Дефектология 2004г. № 6
Н.Г. Минаева
Важным направлением работы в ДОУ для детей с косоглазием и амбиопией является формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки на плоскости.
Большинство видов учебной деятельности (чтение, письмо, изобразительная деятельность, ручной труд и др.) осуществляются в пространстве ограниченной плоскости (поверхности парты, страницы книги, тетради, листа альбома и т.д.) Именно поэтому оно становится наиболее значимым пространством для ребенка к концу дошкольного возраста и продолжает оставаться таковым в школьном возрасте, особенно в начале обучения, когда ребенок активно осваивает новые виды деятельности.
Для формирования навыков ориентировки на ограниченной плоскости эффективно плоскостное конструирование- создание различных плоскостных объектов из деталей специально разработанного плоскостного конструктора-набор деталей квадратов, лицевой стороне изображены разнообразные по форме и размерам элементы, имеющие определенную толщину, что делает их выпуклыми и позволяет использовать осязание для обследования их формы и величины.
На первом этапе образец представляет собой готовую фигуру, собранную из деталей плоского конструктора. На этом этапе для конструирования отбираются несложные объекты- дорожки, лесенки, заборы и т.п. Дети осваивают способы соединения отдельных деталей в целостную поделку.
На втором этапе конструирование осуществляется по графическому образцу. Сначала дети создают объекты по образцам, размеры объектов на которых соответствует натуральной величине конструкций. Совпадение размеров позволяет дошкольникам в случае затруднений использовать прием наложения деталей конструктора с соответствующими элементами на образец. Освоив этот способ, дошкольники переходят к созданию плоскостных объектов по образцу уменьшенного размера, а затем по частично сконструированному образцу.
|
Третий этап- предполагает конструирование по целостной модели. Образец предъявляется на начальных этапах работы в натуральную величину, а затем в уменьшенном виде. Этот более сложный вид конструирования имеет большое значение для развития воображения и собственно пространственного анализа и синтеза.
Нужно учитывать:
- состояние зрения каждого ребенка;
- этап восстановительной работы;
- следовать рекомендациям врача- офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений.
Работа с плоскостным эффективна в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения. В это время нужно варьировать размеры деталей конструктора и изображаемых на них элементов, а также размеры деталей конструирований на графических образцах с учётом зрительных нагрузок, которые определяется в зависимости от степени остроты зрения ребёнка и состояния рефлексации (гиперметретрической или миопической). При миопии (близорукости) не допускаются перенагрузка зрения, поэтому детали конструктора изображения объектов на графических образцах должны быть крупнее. При дальнозоркости, наоборот, рекомендованы интенсивная зрительная нагрузка и применение более мелких деталей. В процессе плоского конструирования эффективно решаются следующие задачи:
|
Формирование и развитие у дошкольников представлений о пространственных признаках плоскостных объектов, о направлениях пространства, о пространственных отношениях между объектами; формирование навыков свободного ориентирования на плоскости; усвоение необходимой пространственной терминологии.
Умение дошкольников ориентироваться в основные направлениях на микроплоскости (поверхности листа бумаги) при опоре на схему собственного тела можно отрабатывать непосредственно в процессе плоскостного конструирования. Большое значение придается правильному размещению создаваемой детьми конструкции в определенном месте листа в соответствии с образцом.
Закреплению представлений о направлениях в пространстве и навыков ориентировки в них способствует работа с 2мя графическими образами, отличающимися только расположением одной или нескольких конструкций на плоскости. Плоскостное конструирование имеет и другие возможности, позволяет развивать навыки ориентировки в пространстве. Например, детей просят показать и рассказать, в каком направлении «едет» построенный поезд или машина.
Представления дошкольников об основных пространственных направлениях в навыки ориентировки в этих направлениях закрепляются в разнообразных дидактических играх и упражнениях.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ.
Игра: «НАЙДИ СТРАННЫЙ ПРЕДМЕТ»
В ходе игры ребенок и взрослый исполняют роли 2х персонажей (кошки и мышки, собачки и птички). Картинки с изображением которых поочередно прячутся под деталями конструктора, расположенными на листе «В СЕРЕДИНЕ», «ВНИЗУ», СВЕРХУ».
Игры на перемещение объектов по плоскости в соответствии с указанным направлением. Например, можно организовать «езду» ребенка на маленькой игрушечной машинке, перемещая ее по листу бумаги в соответствии с направлениями, указанными взрослым: «справа налево», «от середины вверх».