Чек-лист: раздел 1. структура и читабельность
Форматирование и формализация
● Выровнен ли весь текст одинаково? Основной заголовок форматируется по центру. Подзаголовки и текст выравниваются по левому краю. Цитаты выделяются курсивом и выравниваются по правому краю.
● Не используется ли в тексте более 2х шрифтов? Идеально использовать 1 шрифт.
● Не слишком ли вычурный шрифт выбран, удобно ли его читать?
● Выделили ли Вы ключевые моменты жирным шрифтом, цветом или графическими объектами?
● Выделены ли более крупным жирным шрифтом заголовки и подзаголовки?
● Оптимален ли размер шрифта, не требуется ли излишнее напряжение зрения?
● Не содержит ли текст проявления фамильярности? Смайлики, З.Ы. вместо P.S., сленговые слова, двоякий юмор недопустимы
● Создается ли правильный контраст шрифта и фона сайта. Оптимальный формат для чтения «белый фон – черный шрифт». Несколько хуже «серый фон – черный шрифт». Любые другие фоны, особенно черные, красные, желтые и зеленые крайне нежелательны.
Тест на читабельность
● Если Вы посылаете документ по факсу, не используйте бледный цвет шрифта и мелкие буквы.
● Темный текст на светлом фоне усваивается легче и полнее, чем светлый на темном.
● Более 2-3 цветов шрифта в тексте затрудняют восприятие.
● Нет ли предложений или слов с двояким смыслом.
● Чередуются ли короткие и средние предложения с длинными (рваная ритмика облегчает чтение).
● По возможности используйте наглядные картинки и цветовые решения, чтобы информация воспринималась образно.
Тест на структурированность
● Разбит ли текст на смысловые блоки?
● Перечислены ли важные моменты с помощью списков?
● Имеет ли каждый блок информации соответствующий содержанию продающий заголовок и/или подзаголовок?
● Изложены ли выгоды, аргументы и иные перечисления в виде маркированного или нумерованного списка?
● Есть ли между блоками информации пространство - «пустые» строки?
Тест на перегруженность
● Есть ли в тексте лишняя информация, не несущая важной смысловой нагрузки?
● Есть ли в тексте слишком подробные или сложные расчеты? Все расчеты должны состоять не более, чем из 1-2 действий и содержать готовые ответы.
● Не используется ли в тексте слишком много специфических профессиональных терминов?
● Не привели ли вы слишком много аргументов, выгод и преимуществ? 3-5 весомых довода — оптимальное количество при любой аргументации.
Тест на краткость
● Все ли блоки информации состоят не более, чем из 2-4 абзацев?
● Все ли ваши абзацы состоят максимум из 4 строк?
● Все ли предложения не превышают 1,5 строки?
● Все ли заголовки и подзаголовки состоят из 1 строки и не содержат запятых?
● Не занимает ли основной текст более 2 листов формата А4? Тест на пафос
● Нет ли в тексте «умных словечек» и специфических терминов, которые могут быть не знакомы читателю и затрудняют восприятие?
● Вы рассказали о себе клиенту, или же восхвалили и превознесли себя? Точно просто рассказали?
● Информация о том, что получит клиент, превышает по объему в 3-4 раза сведения о том, какие Вы заслуженные и классные?
Тест на лаконичность
● Можно ли сократить какой-то абзац в 2 раза без ущерба смыслу? Сократите.
● Можно ли сократить какое-то предложение в 2 раза? Сократите.
● Можно ли сказать одним словом то, что описано в целом предложении? Скажите. ● Можно ли длинное слово заменить на короткий аналог? Замените.
● Можно ли обойтись без какой-то информации? Обойдитесь.
● Не злоупотребляйте вопросительными, восклицательными знаками и многоточием. В конце каждой фразы должно стоять не больше одного знака препинания.
Чек-лист: раздел 2. Продающие моменты
Целевая аудитория
● Вы изучили свою целевую аудиторию перед тем, как начать писать текст?
● Вы показали, что хорошо знаете проблемы ваших читателей?
● А вы предлагаете решение этих проблем?
● Вы ответили на вопросы, которые потенциальные клиенты задают чаще всего?
● Закрыли возражения? Развейте все сомнения и страхи, которые удерживают читателей от покупки.
Стиль изложения
● Ведете ли вы диалог с читателем?
● У вас получается живой текст? Нет ли в нем штампов из «глянцевого мира рекламы»?
● Нет ли в нем оторванных от жизни абстракций? Раскройте, что такое «передовые технологии» и «инновационные методы».
● У читателя не возникнет ощущение, что ему «выкручивают руки»? Не пытаетесь ли вы «впарить» свой продукт? Убедитесь, что в тексте нет грубых и откровенных манипуляций.
● Вы сгруппировали мысли по темам? О свойствах продукта и о доставке нужно рассказывать отдельно.
● Не злоупотребляете ли вы перечислениями?
● Не злоупотребляете ли вы словом «мы»? Старайтесь использовать «вы-стиль». И контрольная проверка: если закрыть название компании и ее продуктов, читатель поймет, о чем речь? Если нет, добавьте фактов и конкретики!
Выгоды и преимущества в продающем тексте
● Вы рассказали о выгодах, которые получит клиент, если обратиться к вам?
● Почему именно вы можете помочь клиенту, а не конкуренты? Что вы умеете делать лучше, чем они? Напишите о ваших преимуществах.
● Какая ваша самая сильная сторона? Какой у вас «конек»?
● Как вы можете доказать все эти выгоды и преимущества? ● Есть ли выводы к каждому преимуществу? Объясните читателю пользу, если она неочевидна.
● Все ли факты подаются «в мире клиента»? «Десять лет на рынке» — это бесполезная информация, если вы не покажите, почему это хорошо для покупателей.
● Можно ли использовать прием «Ограничение»? Расскажите, кому и в каких случаях вы не сможете помочь. Этим вы усилите воздействие на свою аудиторию и отсеете «чужаков».
● Вы написали о гарантиях?
● Нет ли в тексте того, что важно лишь для самой компании? Уберите.