Развитие младенца в течение фазы удерживания




В свете этого могут быть перечислены некоторые характеристики развития младенца во время этой фазы. На этой стадии
первичный процесс
первичная идентификация
аутоэротизм
первичный нарциссизм
являются существующими реалиями.

На этой фазе Эго изменяется настолько значительно от неинтегрированного состояния к структурной интеграции, что младенец становится способным переживать связанную с дезинтеграцией тревогу. Слово дезинтеграция начинает иметь смысл, которым ранее оно не обладало, с фактом интеграции Эго. В здоровом варианте развития младенец на этой стадии сохраняет способность к повторному переживанию неинтегрированных состояний, однако, эта способность зависит от непрерывности надежной материнской заботы, и от наращивания воспоминаний о материнской заботе, которая постепенно начинает восприниматься как таковая. Результатом здорового развития на этой стадии является достижение младенцем того, что может быть названо "статусом целого" (unit status). Младенец становится личностью, индивидом со своими собственными правами.

С этим достижением связано психосоматическое существование младенца, которое начинает принимать форму личного паттерна; я отношусь к этому как к пребыванию психики в соме. Основой для такого пребывания является соединение моторных, сенсорных и функциональных опытов с новым для младенца состоянием бытия личностью (person). С дальнейшим развитием начинает существование то, что может быть названо "ограничивающей мембраной", которая в некоторой степени (в здоровом варианте) приравнивается к поверхности кожи, и занимает для младенца позицию между "моё" и "не моё". То есть, младенец обретает способность различать внешнее и внутреннее и схему тела. С этими изменениями можно постулировать личностную или внутреннюю психическую реальность младенца.8)

Во время фазы удерживания инициируются другие процессы, наиболее важным среди которых являются истоки интеллекта и начало появления разума (mind), как чего-то отличного от психики (psyche). За этим следуют вторичные процессы и символическое функционирование, а также организация личного психического содержания, которое формирует основу для сновидений/мечтаний (dreaming) и активных (living) взаимоотношений.

В то же самое время в младенце начинают объединяться два источника импульсивного поведения. Термин "слияние" отражает позитивный процесс, посредством которого связанные с движением и мускульным эротизмом диффузные элементы становятся (в здоровом варианте) слитыми с оргастическим функционированием эрогенных зон. Это понятие наиболее привычно применительно к противоположному процессу разъединения (defusion), являющемуся сложной защитой, посредством которой агрессия становится отделенной от эротического опыта, что имеет место после периода, в ходе которого была достигнута некоторая степень слияния. Все эти достижения связаны с таким условием окружения как удерживание, и без достаточно хорошего удерживания эти стадии не могли бы быть достигнуты или, будучи достигнутыми, они не могли бы быть прочно установлены.

Дальнейшее развитие касается развития способности к объектным отношениям. В этой сфере младенец изменяется от отношений с субъективно представляемым объектом к отношениям с объективно воспринимаемым объектом. Это изменение тесно связано с переходом младенца от состояния слияния с матерью к состоянию отделенности от нее, или к отношению к ней как к отделенной и "не мною". Данное достижение связано не сколько с удерживанием, сколько с фазой "сосуществования".

Зависимость

В фазе удерживания младенец максимально зависим. Зависимость можно классифицировать следующим образом:

(а) Абсолютная зависимость. В этом состоянии младенец ничего не знает о материнской заботе, которая по большей части является профилактикой. Он не может сохранять контроль над тем, что делается хорошо, а что плохо; он находится или в позиции получения пользы или страдает от нарушения.

(б) Относительная зависимость. Здесь младенец становится способным осознавать определенные аспекты материнской заботы и может с большей степенью относить их к собственному личному импульсу и, следовательно, позднее, в психоаналитическом лечении, может воспроизвести их в переносе.

(в) К независимости. Младенец развивает средства для существования без действительной заботы. Это становится возможным с накоплением воспоминаний о заботе, проекции личных потребностей и интроекции подробностей заботы, с обретением доверия к окружению. Здесь также нужно добавить элемент интеллектуального понимания с его далеко идущими выводами.

Изоляция индивидуума

Другим нуждающимся в рассмотрении явлением на этой стадии является сокрытие ядра личности. Позвольте нам исследовать понятие центральной или истинной самости. Можно сказать, что центральная самость является врожденным потенциалом, который переживается как непрерывность бытия, и является достижением своим собственным путем и в собственном темпе личной психической реальности и личной схемы тела.9) Концепцию изоляции центральной самости необходимо принимать как характеристику здоровья. Любая угроза этой изоляции истинной самости вызывает на этой ранней стадии младенчества большую тревогу и активизирует защиты в ответ на провалы со стороны матери (или в материнской заботе) в отвращении того, что может нарушить эту изоляцию.

Такие угрозы могут быть встречены Эго-организацией, включены во всемогущество младенца, и переживаться как проекции.10) С другой стороны, эта защита может оказаться неэффективной, даже вопреки той Эго-поддержке, которую обеспечивает материнская забота. Тогда центральное ядро самости подвергается влиянию тревоги психотического характера. В здоровом варианте индивидуум вскоре становится неуязвимым в этом отношении, а если внешние факторы угрожают, то просто появляется новая степень и качество в сокрытии центральной самости. В этой связи, лучшей защитой является организация фальшивой самости. Инстинктивные удовлетворения и объектные отношения сами становятся угрозой личной непрерывности существования (personal going-on-being) индивидуума. Пример: дитя питается от груди и получает удовлетворение. Этот факт сам по себе не свидетельствует о том, имеет ли он Эго-синтонное переживание Ид (id experience), или, наоборот, он страдает от травмы соблазнения, угрозы личной непрерывности Эго, угрозой переживания Ид, которое не является Эго-синтонным, и с которым Эго не умеет обходиться.

В здоровом варианте объектные отношения могут быть развиты на основе компромисса, который включает в себя то, что позднее будет названо обманом или нечестностью, тогда как прямые отношения могут быть развиты только на основе регрессии к состоянию слияния с матерью.

Уничтожение11)

Тревога на этих ранних стадиях родительско-младенческих отношений связана с угрозой уничтожения. Я хотел бы объяснить, что здесь имеется в виду.

На этой фазе, характеризующейся крайне важным наличием удерживающего окружения, сам "врожденный потенциал" становится "непрерывностью существования". Альтернативой существованию является реагирование, которое прерывает и уничтожает существование. Существование и уничтожение - есть две альтернативы. Следовательно, основной функцией удерживающего окружения является снижение к минимуму таких угроз, на которые младенец реагировал бы с результирующим уничтожением личного бытия. При благоприятных условиях младенец устанавливает непрерывность существования, а затем постепенно начинает развивать изощренные средства, делающие возможным включение таких угроз в область всемогущества. На этой стадии слово смерть не применимо, поэтому "инстинкт смерти" является неподходящим понятием для описания источника деструктивности. Смерть не имеет смысла до тех пор, пока не появляется ненависть и идея целостной человеческой личности. Когда целостная человеческая личность может быть ненавистна, смерть обретает смысл, и вслед за этим следует то, что может быть названо "увечьем" (maiming); целоcтная ненавидимая и любимая личность сохраняется живой будучи кастрированной или же посредством нанесения увечья вместо убийства. Эти идеи относятся к более поздней фазе, а не той, которая характеризуется зависимостью от удерживающего окружения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: