ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ




Одна из основных задач обучения детей раннего возраста лепке — вызвать интерес к процессу экспериментирования с пластически­ми материалами.

В ходе обучения важно пояснять все действия, так, чтобы дети могли видеть формообразующие движения, слышать их обозначе­ние, чувствовать тактильно пластические преобразования. В ран­нем возрасте лучше использовать мягкий пластилин или моделин: его пластические свойства наиболее подходят для работы малы­шей (он легко меняет форму, смешивается).

Нужно отметить, что, несмотря на увлекательность лепки, не все дети сразу и с удовольствием откликаются на предложение пора­ботать с пластическими материалами. Однако заставлять малышей лепить нельзя, это сформирует отрицательное отношение к лепке вообще. Важно в игровой форме привлечь детей, показать им выра­зительные возможности пластилина, его чудесные превращения.

Первые действия малышей напоминают игру-манипуляцию. Как только комочек пластилина или глины попадает в руки ребен­ка, он его мнет, перекладывает из рук в руки, присоединяет ком­ки, размазывает по поверхности, пытается присоединить к нему предметы и т. д. Сам эксперимент с пластилином у каждого ребен­ка проходит по-разному: кто-то может играть долго, а кому-то это занятие быстро надоедает. Учитывая свойственные детям раннего возраста рассеянность внимания и быструю утомляемость, следует отводить на лепку не более 10 мин. Конечно, если малыши увлече­ны, не стоит их прерывать, так как это может снизить их интерес.

По мере того как дети ознакомятся с материалами, научатся ими пользоваться, овладеют элементарными приемами лепки, можно переходить к созданию поделки. При этом важно отметить, что ее основу составляет заготовка из любого материал (пластическо­го, природного, бросового). Ребенок в поделке лишь дополняет ее. И здесь важно стимулировать его собственный выбор. Приемы обу­чения носят наглядно-действенный характер. Дети сначала подра­жают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движе­ния, а потом самостоятельно их применяют, пытаясь получить опре­деленную форму. Это и является первым проявлением творчества.

Занятия лепкой даже в раннем возрасте разнообразны как со­держательно, так и технически. Дети могут выполнять работы по собственному замыслу, когда они закрепляют приобретенные зна­ния, навыки, комбинируя их в новых ситуациях по предложению педагога, с целью отработки отдельных умений. Обучение лепке хорошо начинать с обыгрывания того предмета (объекта), кото­рый надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с игрушечным ежиком, чтобы они лучше почувствовали пластику его формы. Ежики должны быть разными, только тогда дети смо­гут увидеть, насколько разнообразным может быть один и тот же предмет (объект).

 

В табл. 4 подробно перечислены задачи обучения лепке.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1мл. гр.)

 

Декоративное творчество детей раннего возраста по срав­нению с остальными видами отличается большей простотой. Основная задача — научить детей ритмичному построению ри­сунка. Ритм — удивительное явление в жизни ребенка. Благода­ря ритмичному нанесению простой точки, можно корректировать эмоциональное состояние малыша. Если он слишком возбужден, то нужно предложить поставить точки сначала в быстром темпе, а потом темп снизить до медленного. Такой плавный переход от одного ритмичного состояния до другого позволяет воздейство­вать на разные рецепторы, что приводит к общей гармонизации состояния.

Первые узоры, создаваемые детьми указанной возрастной группы, представляют собой хаотичное расположение определен­ных форм, но, если присмотреться, в общем хаосе есть упорядо­ченность. Связана она с тем, что ребенок осваивает пространство, изучает его путем манипуляции и экспериментирования, в кото­рых есть последовательность. Благодаря такой последовательно­сти, ребенок раннего возраста быстро запоминает особенности выполнения изобразительных действий и постепенно начинает использовать их в своей работе.

Декоративные работы выполняются детьми с помощью штам­пов, печатей, матриц и готовых форм. И в этом случае важно на­учить ребенка добиваться целостности изображения. Необходимо показать, что работа выглядит интереснее, если детали компози­ции взаимосвязаны.

Сочетая эстетическую и познавательную потребности детей раннего возраста, можно развить творческий потенциал каждого малыша.

В табл. 5 подробно перечислены конкретные задачи обучения декоративной деятельности.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково значение раннего приобщения детей к продуктивным видам деятельности?

2. Каковы особенности обучения детей раннего возраста рисованию? Какие задачи при этом решаются?

3. Какие условия необходимы для приобщения детей к аппликации?

4. В чем состоит назначение конструирования для детей раннего возраста?

5. Имеет ли значение сенсорное развитие в обучении детей лепке?

6. Какова роль экспериментирования в овладении детьми способами обработки пластических материалов?

7. В чем заключается декоративное творчество детей раннего возраста?

8. Какие игровые ситуации целесообразнее использовать в процессе обучения детей раннего возраста продуктивным видам деятельности?

9. Какое значение имеет наглядный материал для овладения детьми простыми рисовальными движениями?

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

На этом этапе важно не только расширять познавательную сферу, накапливать изобразительный опыт, но и закреплять полу­ченные умения. Достижения, которые стали опытом ребенка, ста­новятся основой его дальнейшего обучения. В этом случае, чтобы обеспечить преемственность между знаниями, умениями и навы­ками в области рисования, необходимо планировать занятия. Их содержание должно способствовать раскрытию опыта и освоению новых умений.

Учитывая, что в младшем дошкольном возрасте замысел ребен­ка неустойчив, а его изобразительные умения требуют постоян­ного закрепления, целесообразно использовать систему упраж­нений. Их характер меняется в зависимости от задач, решаемых в данный конкретный период. Активность взрослого не должна приводить к примитивизму детских рисунков.

Зачастую педагог предоставляет детям возможность нанести примакиванием листья на заранее нарисованное им дерево. В чем же состоит творческое развитие детей? В том, чтобы дети обозна­чили мазком листья в пределах кроны? Такой подход не только не способствует развитию изобразительного творчества, но и приво­дит к постепенному привыканию ребенка выполнять конкретную функцию при изображении конкретного предмета. Формирова­ния изобразительного умения в этом случае не происходит, по­скольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно воспринимать каждое рисовальное движение изолированно от Целостного образа.

Ошибочно также обучать детей изображать дерево только це­ликом, не допуская вариативности в композиции, технике, форме самого дерева. В этом возрасте мелкие изобразительные действия (например, рисование веток) пока еще сложны для детей. Гораздо легче начинать обучение с рисования крупных веток, расположен­ных на крупных стволах, которые изображаются фрагментарно, т.е. только часть ствола (вид на дерево на уровне его веток). При таком расположении можно отработать приемы рисования веток разной толщины. В качестве дополнительного материала подой­дут полоски, выполненные из картона (3x7 см; 5х10 см). Поло­ски торцом опускают в краску, а затем ими ставят отпечатки, ими­тирующие ветки. После этого дети проводят тонкой кисточкой по образовавшимся следам, закрепляя навык изображения веток, на­правленных вверх. Расширение видового разнообразия деревьев, их форм и способов изображения дает детям возможность варьи­ровать содержание рисунка.

Каждая из представленных композиций имеет свой неповтори­мый характер, который позволяет не только раскрыть образ, но и передать отношение к нему. В процессе занятия малыши все вре­мя активны, в их сознании живет образ, который они воплощают в рисунке. А для того чтобы образы были интересны и индиви­дуальны, в процессе обучения необходимо предоставлять детям разнообразные педагогические эскизы, отражающие различные композиционные решения, техники выполнения одного и того же предмета, объекта и явления. В качестве демонстрационного мате­риала кроме эскизов можно использовать репродукции, фотогра­фии, детские работы. Такое видовое, техническое и содержатель­ное многообразие материала стимулирует собственное творчество детей, вернее, его первые проявления. В этом возрасте очень важ­но показать детям, насколько разнообразны мир и возможности его изображения. И в этом случае самое главное — научить де­тей изобразительным приемам, которые они могут использовать самостоятельно для создания любого рисунка. Важно, чтобы дети усвоили принцип изображения того или иного объекта.

В младшем дошкольном возрасте в зависимости от уровня под­готовки по-разному проявляется активность ребенка. То она осно­вана на подражании педагогу, когда он показывает новые движе­ния, которыми необходимо овладеть детям, то характеризуется проявлением «самости», когда малыш самостоятельно пытается изобразить что-либо, не допуская вмешательства взрослого. И в одном и в другом случае педагог направляет процесс рисования, вовремя корректируя деятельность детей, не разрушая творческую инициативу. Оказывая помощь, важно не нарисовать за ре­бенка, а помочь ему самому достичь результата. Для этого можно использовать прием детальной отработки приема рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполне­ния рисовального движения, повторяя его либо параллельно с ре­бенком, либо вместе с ним, но на отдельном листе. Как только ре­бенок поймет суть выполняемого движения, он переносит его на работу уже самостоятельно. Когда занятие проводится с большой группой, такой прием оказывается не всегда возможен из-за огра­ниченности во времени. Но в этом случае в начале занятия можно провести небольшое упражнение со всеми детьми, в ходе которо­го на маленьких листочках дети ритмично выполняют то или иное движение, необходимое впоследствии для создания образа. Педа­гог показывает и параллельно рассказывает, как его выполнить, после чего включается в коллективную игру-упражнение, направ­ленную на отработку нужного умения. А уже в ходе рисования де­тей он словесно направляет их, повторяя последовательность или характер изобразительного действия.

Если в раннем возрасте дети только учатся держать инструмен­ты, то в младшем возрасте они могут делать это правильно. Без знания особенностей работы карандашом или кистью у ребенка, предоставленного самому себе при выполнении задания, закре­пятся неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приемов рисо­вания.

Как уже было отмечено, один из эффективных приемов нагляд­ного обучения — эскизы, выполненные педагогом. Их основные особенности — изобразительная грамотность и художественная выразительность. Не следует упрощать изображение, делая его схематичным. Образ нужно сохранить живым, соответствующим реальному предмету.

Например, при показе, как рисовать ель, надо исходить не толь­ко из требований программы для данного возраста, но и следовать положению, что для детей важны два аспекта рисунка: эмоцио­нальная выразительность и внешняя узнаваемость. Демонстри­руя способ изображения любого предмета (объекта), необходимо остановиться на следующих моментах: на его форме, размере, расположении на плоскости, ракурсе. Каждый из обозначенных аспектов может быть реализован с помощью техники, приема, наиболее подходящего к конкретной ситуации.

Например, ель можно изобразить несколькими способами. Любая ель по форме напоминает треугольник (равносторонний, равнобедренный и т.д.), который наносится легким контуром на уже подготовленный детьми фон. Контур можно нанести следую­щим образом: взять две тонкие кисточки, поставить их в одну точ­ку (это будет макушка ели). Затем провести одновременно две диа­гональные линии от общей точки и соединить линии в одну, напра­вив их друг к другу. Далее взять одну кисточку № 5 — 7 и поставить мазок (примакиванием) в место, где обозначена макушка. Потом поставить два мазка чуть ниже и дальше увеличивать количество мазков в пределах нарисованного контура. Как только крупные мазки нанесены, нужно взять щетинную кисточку, на которую на­брать темно-зеленую краску и «оживить» образовавшиеся от маз­ков ветки ели.

Другой способ. Сначала обозначить общий силуэт ели, ис­пользуя как предыдущий способ, так и трафарет. Затем средней кисточкой (№ 3 — 5) нарисовать ствол в пределах силуэта, а потом взять зубную щетку, на которую нанесена зеленая краска, и, дер­жа щетку горизонтально к поверхности листа, нанести мазки, ча­стично перекрывая ствол, но при этом не выходя за контур.

Такие приемы рисования помогают детям создать образ, не опускаясь до примитивизма. Они остаются актуальными до тех пор, пока дети не приобретут навыки свободного владения ки­стью, тогда им дополнительные средства будут не нужны.

Рисование с натуры в младшем возрасте пока еще недоступно в полной мере, поскольку дети не воспринимают предметы как объекты изображения. Для них предметный мир и рисунок — два разных явления, хотя в рисунке они пытаются отражать мир, до­пуская искажения в соответствии со своими видением и умения­ми. Однако приучать их к натурному рисованию необходимо уже в этом возрасте. Любое умение формируется не сразу, а постепен­но. Для того чтобы появилось новообразование, необходимо под­готовить почву. С этой целью в младшем возрасте целесообразно при создании какого-то образа предоставлять по возможности и если это уместно реальные предметы, чтобы дети в процессе ри­сования могли бы не только рассматривать эскизы и репродукции, но и обследовать сами предметы с целью более глубокого изуче­ния их свойств и признаков. В этом случае ребенок будет учить­ся распределять внимание, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.

В тех случаях, когда нельзя показать детям предмет, можно использовать педагогические эскизы или крупные репродукции. В процессе рисования не стоит убирать демонстрационный мате­риал, поскольку образный опыт пока у детей еще маловат. Зрительный ряд помогает не только его расширить, но и закрепить. Если же убрать демонстрируемые картинки, то дети в силу неу­стойчивости своего внимания останутся без средств наглядности и будут вынуждены действовать по инструкциям педагога. В резуль­тате у всех детей окажутся одинаковые рисунки. Наглядность дает детям возможность выбирать цвет, композиционное построение. Поэтому, не давая малышам разнообразить свою работу, делать ее непохожей на все остальные, педагог «научит» ребенка лишь изо­бразительной стереотипности и шаблонности.

В процессе обучения рисованию в младшей группе может ис­пользоваться художественное слово в качестве одного из методов, хотя возможности его применения ограничены. Данный метод ис­пользуется главным образом с целью привлечения внимания детей к теме занятия, стимулирования положительного эмоционального настроя. Загадки, стихотворения, отрывки должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, приведет к изменению эмоционального настроя и желания рисовать.

Есть еще один важный момент — анализ детских работ. На практике мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда в кон­це занятия выставляются рисунки детей и педагог после общих слов: «Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали», «Я сегодня довольна вашими работами» — предлагает детям по­смотреть на все работы и оценить их, высказать свое мнение. С одной стороны, привлечение малышей к несложному анализу своих рисунков — положительный фактор, поскольку способ­ствует воспитанию у них активности, с другой — общие фразы не дают возможности составить полное представление о дости­жениях и трудностях, с которыми столкнулись дети во время за­нятия. Учитывая возраст детей, целесообразно проводить анализ работ в процессе занятия. В этом случае педагог имеет возмож­ность отметить положительные стороны каждого рисунка и ука­зать на перспективы личного развития. При анализе слабых ра­бот важно подчеркнуть даже самые малые достижения детей и при этом косвенно указать на возможные варианты дальнейшего усовершенствования рисунка. Это поможет закрепить удачные находки и исправить ошибки. Такой подход позволяет сохранить положительный эмоциональный настрой у детей. А в конце за­нятия можно сделать обобщения, охарактеризовать использован­ные средства.


 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

У детей младшего дошкольного возраста пока еще недостаточно скоординированные движения рук. В процессе развития изобрази­тельной деятельности в лепке и развития пластического творчества педагог нацеливает детей на создание образа в пластике. Для этого на каждом занятии с детьми проводится тщательное обследование скульптуры малой формы, которая раскрывает ту или иную тему.

Обучение направлено, прежде всего, на развитие пластических умений, овладение разными способами, приемами лепки. Все это становится опытом, который ребенок может свободно использо­вать в самостоятельной деятельности. Однако для того чтобы ре­бенок умел варьировать свой опыт, его нужно научить соотносить действия с характером образа, с материалом, из которого предпо­лагается его выполнять. С целью формирования точных формо­образующих движений в этом возрасте допускается совместная отработка приемов, когда педагог берет руки малыша и детально показывает последовательность их движений.

Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на об­разность изображаемого предмета, например: «Клюв у цыпленка маленький остренький, как семечко от подсолнуха, а лапки у него, как лепешечки...»

В качестве средства развития творческого воображения можно предложить детям довести до образа заготовку из пластического материала. В процессе творческого поиска детей важно поддер­живать их в стремлении увидеть как можно больше образов в за­готовке. Такие занятия лепкой активизируют детское мышление. Для того чтобы приучить малышей обдумывать свою будущую ра­боту, целесообразно задавать вопросы, направляющие ход мысли детей, позволяющие им сконцентрироваться на отдельном образе, а не разбрасываться. Вопросы служат стимулом, поскольку спо­собствуют тому, что дети анализируют условия, возможные вари­анты, а не механически используют способы лепки.

В содержательном плане пластические образы, создаваемые детьми младшего дошкольного возраста, разнообразны. Все за­висит от умения варьировать приемы, техники и способы лепки, которыми дети уже овладели. Не стоит упрощать содержание работы только потому, что изобразительный опыт детей небогат. В процессе обучения важным компонентом остается творческий потенциал самого педагога. Решая конкретную задачу, обозначен­ную в программе, можно найти разные способы ее реализации, а можно пойти по пути «наименьшего сопротивления», применив только репродуктивный метод, результатом чего окажутся одина­ковые лепные работы.

В младшем возрасте дети выполняют как круглую пластиче­скую форму, так и рельефную, используя в процессе работы раз­личные стеки. Работа стеками также важна, поскольку это одно из направлений подготовки руки к письму. С помощью стеки дети учатся наносить определенной силы нажим, уверенно совершать движения и т.д.

Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообрази­тельности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями.

Задачи обучения младших школьников лепке перечислены в табл. 9.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО 2 МЛ. ГР.

 

Обучение декоративному творчеству во второй младшей груп­пе заключается в том, что дети, во-первых, знакомятся с различ­ными промыслами, а во-вторых, учатся составлять элементарные орнаментальные композиции, используя разнообразные приемы и изобразительные инструменты.

В этот возрастной период дети начинают осваивать несложные элементы росписей и составлять из них простые орнаменты, при­меняя материалы для рисования, лепки и аппликации. Параллель­но происходит овладение художественными эталонами, так как в произведениях декоративного искусства они наиболее ярко выра­жены, что облегчает их выделение дошкольниками.

В целом дети постепенно осваивают приемы стилизации, лежа­щей в основе прикладного искусства и необходимой для создания декоративного образа.

В табл. 10 перечислены конкретные задачи обучения декоратив­ной деятельности на данном возрастном этапе.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Наблюдаются ли какие-либо изменения в мотивации детей младшего дошкольного возраста при обучении их рисованию?

2. Каким видам продуктивной деятельности отдают предпочтение дети младшего дошкольного возраста?

3. В чем состоит специфика аппликации детей младшего дошкольного возраста?

4. Какие новые задачи решаются при обучении детей младшего дошкольного возраста лепке?

5. Какие условия необходимы для обучения детей младшего дошкольного возраста декоративной деятельности?

 

Практическая работа: составить план-конспект НОД по рисованию для каждой группы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: