II. Полоролевая идентичность мужчин и женщин




 

Полоролевая идентичность как мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или «женских» специальностях довлеют среди значительной части населения.

На фоне происходящих в настоящее время социальных, политических и экономических изменений во всем мире, содержание гендерных ролей подвергается трансформации. Однако во многих культурах мужчины и женщины воспринимаются как обладающие взаимоисключающими, противоположными личностными и поведенческими характеристиками. Мужчины представляются как агрессивные, сильные, независимые, умные и творческие; женщины - как покорные, эмоциональные, консервативные и слабые. Определение маскулинности исключительно как "мужского", а феминности только как "женского" является стереотипным, формирующим ошибочные консервативные представления.

Метаанилиз половых различий в значимости тех или иных характеристик работы показал, что существенными являются 33-40 признаков, причем наиболее выраженные различия связаны с тем, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из основных факторов выбора профессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятельности.

Гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезно деформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Не смотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.


II. Практическая часть

 

В ходе исследования было опрошено 50 человек, 26 чел (52%) из которых юноши и 24 чел (48%) девушки. Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленность молодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонденты представляли возрастную группу 16 - 18 лет. Блок вопросов был направлен на выявление непосредственно гендерных стереотипов респондентов. Предложенные на этом этапе задания выявляют отношение к социальным ролям мужчин и женщин у девушек и юношей. Здесь вопросы были намеренно сформулированы таким образом, чтобы "мужчины" и "женщины" респондентами воспринимались как группы людей. На вопрос "Существуют ли индивидуальные черты характера у мужчин и женщин?" 52% респондентов дали ответ "нет". Это демонстрирует их понимание того, что любые личностные характеристики могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, т.е. являются общечеловеческими, даже если различно проявляются. 48% респондентов ответили "да" и привели варианты таких характеристик. Чаще всего как "обусловленные полом" в ответах отмечались "мужественность" и "женственность", а также другие характеристики, традиционно закрепленные за одним из полов. Например, исключительно мужскими чертами названы лидерство, самостоятельность и целеустремленность, а женскими - скромность, непостоянство, застенчивость. Можно предположить, что обобщенные образы мужчин и женщин чаще противопоставляются друг другу при описании свойств характера, т.е. являются более стереотипизированными. Проверкой данного предположения явился следующий блок из 25 утверждений, относительно которых респондентам предлагалось выразить свою точку зрения от полного несогласия до полного согласия по 5-ти бальной шкале. Все рассмотренные утверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы, которые определяют различия юношей и девушек в профессиональной деятельности. Это позволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимых взрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин.

Проанализировав полученные результаты в данном блоке анкеты, мы условно разделили рассмотренные стереотипные утверждения на 4 группы:

- устойчивые - с ними согласны большинство респондентов обоих полов;

- динамичные - они отражают мнения, противоположные предложенным в опроснике стереотипам, изменившиеся в представлениях современных молодых людей,

- дискуссионные - утверждения, в которых представления юношей и девушек различны, "спорят" друг с другом;

- протестные - включают в себя утверждения, в которых юноши и девушки дают противоположные ответы.

Так, с третью предложенных утверждений (9 из 25) в наибольшей степени согласны и юноши и девушки. Среди устойчивых стереотипов равное количество "предписаний" мужчинам и женщинам (5:5).

Таблица 2. Устойчивые стереотипы.

Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%)
юн. дев. юн. дев. юн. дев.
Мужчины должны быть активными, целеустремленными            
Женщины должны всегда хорошо выглядеть            
Женщины должны уметь готовить и вести хозяйство            
Женщина должна заботиться о мужчине, а мужчина быть ее защитником            
Женщины должны быть сексуально привлекательными            
Мужчины должны уметь забить гвоздь, починить кран, утюг            
Карьера – основа жизни мужчин, они должны иметь престижную работу            
Мужчины всегда должны стремиться завоевать и покорить женщин            
Женщины не должны быть легко доступными для мужчин            

 

Большинством респондентов не подвергаются сомнению статус мужчины и маскулинные характеристики его личности. Для женщины традиционно важным представляется забота о своем внешнем облике. Уравнены в ответах респондентов мужчины и женщины обязательным исполнением домашних дел, "свойственных" их полу. В противовес устойчивым стереотипам, в блоке были выявлены три динамичных. Они отражают мнения о мужчинах, противоположные представленным стереотипам.

Таблица 3. Динамичные стереотипы.

Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%)
юн. дев. юн. дев. юн. дев.
Мужчинам не важно, выглядят ли они привлекательно            
Семья для мужчин не главное            
Мужчины, если они занимаются типично женской профессией, сами становятся женственными            

 

Стереотипное представление о том, что только женщинам важно быть привлекательными не подтверждается, почти две трети учащихся в возрасте от 16 до 18 лет считает внешнюю привлекательность одинаково значимой как для женщин, так и для мужчин.

Несмотря на то, что 80% юношей и 75% девушек разделяют стереотип: "карьера - основа жизни мужчин", семья, традиционно считающаяся "женской" сферой интересов, для мужчин, по мнению более половины респондентов обоих полов, также важна.

С утверждением о влиянии профессии на поведение не согласен каждый второй респондент. Отметим, что на вопрос анкеты "Существуют ли по-настоящему "мужские" и "женские" профессии?" отрицательно ответили 43% юношей и 32% девушек. Положительные ответы дали 57% юношей и 68% девушек, приведя в качестве примера типично женских профессий "доярка", "уборщица". Т.е. такие типы занятий, которые не требуют профессионального образования, либо примеры низкоквалифицированных работ - с низкой оплатой труда и предполагающие традиционную для женщин сферу обслуживания, в том числе членов семьи: "нянька", "швея", "медсестра". В качестве "мужских" профессий указывались "шахтер", "водитель", "программист". Иногда респонденты вместо конкретных профессий указывали должность "директор" или "начальник", очевидно считая это типично "мужским делом".

Динамичные стереотипы имеющие тенденцию к ослаблению или изменению коснулись только "мужских" утверждений. Молодежь выражает мнение, что мужчины могут работать в любой сфере труда без ущерба своей личности, им важно быть привлекательными и иметь семью. Дискуссионные стереотипы отражают различия представления юношей и девушек о ролях мужчин и женщин. Общую тенденцию к изменению стереотипных представлений отражает число затруднившихся выразить определенное мнение (от 9% до 29%). Несогласие со стереотипами выразили более 30% либо в группе девушек, либо в обеих группах.

Таблица 4. Дискуссионные стереотипы.

Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%)
юн. дев. юн. дев. юн. дев.
Ответственность за финансовое благополучие семьи лежит на мужчинах            
Материнство – основа жизни женщины, они должны рожать детей            
Мужчины должны зарабатывать больше, чем женщины            
Женщины должны быть скромными            
Женщины не должны стремиться овладеть типично мужской профессией            
Ответственность за сохранение семьи лежит на женщинах            
Женщины не должны стремиться заработать больше мужчин            

 

Группа протестных стереотипов в целом демонстрирует интерес девушек к профессиональному и карьерному росту, а также желание самостоятельности и независимости в личных и семейных отношениях.

Блок вопросов, изучающих в данной анкете отношение к стереотипным представлениям, бытующих в обществе о ролях мужчин и женщин, завершался заданием закончить предложение: "Склад ума и характера у мужчины или женщины …"

 

ЮНОШИ Ответы ДЕВУШКИ
19% Определяет природа и пол человека 14%
8% Решает общество, его нормы и традиции 6%
36% Каждый человек за себя решает самостоятельно 30%
37% Решает сам человек, но ему приходится «подчиняться» норм и традициям того общества, в котором он живет 50%

 

По мнению 19% юношей и 14% девушек, имея определенные половые признаки, человек уже гарантированно обладает конкретным набором личностных характеристик и способностей. Юноши чаще, чем девушки (36% и 30% соответственно) считают, что каждый человек для себя решает самостоятельно - каким быть и не видят каких - либо препятствий своей самореализации. Меньше всего респондентов дали ответ, что все решает общество, его нормы и традиции. Более трети юношей и каждая вторая девушка из опрошенных признают, что общество формирует личность и влияет на изменение ее ценностей и поведенческих характеристик. Сами, являясь частью этого общества, участники данного исследования демонстрируют изменение некоторых гендерных стереотипов на новые "нормы" и "правила", являющиеся менее ограничивающими выбор в самореализации человека любого пола.


Заключение

 

Проведенное нами исследование позволило установить, что гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии.

Типично мужской образ включает в себя набор черт, связанных с профессиональной компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский – с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

Универсальной жизненной ценностью на современной этапе среди представителей разных профессий оказывается стремление к достижениям, и в этом совмещаются как традиционно феминные и маскулинные предпочтения. Например, оказалось, что женщины-военнослужащие одновременно характеризуются более высокими показателями общительности, смелости и самоконтроля по сравнению с представителями этой же профессии – мужчинами.

В практической части было предложено несколько анкет утверждениями.

Все рассмотренные утверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы, которые определяют различия мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Это позволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимых взрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин.

Большинством респондентов не подвергаются сомнению статус мужчины и маскулинные характеристики его личности. Для женщины традиционно важным представляется забота о своем внешнем облике. Уравнены в ответах респондентов мужчины и женщины обязательным исполнением домашних дел, "свойственных" их полу. В противовес устойчивым стереотипам, в блоке были выявлены три динамичных. Они отражают мнения о мужчинах, противоположные представленным стереотипам.

Несмотря на то, что 80% юношей и 75% девушек разделяют стереотип: "карьера - основа жизни мужчин", семья, традиционно считающаяся "женской" сферой интересов, для мужчин, по мнению более половины (53%) респондентов обоих полов, также важна.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: гендерные стереотипы влияют на выбор будущей профессии. Что и подтверждает нашу гипотезу.


Литература

1. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопр. Психол. 2000. №1. С. 87-95

2. Е.В. Юркова, И.С. Клецина "Социально - психологический анализ гендерных ролей". - Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - СПб.: Питер 2003. - с. 207-228

3. Иванова Е. Введение в Гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - с. 336

4. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога - Минск: Хервест, 1998. - с. 430

5. В. Юркова, И.С. Клецина "Социально - психологический анализ гендерных ролей". - Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - СПб.: Питер 2003. - с. 207-228

6. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

7. Психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990 г.

8. Ольшанский Д.В. Психология массы. СП-б., "Питер"., 2001г.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: