Осознание своей позиции и роли




Норма и отклонения от нормы в Монтессори-педагогике.

 

Норма – качества, присущие человеку, выполняющему свою космическую задачу или ребёнку с пробудившимся духом.

Норма у Монтессори – абсолютная, индивидуальная. Ребёнок сравнивается только с самим собой. Норма - это показатель ребёнка с пробудившимся духом.

Отклонение от нормы – это следствие несостоявшейся внутренней организации.

Понятие нормализации

· Космический план развития и космическая задача

· Абсолютная норма как результат выполнения своей программы

· Отклонения в поведении и развитии как результат нарушения программы.

Признаки «нормы»

· Физические – координация движений

· Эмоциональные – радость

· Направленность на реальность

· Стремление к работе

· Осознанный выбор

· Концентрация внимания

· Самодисциплина

· Независимость

· Социализация

Отклонения от «нормы»

· Общепризнанные: агрессия, тревожность, лживость, негативизм, заикания, энурез…

· Стремление к обладанию

· Бегство в фантазии

· Зависимость от другого

· Стремление к доминированию

· Расконцентрированность

· Боязнь нового

Причины нарушений

· Ограничение естественных потребностей и стремлений ребенка

· Манипуляция ребенком, навязывание собственных желаний и целей

· Недостаточность условий для развития

Средства нормализации

· Изменение условий – подготовленная среда

· Свобода и независимость

· Свобода и ограничения

· Свобода и дисциплина

Процесс нормализации

· Стадия хаоса

· Мнимая работа

· Подлинная работа

· Нормализация

Роль учителя

· Создание среды

· Стадия хаоса – наведение порядка

· Мнимая работа – «завлекание» ребенка, наблюдения, презентации

· Подлинная работа – невмешательство. М. Монтессори: «Как только у ребенка выработалась способность к концентрации, действовать так, как если бы ребенка не существовало вообще».

· Помощь в переходе на новую ступень

 

1 этап Введение в среду Период хаоса 2 этап Период относительного порядка (мнимой работы) 3 этап Период порядка, начала нормализации
Знакомство с правилами. Презентация материалов зоны УПЖ и сенсомоторики. Учитель презентует последовательно сравнительно много материалов, предлагает, проводит упражнения. Учитель только предлагает новые предметы для работы, учитывая, что уже исчерпаны возможности тех материалов, которые он использовал раньше.
Учитель, являясь хранителем и опекуном окружающей ребенка среды, поляризует и привлекает внимание ребенка, который должен чувствовать себя максимально комфортно. Обязательными качествами воспитателя являются доброжелательность и спокойствие, аккуратность и чувство достоинства. Учитель, увлекая детей какой-то работой, не вмешивается в их деятельность, чтобы не прервать и не нарушить ее. Обоснованным будет только вмешательство и мягкое воздействие на неспокойного ребенка, нарушителю спокойствия. Применяется увлекающий методический прием, или, в крайнем случае, перемещение ребенка вслед за учителем в другую часть комнаты Воспитатель должен проявить известное терпение, пока ребенок сможет найти в себе силы сосредотачиваться на чем-либо. «Как только у ребенка проявилась способность концентрации, действовать так, как если бы ребенка не существовало вообще». Этот этап очень хрупкий и учитель должен быть предельно осторожен. Но после того, как ребенок выработает в себе способность сосредоточения, учитель должен быть осторожен вдвойне: он не должен вмешиваться в деятельность детей ни при каких обстоятельствах. Именно в этом учитель ошибается чаще всего. Даже проявление чуть большего внимания, помощь или поощрительное «хорошо», портит начатое. И может пройти значительное время, более двух недель, пока интерес ребенка появится снова.

 

Роль Монтессори - учителя в нормализации ребенка

(в реалиях современного уровня развития Монтессори-педагогики в России)

Главная задача Монтессори - педагога:

· Создание условий для самореализации личности ребенка, для осознания себя активной деятельной частью мира, ответственным за его сохранение и развитие.

· Это, прежде всего, - создание условий для нормализации, без которой невозможно осуществление глобальной цели самореализации.

Создание условий:

· подготовленная среда

· подготовленный учитель

Подготовленный учитель:

Владение технологией

- знание принципов построения и поддержания Монтессори - среды, ее трансформации при необходимости

- владение техникой работы материалами, знание из особенностей, возможностей в развитии ребенка, последовательности их презентации

- умение проводить уроки разного вида: индивидуальные, подгрупповые, групповые; уроки – экспромты; уроки (круги) с подготовленными материалами и сценариями, уроки (круги)-погружения, уроки (круги)-исследования; проекты и т.п.

-умение вести наблюдения, оформлять их, планировать работу, исходя из наблюдений, умение оформлять всю требуемую документацию

осознание своей позиции и роли

- осознание и присвоение концепции Монтессори - педагогики

- осознание себя и принятие как субъекта образовательного процесса, его активного участника и создателя;

- осознание и принятие ребенка как субъекта образовательного процесса, его активного участника и создателя;

- построение своей деятельности, исходя из позиции субъектности всех участников образования и на принципах Монтессори – педагогики

 

  освоение педагогом технологии     присвоение концепции
И только совмещение может дать эффект становления Монтессори - учителя, его нормализации. А соответственно, только учитель меняющий свой опыт работы, сам идущий к нормализации и(или) нормализованный может привести к возникновению нормализации детей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: