ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.
Заряд и контрольный разряд АКБ.
23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Цель и задачи лабораторной работы №2
1.1Цель работы:
- Целью работы является формирование профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности:
1.2 Задачи работы:
- Закрепление знаний по заряду и контрольному разряду АКБ;
- Приобретение практических навыков пользования набором аккумуляторщика и измерительными приборами;
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- Изучение устройства АКБ (1 час);
- Ознакомление с порядком заряда и разряда АКБ (1 час).
2.2 Практическая часть:
- Произвести внешний осмотр аккумуляторной батареи, проверить уровень электролита в аккумуляторах, проверить плотность электролита в аккумуляторах, проверить напряжение аккумуляторной батареи под нагрузкой (15 мин);
- Собрать схему на стенде по зарядке и разрядке АКБ (15 мин);
-Соединить 2 АКБ для заряда постоянным током и подключить к зарядному устройству (15 мин);
- Соединить 2 АКБ для заряда постоянным напряжением и подключить к зарядному устройству (15 мин);
- Заполнение бланка отчетности (20 мин).
3 Оборудование
3.1 Общие сведения
- АКБ;
- Набор аккумуляторщика;
- Мультиметр UNI-T UT33C
-Прибор для измерения напряжения АКБ BOSCH BAT 121;
- Дополнительный источник постоянного тока 12 – 14 В, 12 А;
-Пуско-зарядное устройство;
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
|
4.1 Условия и организация работы
Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о проведении работ по зарядке АКБ.
а) В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты:
1) знакомятся с рабочим местом;
2) усваивают меры безопасности;
3) изучают назначение и принцип действия оборудования, особенности его подключения;
4) знакомятся с нормативной и учебной литературой
студенты самостоятельно:
5) Заряд аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи можно заряжать от источника энергии постоянного тока при условии, что его выходное напряжение больше напряжения заряжаемой батареи.
Различают два основных способа заряда: при постоянном токе и при постоянном напряжении.
Заряд при постоянном токе. Оптимальная сила тока заряда равна: Iз=0,1⋅C20. При повышении температуры электролита до 45°C необходимо снизить зарядный ток в два раза или прервать заряд для охлаждения электролита до 30...35°C. Методом заряда при постоянном токе можно заряжать n последовательно включенных аккумуляторов при напряжении на выходе зарядного устройства Uз > 2,7n.
Достоинствами данного метода являются: 1) простота зарядных устройств; 2) простота расчета количества электричества, сообщаемого батарее, как произведение тока и времени заряда.
Недостатком метода при малом токе заряда является большая длительность заряда, а при большом – плохая заряжаемость к концу заряда и повышенная температура электролита.
Заряд при постоянном напряжении. Метод имеет два недостатка, проявляющихся в начале заряда полностью разряженных батарей: 1) зарядный ток достигает 1...1,5C20; 2) из-за большого зарядного тока перегревается аккумулятор. Поэтому для предохранения генератора от перегрузки на автомобиле устанавливаются ограничители тока.
|
Недостатки, присущие этим методам, частично уменьшаются комбинированными способами заряда:
ступенчато − изменяющимся током;
смешанным способом, при котором сначала заряжают АКБ постоянным током, а затем постоянным напряжением.
К основным причинам плохой заряжаемости аккумуляторной батареи относятся: 1) высыпание активной массы из решеток вследствие коробления последних при заряде большими токами, замерзании электролита и т.п.; 2) наличие в аккумуляторном электролите примесей веществ, которые, осаждаясь на электродах, экранируют часть их рабочей поверхности, препятствуя протеканию на ней основной токообразующей реакции, и способствуют усиленному разложению воды и газовыделению; 3) сульфатация электродов (из-за хранения батареи в теплом помещении при высокой плотности электролита).
Схема включения АКБ с постоянным током представлена в соответствии с рисунком 6
Рисунок 6
Схема включения АКБ с постоянным напряжением представлена в соответствии с рисунком 7
Рисунок 7