Одна из основных задач обучения детей раннего возраста лепке — вызвать интерес к процессу экспериментирования с пластическими материалами.
В ходе обучения важно пояснять все действия, так, чтобы дети могли видеть формообразующие движения, слышать их обозначение, чувствовать тактильно пластические преобразования. В раннем возрасте лучше использовать мягкий пластилин или моделин: его пластические свойства наиболее подходят для работы малышей (он легко меняет форму, смешивается).
Нужно отметить, что, несмотря на увлекательность лепки, не все дети сразу и с удовольствием откликаются на предложение поработать с пластическими материалами. Однако заставлять малышей лепить нельзя, это сформирует отрицательное отношение к лепке вообще. Важно в игровой форме привлечь детей, показать им выразительные возможности пластилина, его чудесные превращения.
Первые действия малышей напоминают игру-манипуляцию. Как только комочек пластилина или глины попадает в руки ребенка, он его мнет, перекладывает из рук в руки, присоединяет комки, размазывает по поверхности, пытается присоединить к нему предметы и т. д. Сам эксперимент с пластилином у каждого ребенка проходит по-разному: кто-то может играть долго, а кому-то это занятие быстро надоедает. Учитывая свойственные детям раннего возраста рассеянность внимания и быструю утомляемость, следует отводить на лепку не более 10 мин. Конечно, если малыши увлечены, не стоит их прерывать, так как это может снизить их интерес.
По мере того как дети ознакомятся с материалами, научатся ими пользоваться, овладеют элементарными приемами лепки, можно переходить к созданию поделки. При этом важно отметить, что ее основу составляет заготовка из любого материал (пластического, природного, бросового). Ребенок в поделке лишь дополняет ее. И здесь важно стимулировать его собственный выбор. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Дети сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения, а потом самостоятельно их применяют, пытаясь получить определенную форму. Это и является первым проявлением творчества.
|
Занятия лепкой даже в раннем возрасте разнообразны как содержательно, так и технически. Дети могут выполнять работы по собственному замыслу, когда они закрепляют приобретенные знания, навыки, комбинируя их в новых ситуациях по предложению педагога, с целью отработки отдельных умений. Обучение лепке хорошо начинать с обыгрывания того предмета (объекта), который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с игрушечным ежиком, чтобы они лучше почувствовали пластику его формы. Ежики должны быть разными, только тогда дети смогут увидеть, насколько разнообразным может быть один и тот же предмет (объект).
В табл. 4 подробно перечислены задачи обучения лепке.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1мл. гр.)
Декоративное творчество детей раннего возраста по сравнению с остальными видами отличается большей простотой. Основная задача — научить детей ритмичному построению рисунка. Ритм — удивительное явление в жизни ребенка. Благодаря ритмичному нанесению простой точки, можно корректировать эмоциональное состояние малыша. Если он слишком возбужден, то нужно предложить поставить точки сначала в быстром темпе, а потом темп снизить до медленного. Такой плавный переход от одного ритмичного состояния до другого позволяет воздействовать на разные рецепторы, что приводит к общей гармонизации состояния.
|
Первые узоры, создаваемые детьми указанной возрастной группы, представляют собой хаотичное расположение определенных форм, но, если присмотреться, в общем хаосе есть упорядоченность. Связана она с тем, что ребенок осваивает пространство, изучает его путем манипуляции и экспериментирования, в которых есть последовательность. Благодаря такой последовательности, ребенок раннего возраста быстро запоминает особенности выполнения изобразительных действий и постепенно начинает использовать их в своей работе.
Декоративные работы выполняются детьми с помощью штампов, печатей, матриц и готовых форм. И в этом случае важно научить ребенка добиваться целостности изображения. Необходимо показать, что работа выглядит интереснее, если детали композиции взаимосвязаны.
Сочетая эстетическую и познавательную потребности детей раннего возраста, можно развить творческий потенциал каждого малыша.
В табл. 5 подробно перечислены конкретные задачи обучения декоративной деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково значение раннего приобщения детей к продуктивным видам деятельности?
2. Каковы особенности обучения детей раннего возраста рисованию? Какие задачи при этом решаются?
3. Какие условия необходимы для приобщения детей к аппликации?
|
4. В чем состоит назначение конструирования для детей раннего возраста?
5. Имеет ли значение сенсорное развитие в обучении детей лепке?
6. Какова роль экспериментирования в овладении детьми способами обработки пластических материалов?
7. В чем заключается декоративное творчество детей раннего возраста?
8. Какие игровые ситуации целесообразнее использовать в процессе обучения детей раннего возраста продуктивным видам деятельности?
9. Какое значение имеет наглядный материал для овладения детьми простыми рисовальными движениями?
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
На этом этапе важно не только расширять познавательную сферу, накапливать изобразительный опыт, но и закреплять полученные умения. Достижения, которые стали опытом ребенка, становятся основой его дальнейшего обучения. В этом случае, чтобы обеспечить преемственность между знаниями, умениями и навыками в области рисования, необходимо планировать занятия. Их содержание должно способствовать раскрытию опыта и освоению новых умений.
Учитывая, что в младшем дошкольном возрасте замысел ребенка неустойчив, а его изобразительные умения требуют постоянного закрепления, целесообразно использовать систему упражнений. Их характер меняется в зависимости от задач, решаемых в данный конкретный период. Активность взрослого не должна приводить к примитивизму детских рисунков.
Зачастую педагог предоставляет детям возможность нанести примакиванием листья на заранее нарисованное им дерево. В чем же состоит творческое развитие детей? В том, чтобы дети обозначили мазком листья в пределах кроны? Такой подход не только не способствует развитию изобразительного творчества, но и приводит к постепенному привыканию ребенка выполнять конкретную функцию при изображении конкретного предмета. Формирования изобразительного умения в этом случае не происходит, поскольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно воспринимать каждое рисовальное движение изолированно от Целостного образа.
Ошибочно также обучать детей изображать дерево только целиком, не допуская вариативности в композиции, технике, форме самого дерева. В этом возрасте мелкие изобразительные действия (например, рисование веток) пока еще сложны для детей. Гораздо легче начинать обучение с рисования крупных веток, расположенных на крупных стволах, которые изображаются фрагментарно, т.е. только часть ствола (вид на дерево на уровне его веток). При таком расположении можно отработать приемы рисования веток разной толщины. В качестве дополнительного материала подойдут полоски, выполненные из картона (3x7 см; 5х10 см). Полоски торцом опускают в краску, а затем ими ставят отпечатки, имитирующие ветки. После этого дети проводят тонкой кисточкой по образовавшимся следам, закрепляя навык изображения веток, направленных вверх. Расширение видового разнообразия деревьев, их форм и способов изображения дает детям возможность варьировать содержание рисунка.
Каждая из представленных композиций имеет свой неповторимый характер, который позволяет не только раскрыть образ, но и передать отношение к нему. В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании живет образ, который они воплощают в рисунке. А для того чтобы образы были интересны и индивидуальны, в процессе обучения необходимо предоставлять детям разнообразные педагогические эскизы, отражающие различные композиционные решения, техники выполнения одного и того же предмета, объекта и явления. В качестве демонстрационного материала кроме эскизов можно использовать репродукции, фотографии, детские работы. Такое видовое, техническое и содержательное многообразие материала стимулирует собственное творчество детей, вернее, его первые проявления. В этом возрасте очень важно показать детям, насколько разнообразны мир и возможности его изображения. И в этом случае самое главное — научить детей изобразительным приемам, которые они могут использовать самостоятельно для создания любого рисунка. Важно, чтобы дети усвоили принцип изображения того или иного объекта.
В младшем дошкольном возрасте в зависимости от уровня подготовки по-разному проявляется активность ребенка. То она основана на подражании педагогу, когда он показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям, то характеризуется проявлением «самости», когда малыш самостоятельно пытается изобразить что-либо, не допуская вмешательства взрослого. И в одном и в другом случае педагог направляет процесс рисования, вовремя корректируя деятельность детей, не разрушая творческую инициативу. Оказывая помощь, важно не нарисовать за ребенка, а помочь ему самому достичь результата. Для этого можно использовать прием детальной отработки приема рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполнения рисовального движения, повторяя его либо параллельно с ребенком, либо вместе с ним, но на отдельном листе. Как только ребенок поймет суть выполняемого движения, он переносит его на работу уже самостоятельно. Когда занятие проводится с большой группой, такой прием оказывается не всегда возможен из-за ограниченности во времени. Но в этом случае в начале занятия можно провести небольшое упражнение со всеми детьми, в ходе которого на маленьких листочках дети ритмично выполняют то или иное движение, необходимое впоследствии для создания образа. Педагог показывает и параллельно рассказывает, как его выполнить, после чего включается в коллективную игру-упражнение, направленную на отработку нужного умения. А уже в ходе рисования детей он словесно направляет их, повторяя последовательность или характер изобразительного действия.
Если в раннем возрасте дети только учатся держать инструменты, то в младшем возрасте они могут делать это правильно. Без знания особенностей работы карандашом или кистью у ребенка, предоставленного самому себе при выполнении задания, закрепятся неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приемов рисования.
Как уже было отмечено, один из эффективных приемов наглядного обучения — эскизы, выполненные педагогом. Их основные особенности — изобразительная грамотность и художественная выразительность. Не следует упрощать изображение, делая его схематичным. Образ нужно сохранить живым, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать ель, надо исходить не только из требований программы для данного возраста, но и следовать положению, что для детей важны два аспекта рисунка: эмоциональная выразительность и внешняя узнаваемость. Демонстрируя способ изображения любого предмета (объекта), необходимо остановиться на следующих моментах: на его форме, размере, расположении на плоскости, ракурсе. Каждый из обозначенных аспектов может быть реализован с помощью техники, приема, наиболее подходящего к конкретной ситуации.
Например, ель можно изобразить несколькими способами. Любая ель по форме напоминает треугольник (равносторонний, равнобедренный и т.д.), который наносится легким контуром на уже подготовленный детьми фон. Контур можно нанести следующим образом: взять две тонкие кисточки, поставить их в одну точку (это будет макушка ели). Затем провести одновременно две диагональные линии от общей точки и соединить линии в одну, направив их друг к другу. Далее взять одну кисточку № 5 — 7 и поставить мазок (примакиванием) в место, где обозначена макушка. Потом поставить два мазка чуть ниже и дальше увеличивать количество мазков в пределах нарисованного контура. Как только крупные мазки нанесены, нужно взять щетинную кисточку, на которую набрать темно-зеленую краску и «оживить» образовавшиеся от мазков ветки ели.
Другой способ. Сначала обозначить общий силуэт ели, используя как предыдущий способ, так и трафарет. Затем средней кисточкой (№ 3 — 5) нарисовать ствол в пределах силуэта, а потом взять зубную щетку, на которую нанесена зеленая краска, и, держа щетку горизонтально к поверхности листа, нанести мазки, частично перекрывая ствол, но при этом не выходя за контур.
Такие приемы рисования помогают детям создать образ, не опускаясь до примитивизма. Они остаются актуальными до тех пор, пока дети не приобретут навыки свободного владения кистью, тогда им дополнительные средства будут не нужны.
Рисование с натуры в младшем возрасте пока еще недоступно в полной мере, поскольку дети не воспринимают предметы как объекты изображения. Для них предметный мир и рисунок — два разных явления, хотя в рисунке они пытаются отражать мир, допуская искажения в соответствии со своими видением и умениями. Однако приучать их к натурному рисованию необходимо уже в этом возрасте. Любое умение формируется не сразу, а постепенно. Для того чтобы появилось новообразование, необходимо подготовить почву. С этой целью в младшем возрасте целесообразно при создании какого-то образа предоставлять по возможности и если это уместно реальные предметы, чтобы дети в процессе рисования могли бы не только рассматривать эскизы и репродукции, но и обследовать сами предметы с целью более глубокого изучения их свойств и признаков. В этом случае ребенок будет учиться распределять внимание, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.
В тех случаях, когда нельзя показать детям предмет, можно использовать педагогические эскизы или крупные репродукции. В процессе рисования не стоит убирать демонстрационный материал, поскольку образный опыт пока у детей еще маловат. Зрительный ряд помогает не только его расширить, но и закрепить. Если же убрать демонстрируемые картинки, то дети в силу неустойчивости своего внимания останутся без средств наглядности и будут вынуждены действовать по инструкциям педагога. В результате у всех детей окажутся одинаковые рисунки. Наглядность дает детям возможность выбирать цвет, композиционное построение. Поэтому, не давая малышам разнообразить свою работу, делать ее непохожей на все остальные, педагог «научит» ребенка лишь изобразительной стереотипности и шаблонности.
В процессе обучения рисованию в младшей группе может использоваться художественное слово в качестве одного из методов, хотя возможности его применения ограничены. Данный метод используется главным образом с целью привлечения внимания детей к теме занятия, стимулирования положительного эмоционального настроя. Загадки, стихотворения, отрывки должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, приведет к изменению эмоционального настроя и желания рисовать.
Есть еще один важный момент — анализ детских работ. На практике мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда в конце занятия выставляются рисунки детей и педагог после общих слов: «Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали», «Я сегодня довольна вашими работами» — предлагает детям посмотреть на все работы и оценить их, высказать свое мнение. С одной стороны, привлечение малышей к несложному анализу своих рисунков — положительный фактор, поскольку способствует воспитанию у них активности, с другой — общие фразы не дают возможности составить полное представление о достижениях и трудностях, с которыми столкнулись дети во время занятия. Учитывая возраст детей, целесообразно проводить анализ работ в процессе занятия. В этом случае педагог имеет возможность отметить положительные стороны каждого рисунка и указать на перспективы личного развития. При анализе слабых работ важно подчеркнуть даже самые малые достижения детей и при этом косвенно указать на возможные варианты дальнейшего усовершенствования рисунка. Это поможет закрепить удачные находки и исправить ошибки. Такой подход позволяет сохранить положительный эмоциональный настрой у детей. А в конце занятия можно сделать обобщения, охарактеризовать использованные средства.
![]() |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
У детей младшего дошкольного возраста пока еще недостаточно скоординированные движения рук. В процессе развития изобразительной деятельности в лепке и развития пластического творчества педагог нацеливает детей на создание образа в пластике. Для этого на каждом занятии с детьми проводится тщательное обследование скульптуры малой формы, которая раскрывает ту или иную тему.
Обучение направлено, прежде всего, на развитие пластических умений, овладение разными способами, приемами лепки. Все это становится опытом, который ребенок может свободно использовать в самостоятельной деятельности. Однако для того чтобы ребенок умел варьировать свой опыт, его нужно научить соотносить действия с характером образа, с материалом, из которого предполагается его выполнять. С целью формирования точных формообразующих движений в этом возрасте допускается совместная отработка приемов, когда педагог берет руки малыша и детально показывает последовательность их движений.
Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Клюв у цыпленка маленький остренький, как семечко от подсолнуха, а лапки у него, как лепешечки...»
В качестве средства развития творческого воображения можно предложить детям довести до образа заготовку из пластического материала. В процессе творческого поиска детей важно поддерживать их в стремлении увидеть как можно больше образов в заготовке. Такие занятия лепкой активизируют детское мышление. Для того чтобы приучить малышей обдумывать свою будущую работу, целесообразно задавать вопросы, направляющие ход мысли детей, позволяющие им сконцентрироваться на отдельном образе, а не разбрасываться. Вопросы служат стимулом, поскольку способствуют тому, что дети анализируют условия, возможные варианты, а не механически используют способы лепки.
В содержательном плане пластические образы, создаваемые детьми младшего дошкольного возраста, разнообразны. Все зависит от умения варьировать приемы, техники и способы лепки, которыми дети уже овладели. Не стоит упрощать содержание работы только потому, что изобразительный опыт детей небогат. В процессе обучения важным компонентом остается творческий потенциал самого педагога. Решая конкретную задачу, обозначенную в программе, можно найти разные способы ее реализации, а можно пойти по пути «наименьшего сопротивления», применив только репродуктивный метод, результатом чего окажутся одинаковые лепные работы.
В младшем возрасте дети выполняют как круглую пластическую форму, так и рельефную, используя в процессе работы различные стеки. Работа стеками также важна, поскольку это одно из направлений подготовки руки к письму. С помощью стеки дети учатся наносить определенной силы нажим, уверенно совершать движения и т.д.
Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями.
Задачи обучения младших школьников лепке перечислены в табл. 9.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО 2 МЛ. ГР.
Обучение декоративному творчеству во второй младшей группе заключается в том, что дети, во-первых, знакомятся с различными промыслами, а во-вторых, учатся составлять элементарные орнаментальные композиции, используя разнообразные приемы и изобразительные инструменты.
В этот возрастной период дети начинают осваивать несложные элементы росписей и составлять из них простые орнаменты, применяя материалы для рисования, лепки и аппликации. Параллельно происходит овладение художественными эталонами, так как в произведениях декоративного искусства они наиболее ярко выражены, что облегчает их выделение дошкольниками.
В целом дети постепенно осваивают приемы стилизации, лежащей в основе прикладного искусства и необходимой для создания декоративного образа.
В табл. 10 перечислены конкретные задачи обучения декоративной деятельности на данном возрастном этапе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Наблюдаются ли какие-либо изменения в мотивации детей младшего дошкольного возраста при обучении их рисованию?
2. Каким видам продуктивной деятельности отдают предпочтение дети младшего дошкольного возраста?
3. В чем состоит специфика аппликации детей младшего дошкольного возраста?
4. Какие новые задачи решаются при обучении детей младшего дошкольного возраста лепке?
5. Какие условия необходимы для обучения детей младшего дошкольного возраста декоративной деятельности?
Практическая работа: составить план-конспект НОД по рисованию для каждой группы