ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ




Г. Заочное отделение. Группы 2г, 2е

Тема: Обучение рисованию и лепке детей группы раннего развития и младшей группы.

Цель: Ознакомление с методикой обучения рисованию и лепке детей дошкольного возраста.

Задачи: изучить технологиюобучения рисованию и лепке детеймладших групп.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫРАННЕГО РАЗВИТИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

В раннем возрасте рисование представляет собой «экспери­мент» ребенка с материалами (красками, фломастерами, каран­дашами, мелками), который строится на простой манипуляции изобразительными инструментами. Для того чтобы манипуляция перешла в стадию эксперимента, а потом — в продуктивную изо­бразительную деятельность, необходимо руководство со стороны взрослого. При этом важно помнить, что роль взрослого заключа­ется в том, чтобы показать детям способы использования тех или иных изобразительных материалов, чтобы у ребенка постепенно формировалось представление об их выразительных возможно­стях. От того, насколько интересно и познавательно будет прохо­дить совместная работа, зависит самостоятельное творчество ре­бенка на последующих возрастных этапах.

Ранний возраст — один из очень сложных в плане обучения, поскольку в этот период дети быстро переключаются с одного действия на другое, с одного предмета на другой. Их внимание неустойчивое и рассеянное, и они быстро утомляются от монотон­ной работы. Тем не менее, они открыты к изобразительным экспе­риментам. Эту особенность важно помнить при подборе содержа­ния, приемов и техник работы. Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста художествен­ным эталонам, должен использоваться в комплексе с другими ме­тодами и приемами.

Еще одной особенностью является то, что при обучении детей раннего возраста педагогу часто приходится комментировать все свои изобразительные действия, совершаемые для получения ра­боты. В этом случае дети быстрее учатся соотносить словесную инструкцию с конкретным изобразительным действием. Однако это запоминание не должно быть механическим. Важно, чтобы у ребенка постепенно складывалось представление о способах, при­емах, техниках, необходимых для создания образа.

Характеризуя содержание рисунков, важно отметить, что у де­тей раннего возраста они представляют собой абстракции, яркие, сочные по цвету и динамичные по технике. Однако ни цветовое решение, ни технику дети пока выбирать не умеют. Они просто стараются оставить след тем инструментом, который попал им в руки. Движения их пока не скоординированы, хаотичны, но при этом их отличает непосредственность, которую нужно сохранить на протяжении всего дошкольного периода. Когда детские работы похожи на взрослые, они утрачивают свою изюминку. Поэтому при обучении детей рисованию необходимо стимулировать и под­держивать творческую инициативу ребенка.

Активность принадлежит педагогу, поскольку именно он на­правляет малыша в его изобразительных поисках и эксперимен­тах. И от того, насколько интересно и познавательно будет про­ходить совместная работа в области рисования, зависит самостоя­тельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать или усложнять педагогический процесс, выду­мывая какие-то особые формы работы. Самое главное — не пре­вращать процесс обучения в назидание и строгий контроль для достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования малыш отказывается от какого бы то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку давление может привести к потере интереса.

Дима(1 г. Змес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нель­зя рисовать, все краски будут грязными и ими уже сложно будет рисовать. Дима в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование».

В упомянутом случае важно не прекратить такой процесс, а на­править его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не по­тому, что хочет досадить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно поставить не­сколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить иссле­довательский интерес, но не портить художественные материалы. Во-вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему нравится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в кото­рых были бы видны «результаты» его экспериментов, а также дать ему плоскость, на которую ребенок поставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов, как без давления помочь ребенку осуще­ствить тот или иной эксперимент, который имел бы положитель­ный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращался в бесполезную трату художественных материалов.

В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог — связующее звено между миром взрослых и миром ре­бенка.

Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в ком­плексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь ребенка в процесс совместного нанесения мазков, т.е. когда педагог управляет изобразительными движе­ниями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком изобразительными умениями.

Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообра­зующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмо­тря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это за­поминание не механическое, основанное на многократном повто­рении, а образное, так как каждый раз понятие произносят толь­ко при соответствующем действии, чтобы малыши одновременно слышали и видели его проявление. Только в этом случае проис­ходит постепенное овладение основными понятиями, используе­мыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать изучаемое явление.

На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включе­ние игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.

Постепенно при совместной деятельности с педагогом малы­ши учатся самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать их, делая более наглядными. В раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно вы­сока. Однако это свойственно рисункам детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, это уже свидетельствует о динамике фор­мирования образа у детей.

В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, живот­ных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звуко­подражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.

Конкретные задачи обучения рисованию перечислены в табл. 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: