«Батюшка, ответьте, пожалуйста, - можно ли священнику и мирянину молиться о закодированном от пьянства человеке? Слышала, что нет. Спасибо. Татиана».
Первое, что должен сказать, Татьяна, когда что-либо слышите, замечайте, от кого вы это услышали. Следует всегда помнить, что если вы это слышите не от злонамеренного человека, то от недостаточно осведомленного - почти всегда. Поэтому, когда у вас есть вопрос, вы можете прийти в церковь, в которую вы обычно ходите, подойти к знакомому священнику, к которому вы всегда обращаетесь, и он вам даст ответ на ваш вопрос. Такова практика церковной жизни.
Теперь - по существу. Следует помнить, что святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Посему для преодоления недуга нужно искреннее покаяние пред Богом в таинстве исповеди, мольба ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. Что же такое кодирование? Метод представляет собой один из вариантов эмоционально-стрессового гипнотического воздействия и основан на эмоциональном шоке и внушении. Церковь не допускает применения гипноза и лечения, с ним связанного. В основе этого лечения лежит страх перед алкоголем, по принципу «выпьешь - умрёшь». Человек, нарушивший такой запрет, может заплатить за срыв различными расстройствами. Однако при таком методе лечения восстановление психического и физического состояния пускается на самотёк. Вот почему многие люди ощущают определённый психологический дискомфорт после кодирования: выпить хочется, а нельзя. Нервная система без привычного допинга остаётся в напряжении, обмен веществ и работа внутренних органов восстанавливаются с трудом.
Кодирование препятствует употреблению спиртного, но при этом не устраняет причины, породившие алкоголизм. Поэтому не все пациенты воспринимают такое лечение как освобождение от алкогольной зависимости. Каждый человек должен искать свой путь избавления от этой болезни.
|
Как видим, картина не очень утешительная. Что же нужно человеку, бросившему пить? Вот он вроде бы становится трезвым. Это подобно тому, как начинают вести «праведную» жизнь несчастные, попадающие в тоталитарную секту, ведь «нет нужды в меньшей пагубе, где есть большая» (Иоанн Лествичник). Ему нужно заменить порок, которому он доселе служил, на добродетель, иначе пустота, оставшаяся в человеке, быстро заменится другим пороком. Вот одно замечательное место из св. Евангелия: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43 - 45). Поэтому человеку, подвергшемуся воздействию кодирования, нужна непрестанная усердная молитва его близких, которые готовы понести его тяготы и болезни и, особенно, молитва Церкви (хорошо заказать сорокоуст или годовой помин, просить молитв священников). Однако, пожалуй, самое важное и трудное - это убедить самого больного начать практику церковной жизни: найти себе духовника, регулярно приступать к церковным таинствам - собороваться, исповедоваться, причащаться.
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 14.05.2004
|
Крест в подарок «Скажите, можно ли дарить своим родственникам или друзьям крестики и иконки. Говорят, если подаришь крест, то свой крест передашь другому. Так ли это? Александр».
Нет, Александр, это не так. Крестики и иконки дарить можно. Важно только, чтобы ваши друзья разделяли ваше благоговейное отношение к священным изображениям.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). Так говорит Слово Божие. Чаще же всего перед этими изображениями наблюдается не благоговение, а суеверный страх. Это какое-то языческое представление о святыне в духе шаманской примитивной магии.
Мы почитаем крестное знамение и изображения святых не как магически насыщенные предметы (амулеты, обереги и пр.), а как напоминания о первообразах, которые они изображают. Христос пришел на землю, претерпел крестную смерть, воскрес не для того, чтобы причинить нам зло, а чтобы дать нам жизнь вечную. И этой жизни и воскресению мы становимся причастными только распинаясь вместе со Христом. (Для сравнения: Христианское таинство Крещения, погружение в воде - образ погребения вместе со Христом).
Почему же мы боимся креста? Этот страх связан с неверием в вечную жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что всякому человеку дан крест скорбей и болезней, и это есть крест человеческий; но наш крест становится Христовым, когда мы его берем на себя, то есть стараемся претерпевать все с верою и упованием. «Взять крест свой - значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Поучение в третью неделю Великого поста «О крестоношении». Творения в 7-ми тт. Т. 4. «Аскетическая проповедь»).
|
Вот христианское понимание несения креста. Следовательно, цель христианина - не избавиться от креста, не передать его другому, а доблестно его нести до конца своих дней.
Ношение креста, изображения распятия (нательный крестик) можно представить еще как знак отличия воина Царя Небесного. Если, приходя к земному царю, воин заботится о своих знаках отличия и красоте и чистоте своего мундира, то не тем ли более следует заботиться об этом нам - воинам Царя Небесного?
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 04.06.2004
А если нет крестного?.. Меня зовут Алина, по крещению - Ангелина. Так получилось, что моей крестной, когда я была младенцем, стала моя родная мама. Пожалуйста, поясните: при такой ситуации считается ли мое крещение состоявшимся? Мне советуют окреститься еще раз, но сейчас я еще не готова к этому. Или я все же крещеная?
Здравствуйте, Ангелина. По существующей практике над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.
От тех, кто взрослым приступает к таинству крещения, требуются вера и покаяние. Крещение - это вступление в Церковь Христову. При этом человек, вступающий в Церковь, принимает на себя образ покаяния, обещает всю последующую жизнь хранить незапятнанной и непорочной одежду, данную ему Господом в крещении, преодолевать свои греховные наклонности и просит для этого благодатной помощи у Бога.
Что касается крещения взрослых, учитывается возраст крещаемого - не столько по плоти, сколько его духовный возраст. Если человек подходит к крещению осознанно, знает основы веры и сам может в дальнейшем духовно возрастать и совершенствоваться без постороннего руководства, то решение о присутствии или отсутствии восприемника лежит на священнике, а если человек приходит ко крещению с совершенно неприемлемыми представлениями о Православии, с мирскими мерками, не как к таинству, а как к какому-то магическому обряду, после которого должно ему стать легче жить в мире, - то такому восприемник нужен обязательно. Таковы основные нормы современной церковной дисциплины относительно восприемников.
С древних времен крестные выступали поручителями за своего крестника перед Всевышним. Сегодня крестными могут стать те люди, которые имеют непосредственное отношение к Церкви, готовятся совершить это действо по всем предписанным правилам, с соблюдением традиций по подготовке к обряду.
Когда ребенка при крещении держит на руках родная мать, в силу какой-то необходимости, она не является крестной. В этом случае крестных можно выбрать заочно. Это будут те люди, которые возьмут на себя ответственность за религиозное воспитание ребенка. Что же касается заданного вопроса, то, конечно, Крещение состоялось, в этом не может быть никаких сомнений. Это зависит не от того, кто был крестным, а от действия Божественной благодати, посылаемой Богом крещаемому. Внешние обстоятельства здесь не играют роли. А вот насколько вы смогли воспринять эту благодать, зависит от того, как вы практикуете церковную жизнь, от вашей решимости служить Богу.
"Совсем недавно по каналу "ТВ-3" показали фильм "Одержимый дьяволом", где показана практика изгнания бесов в Католической церкви. Существует ли подобный ритуал экзорцизма в истории Русской Православной Церкви? Что делать одержимым злыми духами, куда обращаться за помощью?