Глава 1. Общие и специфические принципы управления конкурентоспособностью фирмы




Содержание

Введение  
1. Общие и специфические принципы управления конкурентоспособностью фирмы  
2. Финансово-экономическая оценка конкурентоспособности ПАО «Квадра»  
Заключение  
Библиографический список  
Приложения  

Введение

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.

Актуальными являются изучение методологических подходов и принципов управления конкурентоспособностью объектов, что способствует принятию правильных управленческих решений и повышению конкурентоспособности фирмы.

Цель работы — заключается изучении методологических подходов и принципов управления конкурентоспособности объектов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- проанализировать общие принципы управления конкурентоспособностью фирмы;

- дать анализ специфическим принципам управления конкурентоспособности предприятий;

- провести анализфинансово – экономической оценки конкурентоспособности ПАО «Квадра»;

Объект исследования — ПАО «Квадра».

Предмет исследования — методические подходы и принципы управления конкурентоспособности предприятия ПАО «Квадра».

 

Глава 1. Общие и специфические принципы управления конкурентоспособностью фирмы

Конкурентоспособность — основное свойство организации, без которого невозможно существовать и вести эффективную деятельность в условиях рыночной экономики. По мнению М. Портера, «ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны стараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы»[1].

В настоящее время сфера услуг пронизывает все отрасли экономики. Современные тенденции развития в мире свидетельствуют об ускорении темпов роста сервисной деятельности и о постепенном преобладании потребления услуг над потреблением товаров, что требует особого внимания к данной деятельности.

Проблема конкурентоспособности предприятий сферы услуг является крайне важной и напрямую связана с разработкой эффективного механизма управления конкурентоспособностью предприятий.

Вопрос об определении, структуре, функционировании, инструментах механизма управления конкурентоспособностью предприятия на сегодняшний день остается дискуссионным, в экономической литературе нет единого взгляда на понимание сущности организационно - экономического механизма управления. Анализ литературы свидетельствует, что авторами рассматриваются с позиций различных подходов отдельные вопросы, связанные с данной проблемой.

А.О. Ильенок рассматривает организационный механизм повышения конкурентоспособности предприятия как открытую систему по разработке основных инструментов повышения конкурентоспособности, находящихся под воздействием факторов внешней и внутренней среды и требований заинтересованных сторон (на «входе»), главенствующей целью функционирования которой является определение основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия (на «выходе»)[2].

Также с точки зрения современной теории управления социально-экономическими системами рассматривается механизм управления конкурентоспособностью предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды и требований заинтересованных сторон А.А. Петросяном. Механизм управления позволяет определить основные направления повышения конкурентоспособностью. Ученый уделяет внимание анализу инструментов экономического механизма: разработке и использованию методики оценки конкурентоспособности предприятия, активизации продаж за счет практического улучшения характеристик продукции, формированию конкурентных преимуществ за счет активизации инновационных процессов, моделированию процесса управления конкурентоспособностью предприятия

С. В. Погонев, М.В. Шендо рассматривают вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия на основе сравнительного анализа. Создание механизма управления конкурентоспособностью включает следующие последовательные действия: оценка результатов деятельности предприятия и удовлетворенности заинтересованных сторон; оценка процессов функционирования предприятия, требующего улучшения; сопоставление с процессами эталонного предприятия; выявление наилучших позиций в деятельности партнера и адаптация к деятельности своего предприятия[3].

Е.Е. Можарова рассматривает организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия как совокупность элементов, взаимодействие которых определяет способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять другим производителям, поставляющим на те же рынки аналогичные товары. Направления совершенствования организационно -экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия рассмотрены на основе процессного подхода. Пути совершенствования организационно -эконо -мического механизма повышения конкурентоспособности предприятия разработаны Е.Е.Можаровой с учетом современных стандартов качества серии ISO и OHSAS (систем менеджмента качества, окружающей среды, профессиональной безопасности и охраны труда) на основе развития интегрированной системы менеджмента и ее экологической составляющей.

Постановка задачи. Развитие рыночной экономики, изменение требований к услугам требуют дальнейшего теоретического осмысления и практической реализации новых задач, связанных с повышением конкурентоспособности российских предприятий. Лидирующее положение предприятия на рынке невозможно без формирования и реализации эффективного механизма управления его конкурентоспособностью. Таким образом, данные обстоятельства требуют постановки задач исследования с научной и практической точек зрения, вопросов, связанных с управлением конкурентоспособности предприятий сферы услуг, через разработку организационно-экономического механизма управления.

Методика исследования. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг разработаны на основе применения следующих методов: системного подхода, анализа и синтеза, сравнения, систематизации, наблюдения, монографического метода, логического анализа и практического опыта.

Эффективность управления конкурентоспособностью предприятия невозможна без учета сферы деятельности. В данном случае рассматривается проблема управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг. Услуги — экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека.

Рынок услуг является разновидностью товарного рынка, развивается по законам рыночной экономики, имеет специфические черты, что обусловливает особый подход, в частности, к управлению предприятиями сферы услуг.

Основными особенностями рынка услуг являются:

- высокая динамичность рыночных процессов;

- территориальная сегментация;

- высокая динамичность оборота капитала;

- высокая степень чувствительности к изменению конъюнктуры рынка;

- специфика организации производства услуг (большие возможностями для гибкого реагирования на изменение рыночной конъюнктуры);

- специфические особенности организации процесса по оказанию услуг (развитие коммуникативных связей, повышенные требования к профессиональным качествам, опыту, уровню квалификации, культуре и этике производителя);

- значительная дифференциация услуг;

- неопределенность результата деятельности по оказанию услуг[4].

Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможно -сти и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции[5].

Одно из важнейших свойств конкурентоспособности — возможность влияния на нее, т. е. ею возможно и нужно управлять.

Управление — это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты[6].

Управление конкурентоспособностью предприятий сферы услуг — это управление в рыночных условиях своими конкурентными преимуществами, результатом которого являются лучшие позиции по отношению к конкурентам и стабильное положение предприятия за счет получения достаточной прибыли, позволяющее ему развиваться.

Конкурентные преимущества — это наиболее предпочтительные индивидуальные числовые оценки ключевых показателей конкурентоспособности по исследуемому предприятию в сравнении с аналогичными показателями, имеющими место у главных конкурентов[7].

Повышения конкурентоспособности предприятию не достичь случайным образом, необходима обоснованная система обеспечения конкурентоспособности. В основе управления конкурентоспособностью должен лежать стратегический подход, который реализуется через механизм управления. Организационно-экономический механизм управления представляет собой систему достижения целей управления конкурентоспособностью, обеспечивающих необходимый конечный результат. Без создания и совершенствования данного механизма предприятию в современных рыночных условиях не получить желаемый результат деятельности.

Механизм управления конкурентоспособностью можно определить как совокупность ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на рыночные процессы, применяемые руководящими органами всех иерархических уровней для достижения целей экономического развития элемента экономической системы. Механизм управления рассматривается нами как один из аспектов деятельности предприятия.

На наш взгляд, механизм управления конкурентоспособностью включает в себя следующие структурные элементы:

- цели управления (желаемый результат деятельности, который должен быть достигнут в пределах некоторого интервала времени);

- факторы управления (факторы конкурентоспособности, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);

- организационная структура управления;

- ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели);

- методы воздействия на факторы (направления, инструментарий)[8].

Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятия является важнейшим стратегическим преимуществом. Управление конкурентоспособностью предприятия требует длительного времени, больших средств и ресурсов, профессионализма руководителей и специалистов.

Управление конкурентоспособностью предприятие должно осуществлять не только в краткосрочном аспекте (тактическое управление), но и на долгосрочный период (стратегическое управление). Стратегическое управление создает конкурентные преимущества, которые обеспечивают успешное существование и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление исходит из того, что создать устойчивое конкурентное преимущество — это значит предложить большую воспринимаемую ценность потребителям и другим заинтересованным лицам. Эти преимущества могут быть связаны как с характеристиками производимых услуг, так и с характеристиками самого предприятия и его положением на рынке. Тактическое управление конкурентоспособностью направлено на разработку и осуществление конкретных мероприятий по реализации стратегических планов управления конкурентоспособностью предприятия.

Элементом организационно-экономического механизма является постановка целей.

Целями управления выступает оперативная, тактическая и стратегическая конкурентоспособность. Рассматривая деятельность предприятия, следует отметить, что на оперативном уровне конкурентоспособность обеспечивается конкурентоспособностью оказываемых услуг, на тактическом — стабильным финансово-хозяйственным состоянием предприятия, на стратегическом — инвестиционной привлекательностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: