Проблема метода в гуманитарном знании
1. Метод и методология филологических наук.
2. Понятие парадигмы в концепции истории науки Т.Куна ("Структура научных революций"). Содержание понятий "научное сообщество", "нормальная наука", "кризис в науке", "научная революция"
3. Гуманитарное знание как система парадигм.
4. Анализ методов гуманитарных наук в работах Ф.Ницше "Мы филологи" и "О пользе и вреде истории для жизни". Тезис Ф.Ницше о «конце метафизики» и критика в терминах «жизни» понятий Разум, Абсолютный Дух, истина.
5. Разделение познания как "науки о природе" и "науки о духе" и оформление представления о "понимании" как специфике последних (В.Дильтей).
6. Кризис идеи эволюционного развития истории и поиск онтологических оснований гуманитарного знания. Отказ от гносеологического метода; культура как «игра». Морфология культуры в концепции О.Шпенглера ("Закат Европы"). Постановка новой методологической задачи в «Школе анналов»: не «история идей», а «история людей» («Апология истории» М.Блока).
7. Понятия современной филологической методологии: значение, понимание, смысл, текст, истолкование. Полиметодологизм как альтернатива филологического метода.
Задания к практическому занятию.
Подготовить ответы к вопросам практического занятия.
Кратко охарактеризуйте работу Т.Куна "Структура научных революций".
Охарактеризуйте одну из работ Ф.Ницше ("Мы филологи" и "О пользе и вреде истории для жизни"), работы О.Шпенглера "Закат Европы", М.Блока "Апология истории".
Литература
Т. Кун. Введение к кн.: Структура научных революций (любое изд.).
Ф. Ницше. Мы филологи // Ницше Ф. Избр. произв. в 3 т. Т. 3. М: Пор-Рояль, 1994. С. 267-325.
Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие М.: Флинта, 2016. - 240 с.
Калиниченко В.В. Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. – 1988. – № 4. – С. 128–134.
Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. С. – 404–412.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
Практическое занятие № 2-3
Методики и направления исследований
В отечественной и зарубежной филологии. Основные концепции современного литературоведения
1. Мифологическая школа в отечественном литературоведении (значение работ Ф.И. Буслаева и А.Н. Афанасьева). Мифокритика в зарубежном литературоведении.
2. Культурно-историческая школа в литературоведении (А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов). Сопоставление с концепцией И.Тэна.
3. Сравнительно-исторический метод (А.Н. Веселовский). Развитие положений метода в XX веке (литературная компаративистика, функциональное литературоведение, школа рецептивной эстетики).
4. Психологический метод, его связь с биографическим. Психоаналитические теории в зарубежном литературоведении. Структурно-психоаналистическое литературоведение и концепция Ж.Лакана. Открытие «бессознательного». Э.Мах: «я» не инстанция объективной истины, а «комплекс ощущений».
4. Методологические установки формального метода (Р.Якобсон, В.Шкловский, Ю.Н. Тынянов). Формалистские концепции в зарубежном литературоведении. "Новая критика" в 50-60-е гг. Пристальное прочтение как методика работы с текстом в "новой критике".
5. Структуральная школа в отечественном и зарубежном литературоведении.
6. Социологический метод в литературоведении.
7. Постструктурализм как реакция на методологичекий кризис современной науки о литературе (деконструктивизм, диалогическая критика, дискурсивный анализ, интертекстуальный индетерминизм, нарратология, неомарксизм, новый историзм и др.).
Задания к практическому занятию.
1. Подготовьте небольшой, но содержательный доклад и электронную презентацию по одной из предложенных тем. При подготовке можно выбрать любой интересующий аспект рассмотрения внутри обозначенных общих тем.
2. Рассмотрите произведение А.Камю "Миф о Сизифе" с точки зрения:
1 вариант: мифологической школы.
2 вариант: культурно-исторической школы.
3 вариант: психоаналитической школы.
4 вариант: сравнительно-исторического метода.
5 вариант: социологического метода.
6 вариант: постструктурализма и деконструктивизма.
Практическое занятие № 4
Герменевтическая традиция в ХХ в.
1. Понятие Э. Гуссерля «горизонт сознания» и его основополагающий для всей последующей традиции смысл.
2. Открытие «предструктуры понимания» в экзистенциальной философии М.Хайдеггера. Язык письменной традиции как «дом истины бытия»; понятие «алетейя» в работе «Исток художественного творения».
3. Историчность «истины» и принцип «герменевтической рефлексии». Тезис Яусса об «обреченности» литературоведения; принципы «рецептивной эстетики» (Яуcc, В.Изер). Читатель как объект научного анализа.
4. Герменевтический круг как выражение бесконечности процесса понимания. Понимание как принципиально незавершенная деятельность. Герменевтический круг: варианты трактовки. Проблема входа в герменевтический круг и выхода из него.
5. Философия понимания в восприятии М.М.Бахтина: «О методологии гуманитарных наук», «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках», «Ответ на вопрос редакции Нового мира».
6. Смысл как общее проблемное поле герменевтики. Интерпретация (истолкование) как противоречивый феномен: разыскание или придание смыслов? Интерпретация как универсальный способ отношения к высказываниям и текстам, явлениям и событиям.
Задания к практическому занятию.
Подготовить ответы к вопросам практического занятия.
Кратко охарактеризовать одну любую работу из представленных: М.Хайдеггера «Исток художественного творения», Г.Г. Гадамера «Онемение картины», «Лирика как парадигма современности», Г.-Г. Шпета «Письма Э.Гуссерлю», «История как проблема логики», «Герменевтика и ее проблемы», М.М.Бахтина: «О методологии гуманитарных наук», «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках», «Ответ на вопрос редакции Нового мира».
Написать эссе или творческую работу по одной из предложенных тем:
1. Объясните приведенное утверждение. Как соотносятся объяснение и практика. Что привносит в объяснение философия. А.Франс: "Непонимание тревожит".
2. Поясните взаимосвязь, взаимообусловленность знания и понимания. Почему рефлексия над знанием есть необходимое условие понимания?
Пример: "Мы все смотрим, но не все видим" Или: "Многое из того, что нам дано мы не имеем".
3. Почему деятельность является основой понимания? Соотносятся ли: логика понимания, логика деятельности, логика строения мира? Сенека: "Послушного судьба ведет, непослушного тащит".
4. Понимание как необходимый момент познания. Философское понимание. Гераклит: "Многознание уму не научает".
5. Место понимания в познании. Взаимосвязь науки и познания. Пример: "Наука нам сокращает опыты быстротекущей жизни".
6. Понимание другой культуры, другой теории, другого человека. Сократ: "Заговори, чтобы я тебя увидел".
7. Понимание как осмысление, Понятие смысла и многообразие смыслов. А.Маринина: "Истина не в том, что говорит человек, а в том, что его побудило к этому".
8. Общение людей как реализация целевых программ на основе понимающей деятельности. Пример: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты". Или: "Скажи, что ты ищешь в Интернете, и я тебе скажу кто ты".
9. "Все интерпретации равны, но одни из них более равны, чем другие" (Умберто Эко).
10. Художественное произведение как встреча человека с самим собой (Ганс-Георг Гадамер).
Ознакомиться с первой главой учебного пособия И.С. Болдоновой "Литературная герменевтика", внимательно изучить пример герменевтического анализа рассказа Вампилова, предложенного во второй главе. Выбрать один из последующих текстов, которые предложены в пособии (А. Чехов, И. Бунин, К. Бальмонт, Э. По), подготовить свой вариант герменевтического анализа, внимательно прочитав вопросы и задания к каждому тексту.
Практическое занятие № 5