Кейс 22 (2). Развитие коллектива и группы. Динамика развития детско-взрослых сообществ.




Теория. Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.

По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы.

проходит.

Различные формы организации человеческих групп возникают на основе:

1. общественно-деловых отношений (формальные группы). Формальным группам присущи следующие характеристики: четкая структурная организация, функциональные обязанности каждого члена группы, позволяющие регулировать поведение членов группы, четкие взаимные ожидания и проч.

2. личностно-психологических отношений (неформальные группы). Черты неформальных объединений: объединение осуществляется на основе веры, обычаев, участия в реализации общей идеи и т.п.; поведение членов группы регулируется принятой в группе системой взглядов, убеждений и норм; действия каждого члена группы взаимозависимы от действий других членов.

Внутренняя структура любой малой группы обязательно имеет следующие характеристики:

- деятельность;

- вид и направленность деятельности;

- организационная структура;

- групповое сознание (включающее идеологический и психологический компоненты)

- контакты, коммуникации, общение в группе;

- динамика групповых взаимоотношений;

- результаты деятельности.

Для понимания отличия коллектива от других человеческих общностей необходимо рассмотреть социально-психологические особенностигрупп. Выделяются следующие виды групп людей:

Номинальная группа - это неорганизованная группа, имеющая низкий уровень групповой совместимости и сплоченности, органов управления, как правило, нет. Примеры такой группы: люди, едущие в одном купе; играющие на площадке; дети, пришедшие в 1 класс.

Группа-ассоциация - орган управления в группе существует, но группа разъединена, каждый добивается своей цели индивидуально, преобладают деловые отношения, взаимопомощь проявляется периодически, нет опыта в совместной деятельности. Пример такой группы: студенческая группа заочного отделения.

Группа-корпорация (кооперация) имеет организованную структуру, иерархию в группе, цель деятельности, однако цели участников не выходят за рамки деятельности группы-корпорации. По достижении цели деятельности, группа, как правило, распадается. Примеры подобной группы: преступная группировка, группа «шабашников».

Гомфотерная группа - характеризуется высокой психофизиологической совместимостью, способна решать важные задачи в отрыве от общества, обладает высокой срабатываемостью и взаимодействием. Как правило, в данную участников группы либо подбирают специально, либо проводят с ними специальную работу (тренинги) для повышения эффективности взаимодействия. Примеры группы: экипаж космонавтов, подводников, группы СОБРа, спецназа.

Коллектив – это группа людей, имеющих единые общественно значимые цели, для достижения которых члены данной группы организуют совместную деятельность и вступают в отношения взаимной зависимости и взаимной ответственности при безусловном равенстве всех членов группы в правах, обязанностях перед коллективом.

Признаки коллектива:

1. Наличие группы людей (однако, наличие только трех участников группы обуславливает сложные взаимоотношения в группе, наличие семи-двенадцати участников гарантирует оптимальные отношения в группе по парам и тройкам).

2.Общая целенаправленная совместная деятельность; активное участие члена группы в деятельности; личная ответственность каждого за результат;

3.Взаимозависимость и взаимоответственность.

4.Организационное оформление группы (5А класс, тренировочная группа 2 года обучения тренера Петрова А.А. и проч.)

5.Наличие общего выборного органа управления (капитан команды, староста группы и т.д.).

Имеются и дополнительные особенности коллектива как специфической группы людей - это бескорыстие, доброжелательность между членами группы, чувство причастности, чувство «локтя» участников, присутствие здоровой критики и проч. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: