Образцы творческих речевых игр на уроках русского языка и развития речи




Как же организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся начальной школы?

Начиная с первого класса, в работе следует использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Следует познакомить детей с различными методами исследования. Первоклассники должны усвоить, что получить информацию можно разными способами, например, задать вопросы самому себе, своим одноклассникам, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете и...

Начиная со второго класса, следует работать над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для решения этой задачи можно выполнять следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);

- найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, мела).

В умении выдвигать гипотезы используется, например, следующее задание: “Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает?”; “Почему многие дети любят компьютерные игры?” и т. д.

Делая предположения, обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. п.

Готовя детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, приучаем их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Важным средством развития умений давать определения являются задания на составление и разгадывание кроссвордов и загадок. Важно смотреть на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но, всё же, вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – его определяющая часть.

Одним из условий работы с талантливыми детьми является организация проектной деятельности. Основная цель проектного обучения - создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и на опыте других в процессе разработки учебного проекта.

Конечно, при организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находиться в зоне их ближайшего развития. Организовывать процесс обучения следует на основе таких продуктивных методов, как частично-поисковый и исследовательский.

На всех этапах работы с одарёнными учащимися необходимо иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Детское творчество неисчерпаемо. Успех в нём достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.

Образцы творческих речевых игр на уроках русского языка и развития речи

- “Общее предложение”

Учитель предлагает всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие: учитель произносит первое слово, дети добавляют по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто – то из учеников почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит: “Стоп!”.

- “Все слова предложения начинаются с одной буквы”

Например, “Пётр Петрович Петухов пошёл прогуляться по парку”.

- “Телеграмма”

Учитель пишет на доске слово и просит учеников придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

Например, используя буквы слова “сумка”.

Пример телеграммы из зоопарка: “Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация.

- “Узнай меня”

Учитель нескольким ученика дает предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и т. д. не называя сам предмет. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, исправляют, дополняют сказанное.

Например: “Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно видеть на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду”. (Чайник).

- “Что такое хорошо и что такое плохо”

Учитель делит класс на 2 команды. Показывает детям предмет (рисунок). Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош), а другая – недостатки (это плохо).

Например: Стакан.

Первая группа: стакан красивый, на нем оригинальный рисунок. Он прозрачный. Сквозь стенки хорошо виден цвет жидкости. (Это хорошо).

Вторая группа: стакан хрупкий. Его легко разбить. У него нет ручки, горячий чай трудно держать. (Это плохо).

- “Что было бы, если...”

Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

Что было бы, если:

– солнце стало синим?

– люди перестали разговаривать?

Неоценимую помощь в работе с одарёнными детьми может оказать межпредметная интеграция, которая способствует личностно важному и осмысленному восприятию знаний, росту познавательного интереса школьников, усилению мотивации.

Интеграция позволяет создать у школьника целостное представление об окружающем мире; даёт ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Например, на уроках окружающего мира можно предложить детям составить и решить математические задачи, основываясь на полученных на уроке сведениях о здоровом образе жизни:

Задача № 1 “По данным Министерства здравоохранения, взрослому человеку для восстановления работоспособности организма необходимо спать не менее? части суток, ученику 1-го класса – в 2 раза больше, а 4-класснику – на 2 часа меньше, чем 1-класснику. Сколько часов в сутки должен спать выпускник начальной школы, чтобы полностью отдохнуть и набраться сил?”

Задача № 2 “Набирает ли 4-классник Петя необходимый объём физической нагрузки (13 часов), если на утреннюю зарядку в школе и дома за неделю он тратит 1 час, на уроках физкультуры в школе занимается 2 раза в неделю по 40 минут, в спортивной секции после школы занимается 3 раза в неделю по 2 часа?”

Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Создаются условия для развития у детей познавательных интересов, ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на последующих этапах образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: