Философско-правовые идеи Т. Гоббс




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 


Кафедра гражданского права

Ивашин Егор Алексеевич

Доклад
Философско-правовые идеи Т. Гоббс

студента МЗ11 группы, 1 курса магистратуры

заочной формы обучения

 

Вологда 2021

 

Философско-правовые идеи Т. Гоббс

Томас Гоббс английский философ-материалист, один из основателей современной политической философии, теории общественного договора, теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Т. Гоббс родился Уэстпорте 5 апреля 1588 года, в семье городского священника. О детстве философа практически ничего неизвестно, кроме того факта, что мать родила Томаса раньше срока, из-за приближения испанской Армады, впоследствии Гоббс напишет, что «моя мать родила близнецов: я и страх».

Воспитывался состоятельным дядей, который хорошо знал античную литературу и классические языки. В 1603 году он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году. Там его обучили схоластической логике и физике

В 1640 году в Англии фактически началась революция, и Гоббс вместе со множеством роялистов эмигрировал в Париж, где пробыл до 1651 года. Именно в Париже окончательно созрел план его философской системы. Когда революция в Англии пришла к диктатуре Кромвеля, Томас разошелся с роялистской партией и вернулся в Лондон. Уже в Лондоне в 1651 году он опубликовал на английском языке своё самое объемное сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Как можно заметить Томас Гоббс жил в весьма непростое для Англии время, где насилие преобладало, а проблемы решались жесткой диктатурой. Как мне кажется, именно это в большей степени и повлияло на его взгляды, потому что «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[1]

Немаловажную роль в философском развитии Томаса Гоббса сыграли его тесное интеллектуальное сотрудничество и дружба с Ф. Бэконом, у которого Гоббс некоторое время был секретарем. После 1621 г. Бэкон отошел от реальной политики, целиком посвятив себя научной деятельности. Помимо обоюдной нелюбви к схоластике и широчайшей эрудиции Бэкона и Гоббса объединяло стремление к опытно-индуктивному исследованию природы, человека и социума. Знаменитый девиз «знание есть сила, сила есть знание» вполне разделял и Гоббс, который позднее писал, что «своими величайшими успехами человеческий род обязан технике», которая была бы невозможна без открытий в области физики и геометрии. Также следует иметь в виду, что Гоббс поправил Бэкона, утверждая, что «знание есть только путь к силе», но отнюдь не сила сама по себе. С этим нельзя не согласиться.[2]

Стоит отметить, что этические воззрения Гоббса исходят из основополагающей чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считает «естественный закон» — т.е. стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

В 1651 году выходит в публикацию знаменитое сочинение Томаса Гоббса, которое он посвящает проблемам государства и вопросам его образования – «Левиафан» (полное название «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского). Название сочинения отсылает нас к библейскому морскому чудовищу, которое впервые упоминается в Ветхом завете. Интересен тот факт, что «Левиафан» в своё время был запрещён в Англии. В частности, книга была включена в «Судебное решение и постановление Оксфордского университета в созыве от 21 июля 1683 г. против некоторых пагубных книг» и подлежала сожжению.

В произведении показано 3 стадии становления политического образования, которые проходит общество:

1. Естественное состояние

2. Переход к государству (общество)

3. Государственное (общественное) состояние.

Согласно взглядам Томаса Гоббса, государство рассматривается как общественный договор между людьми, который положил конец естественному состоянию «войны всех против всех». По мнению Т. Гоббса люди от рождения наделены равными правами и их свободы ничем не были ограничены. Условно говоря, до заключения этого договора, у человека было право, как и на месть, так и на убийство соседа. В этой ситуации и происходила бесконечная война. «При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения <…> люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность»[3]. В итоге, чтобы ограничить насилие, обеспечить безопасность и порядок люди отказываются от своего «права на все» в пользу того, что будет стоять над ними, а именно в пользу «того смертного Бога» в лице государства. Таким образом, если снова приводить цитату из произведения Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», то государство появилось «путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и общей защиты»[4]. По Гоббсу государство должно внушать страх в сердца своих граждан, с целью обеспечения большей защиты и превентивного воздействия на желающих совершить преступление.

По моему мнению данная теория имеет ряд преимуществ по сравнению с другими теориями происхождения государств. Во-первых, она отходит от религиозного миропонимания в сторону науки и философии, обращаясь уже не к вере, а методам логики и доказывания через факты. Во-вторых, договорная теория говорит о том, что человек и общество были уже сами способны создать государства, а не получить его в дар от Бога. В-третьих, еще одно преимущество кроется в самом же названии, указывая на естественные права человека, которые присуще каждому, а, следовательно, говорит о равном положении людей.

Отталкиваясь от этой теории и текста Декларации независимости соединенных Штатов Америки (4 июня 1776), можно утверждать, что США, как государство было образовано путем договора свободных людей. «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых»[5]. Но указывая образование США как пример в подтверждение договорной теории нужно быть объективным, рассматривая все аспекты, вследствие чего нельзя не обратиться и к историческому контексту, где можно проследить иной смысл, а именно тот, что была нужда оправдать создание нового государства, его легитимность и обосновать тем самым борьбу за независимость. Из этого следует, что причиной образование государства был не общественный договор, а конкретные политические и экономические причины, в рамках того времени.

Но что же касается вопросов правового регулирования?

В трактате Т. Гоббса «Левиафан» затронуты начала уголовного права. Так, например, в нескольких главах произведения автор рассуждает на тему преступлений, наказаний, а также наград, исходящих не от частных лиц, а от представителей государственной власти и законов, которым из-за авторитета силы и страха подчиняются все граждане. Проводя различие между понятиями грех и преступление, Гоббс полагает, что преступление состоит из деяний, которые запрещены, стоящим над всем государством, а не религией. Целью же наказания является «не месть, а устрашение»[6]. Только страх заставляет человека соблюдать законы. Гоббс среди наказаний особое внимание уделяет именно телесным, смертной казни и изгнанию. Что же касается наказания невиновных, то тут автор считает, что это противоречит естественному праву, что являет собой воздаяние за добро.

Если говорить про вышеупомянутое вознаграждение, то Томас Гоббс подразделяет его на две категории: благо и дар. Дар – это не структура обмена в архаических обществах, а изначальная форма вознаграждения сувереном своих подданных. Вознаграждение по договору называется жалованием или заработной платой за определенную услугу. Важно то, что именно обоюдное дарение кладется Гоббсом в основание социальных отношений, мыслимых им в соответствии со сферой товарного обращения, которое предполагает взаимное признание участников обмена в качестве равноправных.[7]

Подводя итог хочется высказать именно свои мысли на тему доклада. По моему мнению, Томас Гоббс имел весьма передовые мысли для своего времени. Он объяснял явления происходящее в обществе не просто, как воля Бога, а именно закономерный процесс, который имеет причинно-следственную связь и поддается логическому объяснению. Разумеется, на его взгляды повлияла историческая обстановка, из-за чего нельзя сказать, что абсолютно прав. Но сам подход к тому, что такое сложное политическое образование, как государство, явилось продуктом борьбы людей между собой, и что только страх заставляет человека соблюдать права других и законы в целом, заслуживает особого внимания. Можно сказать, что Гоббс дал первый импульс политической мысли нового времени, задал ведущий вектор политико-философских исследований, используя построение «мысленных экспериментов», с помощью которых строятся как естественнонаучные, так и социологические теории новоевропейской науки.

К сожалению, договорная теория происхождения государства и права на данный момент не в состоянии дать емкий и адекватный ответ о государственном строительстве, подкрепив его исторической практикой. Из чего, как мне кажется, целесообразно было бы применять синтез с другими теориями, которые бы представляли собой качественно новый подход, который бы охватывал все аспекты/сферы общественной жизни.

Стоит отметить, что символом данной концепции является библейское морское чудовище, которое вселяло страх в любого, соединяя в себе бога, человека, зверя и машину, при том что, содержание самого трактата лишь отчасти будет соответствовать названию («Левиафан»). Но это не отменяет того факта, что именно Томас Гоббс является создателем образа политического мифа в лице государства Левиафана, который получил большое распространение не только в науке, но и в других сферах. (Как пример, тот Большой Брат из романа Джорджа Оруэлла «1984».)

Жизнь Гоббса была долгой и интересной. На его могиле была поставлена мраморная плита с латинской эпитафией: ―Vir probus et fama eruditionis domi foris q. bene cognitus‖ («Достойный муж, широко известный благодаря своей учѐности на родине и чужбине»). Эти слова довольно точно характеризуют личность великого английского мыслителя.[8]

 

Список литературы

1. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса [Электронный ресурс] //-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-naroda-i-gosudarstva-kak-glavnaya-politicheskaya-tsennost-v-uchenii-tomasa-gobbsa

2. Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки 4 июля 1776г.

3. Изд.:Рипол Классик. Т. Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 2016. С.672.

4. Маркс, К. К критике политической экономии // Соч., 2-е изд. — М.: Политиздат, 1959. — Т. 13. — С. 7. — 771 с.

5. Михалкин, Н. В. Философия права: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 392 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6579-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431917 (дата обращения: 21.12.2020).

6. Назарова, В. С. Философия права: учебное пособие для вузов / В. С. Назарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 85 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00562-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/452840 (дата обращения: 21.12.2020).

7. Трунов Анатолий Анатольевич «ТОМАС ГОББС И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» [Электронный ресурс] //-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tomas-gobbs-i-ego-politicheskaya-teoriya (дата обращения: 21.12.2020).

8. Философия права и закона: учебник для вузов / А. В. Грибакин [и др.]; под редакцией А. В. Грибакина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00326-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/451536 (дата обращения: 21.12.2020).

9. Электронный философский журнал Vox / Голос: https://vox-journal.org Выпуск 10 (июнь 2011); Юридические метафоры, в которых жила философия (статья первая) «Томас Гоббс и Левиафан тотальной власти» А.П. Огурцов [Электронный ресурс] //-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-metafory-v-kotoryh-zhila-filosofiya-statya-pervaya-tomas-gobbs-i-leviafan-totalnoy-vlasti/viewer (дата обращения: 21.12.2020).

 


[1] Маркс, К. К критике политической экономии // Соч., 2-е изд. — М.: Политиздат, 1959. — Т. 13. — С. 7. — 771 с.

[2] Трунов Анатолий Анатольевич «ТОМАС ГОББС И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение » [Электронный ресурс] //-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tomas-gobbs-i-ego-politicheskaya-teoriya (дата обращения: 21.12.2020).

 

[3] Изд.:Рипол Классик. Т. Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 2016. С.672.

[4] Изд.:Рипол Классик. Т. Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 2016.

[5] Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки 4 июля 1776г.

[6] Изд.:Рипол Классик. Т. Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 2016.

[7] Электронный философский журнал Vox / Голос: https://vox-journal.org Выпуск 10 (июнь 2011); Юридические метафоры, в которых жила философия (статья первая) «Томас Гоббс и Левиафан тотальной власти» А.П. Огурцов [Электронный ресурс] //-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-metafory-v-kotoryh-zhila-filosofiya-statya-pervaya-tomas-gobbs-i-leviafan-totalnoy-vlasti/viewer (дата обращения: 21.12.2020).

[8] Трунов Анатолий Анатольевич «ТОМАС ГОББС И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение » [Электронный ресурс] //-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tomas-gobbs-i-ego-politicheskaya-teoriya (дата обращения: 21.12.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: