ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ




ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫРОДНОГО КРАЯ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 7

1.1. Понятие и особенности формирования художественной культуры.. 7

1.2. Роль и место изобразительного искусства во внеклассной и внешкольной работе 10

1.3. Эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. 17

Выводы по первой главе. 23

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26

2.1 Цель и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. 26

2.2 Особенности изобразительной деятельности младших школьников во внешкольной работе. 35

Выводы по второй главе. 42

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.. 44

3.1 Методика работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности по методике Т.А. Копцевой. 44

3.2 Работа кружка по изобразительному искусству в школе на материале художественной культуры родного края. 55

3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.. 60

Выводы по третьей главе. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

Приложения. 77


ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития, демократизации и коренной трансформации общества осознание угрозы, которая кроется в бездуховности, эмоциональной недоразвитости людей и юношества, низкого уровня креативности, возникает насущная необходимость поиска новых и нетрадиционных форм работы в процессе внеклассной и внешкольной деятельности и поиска особых средств воздействия на духовность личности. Среди последних в общем движении за гуманизацию системы образования постепенно возрастает роль искусства.

Воспитательный потенциал искусства содержится в самой его сути и объясняется тем, что эмоциональная сторона сознания, эстетические идеалы личности первичны по отношению к интеллекту в формировании духовных интересов, отношения к миру вообще и родного края в частности (в рамках патриотического воспитания).

В аспекте указанного проблема радикального улучшения эмоционально-эстетического и духовно-нравственного воспитания диктует такое распределение акцентов задач в преподавании изобразительного искусства, среди которых воспитательное и художественное развитие были бы ведущими не только в учебные время, но и вне его. Ведь именно решение художественно-развивающих задач прежде всего формирует уровень художественно-творческого сознания индивида, и определяет степень включения учащихся в глобальные культурогенные процессы.

В педагогической науке есть немало исследований, посвященных внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству.
В частности эта проблема освещена в трудах П. Белецкого, Н. Виноградовой, Н. Кириченко, В. Сухомлинского, Я. Чернецкого, Д. Эльконина и др.

Особенно актуальной и значимой эта проблема является сегодня, когда перед школой стоят важные задачи: творчески развить ребенка, сформировать эстетический вкус, как выразитель духовного развития личности, сохранить в душе ребенка прекрасное и искреннее отношение ко всему окружающему, в рамках патриотического воспитания и прививания любви к родному краю. Реализацию вышеназванных задач следует начинать с раннего возраста. Мало времени, отведенного для изучения изобразительного искусства во время основных занятий, ограниченность непосредственного приближения ребенка к объектам изобразительной деятельности обусловливают необходимость систематической внеклассной и внешкольной работы во всех классах начальной школы.

Учитывая актуальность данной проблемы была определена тема данного исследования: «Формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края».

Цель исследования - рассмотреть возможности формирования у детей младшего школьного возраста художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству на материале художественной культуры родного края.

Объект исследования - внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в начальной школе.

Предмет исследования - формирование основ художественной культуры во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству в начальной школе на материале художественной культуры родного края.

Гипотеза исследования: художественная культура родного края будет способствовать эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников по изобразительному искусству во внеклассной и внешкольной работе, если:

- будет своевременно выявлен уровень сформированности знаний о художественной культуре у детей младшего школьного возраста;

- использованные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися будут способствовать повышению уровня их знаний о художественной культуре;

- проведенная система работы будет стимулировать детей к дальнейшему изучению и познанию художественной культуры.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

- определить роль и место во внеклассной и внешкольной работе изобразительного искусства;

- выяснить эффективность и целесообразность проведения внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству;

- определить особенности внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству школе на материале художественной культуры родного края;

- описать разновидности внешкольной и внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Методологической основой исследования: явились труды таких исследователей, как Л.Г. Васильева, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова (специфика становления творчества в разных видах продуктивной деятельности)

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, абстрагирование, анализ, синтез, конкретизация и другие.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов и учителями предметниками во внеклассной и внешкольной работе при разрешении проблем формирования художественной культуры у младших школьников.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Филиал МБОУ Дивеев - Усадской СШ - Маресевская ОШ.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: