, презентации
|
· Подлинная работа – невмешательство. М. Монтессори: «Как только у ребенка выработалась способность к концентрации, действовать так, как если бы ребенка не существовало вообще».
· Помощь в переходе на новую ступень
1 этап Введение в среду Период хаоса | 2 этап Период относительного порядка (мнимой работы) | 3 этап Период порядка, начала нормализации |
Знакомство с правилами. Презентация материалов зоны УПЖ и сенсомоторики. | Учитель презентует последовательно сравнительно много материалов, предлагает, проводит упражнения. | Учитель только предлагает новые предметы для работы, учитывая, что уже исчерпаны возможности тех материалов, которые он использовал раньше. |
Учитель, являясь хранителем и опекуном окружающей ребенка среды, поляризует и привлекает внимание ребенка, который должен чувствовать себя максимально комфортно. Обязательными качествами воспитателя являются доброжелательность и спокойствие, аккуратность и чувство достоинства. | Учитель, увлекая детей какой-то работой, не вмешивается в их деятельность, чтобы не прервать и не нарушить ее. Обоснованным будет только вмешательство и мягкое воздействие на неспокойного ребенка, нарушителю спокойствия. Применяется увлекающий методический прием, или, в крайнем случае, перемещение ребенка вслед за учителем в другую часть комнаты Воспитатель должен проявить известное терпение, пока ребенок сможет найти в себе силы сосредотачиваться на чем-либо. | «Как только у ребенка проявилась способность концентрации, действовать так, как если бы ребенка не существовало вообще». Этот этап очень хрупкий и учитель должен быть предельно осторожен. Но после того, как ребенок выработает в себе способность сосредоточения, учитель должен быть осторожен вдвойне: он не должен вмешиваться в деятельность детей ни при каких обстоятельствах. Именно в этом учитель ошибается чаще всего. Даже проявление чуть большего внимания, помощь или поощрительное «хорошо», портит начатое. И может пройти значительное время, более двух недель, пока интерес ребенка появится снова. |
|
Роль Монтессори - учителя в нормализации ребенка
(в реалиях современного уровня развития Монтессори-педагогики в России)
Главная задача Монтессори - педагога:
· Создание условий для самореализации личности ребенка, для осознания себя активной деятельной частью мира, ответственным за его сохранение и развитие.
· Это, прежде всего, - создание условий для нормализации, без которой невозможно осуществление глобальной цели самореализации.
Создание условий:
· подготовленная среда
· подготовленный учитель
Подготовленный учитель:
Владение технологией
- знание принципов построения и поддержания Монтессори - среды, ее трансформации при необходимости
- владение техникой работы материалами, знание из особенностей, возможностей в развитии ребенка, последовательности их презентации
- умение проводить уроки разного вида: индивидуальные, подгрупповые, групповые; уроки – экспромты; уроки (круги) с подготовленными материалами и сценариями, уроки (круги)-погружения, уроки (круги)-исследования; проекты и т.п.
|
-умение вести наблюдения, оформлять их, планировать работу, исходя из наблюдений, умение оформлять всю требуемую документацию
осознание своей позиции и роли
- осознание и присвоение концепции Монтессори - педагогики
- осознание себя и принятие как субъекта образовательного процесса, его активного участника и создателя;
- осознание и принятие ребенка как субъекта образовательного процесса, его активного участника и создателя;
- построение своей деятельности, исходя из позиции субъектности всех участников образования и на принципах Монтессори – педагогики
освоение педагогом технологии | присвоение концепции |
И только совмещение может дать эффект становления Монтессори - учителя, его нормализации. А соответственно, только учитель меняющий свой опыт работы, сам идущий к нормализации и(или) нормализованный может привести к возникновению нормализации детей |