Лекция 3. Психологический анализ профессиональной деятельности




 

Психологическая теория деятельности. Потребности, мотивы, цели, действия, операции. Профессия, структура профессиональной деятельности. Классификация профессий. Модуль профессии. Модель специалиста. Профессиограмма, трудограмма, психограмма.

 

Изучение научной литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность понятия «деятельность»:

- деятельность как совокупность результатов и последствий;

- деятельность как процесс преодоления трудностей;

- деятельность как процесс самоизменения;

- деятельность как способ отношения к условиям своей жизни.

В целом можно констатировать, что деятельность – это внешняя физическая и внутренняя психическая активность человека.

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х - начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно данная теория изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности, в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность человека состоит из нескольких уровней:

- уровень особых видов деятельности;

- уровень действий;

- уровень операций;

- уровень психофизиологических функций.

К основным видам деятельности относятся: игра, обучение, общение, труд, каждая из которых, в свою очередь, является ведущим видом деятельности на определённом возрастном этапе развития личности.

Предметным содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целей. Это внутренний план ее осуществления. К структурным элементам деятельности относятся отдельная деятельность, действия, операции. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления. Оба эти плана деятельности составляют ее психологическое содержание.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребности человека - это переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребность побуждает человека к активности. В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, опредмечивание потребности. Так рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Акт опредмечивания меняет и потребность. Она становится определенной потребностью именно в данном предмете. Добавим, что на основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к разным видам деятельности, то есть одна и та же деятельность может определяться разными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает человека к постановке цели (образ желаемого результата), которая требует выполнения действий, направленных на получение предмета, отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность.

Действие - основная единица анализа деятельности. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие «действия», выделяют следующие четыре момента:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания, в виде постановки цели.

2. Действие является и актом поведения. Признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения.

3. Через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Действия не столько реакции на внешние раздражители, сколько акции, направленные на достижение цели.

4. Действия человека предметны. Они так же реализуют социальные (производственные и культурные) цели.

Любая деятельность осуществляется в форме действий. Когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность действий. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Способы осуществления действия называются операциями. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются, чем принципиально отличаются от действий.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив деятельности может переходить на цель действия, в результате чего действие превращается в другую деятельность.

Освоение любого вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности. В.В. Давыдов выделяет четыре общих закономерности развития деятельности:

- Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности.

- Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга.

- В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны на протяжении человеческой жизни.

- В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается во внешней, социальной среде, а лишь затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека.

Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности (потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями).

Прежде, чем перейти к характеристике профессиональной деятельности, нам надо определить понятие «профессия». Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием.

Занятие - это тоже деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией. Профессию также сопоставляют со специальностью. Обычно специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру ( по Е.А. Климову):

- заданные цели, представления о результате труда;

- заданный предмет (любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

- система средств труда;

- система профессиональных служебных обязанностей;

- система прав;

- производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Существуют различные классификации профессий, которые можно разделить на две группы:

1) на основании содержания труда в этих профессиях, характеристики объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям);

2) на основании характера требований к психике человека, то есть характеристики субъекта труда.

Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так, по объекту труда различают профессии:

1. Человек - живая природа (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.).

2. Человек - человек (врач, учитель, юрист и т.д.);

3. Человек - знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.).

4. Человек - техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.);

5. Человек - художественный образ (артист, писатель и т.д.).

Все названные профессии могут различаться по целям:

- гностические (эксперт, ревизор и др.);

- преобразующие (токарь, учитель и др.);

- изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

- профессии ручного труда;

- профессии машинно-ручного труда;

- профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

Профессии различаются по условиям:

- профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);

- профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);

- профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);

- профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);

- профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.

Как уже отмечалось, профессии могут классифицироваться по требованиям к психике человека. Описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность. Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификацией, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др.

Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии - это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей:

- объективных характеристик типового элемента;

- психологических характеристик требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей.

Модель специалиста - это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, последняя исходит из предыдущей. Модель специалиста включает в себя следующие компоненты:

- профессиограмму (описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста);

- профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста);

- квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты).

Остановимся более подробно на характеристике профессиограммы.

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая, ориентировочная основа развития специалиста. Требования, предъявляемые к профессиограмме:

- четкое выделение предмета и основных результатов труда;

- подчеркивание направленности каждого труда на благо конкретного человека;

- выделение не отдельных компонентов и сторон профессии, а ее целостное описание;

- показ возможных линий развития человека средствами профессии;

- демонстрация перспектив изменения самой профессии;

- должна присутствовать направленность на решение практических задач.

Профессиограмма состоит из трудограммы (описания труда в профессии) и психограммы (описания человека труда в профессии). В трудограмму входят:

- предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека;

- распространенность профессии;

- предмет труда в профессии;

- профессиональные знания;

- деятельность, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата;

- средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.;

- условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место;

- организация и кооперация труда;

- возможные уровни профессионализма в данной профессии;

- права представителя данной профессии;

- обязанности представителя данной профессии;

- позитивное влияние данной профессии на человека;

- негативные стороны профессии.

К психограмме относятся:

- мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;

- профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;

- эмоции, психические состояния;

- удовлетворенность человека трудом;

- психологические знания о труде и профессии;

- профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту;

- профессиональное мышление, в том числе творческое;

- психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;

- линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Профессиограмму легче осуществить там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с непредсказуемым результатом, например, в профессии ученого, это сделать труднее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: