ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Раздел I
«СОЦИОЛОГИЯ»
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Социология – это наука о законах ____________________________________.
Социальные общности состоят из социальных групп.
Социальные группы – это __________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Критерии (или признаки) выделения социальных групп
Критерий | Примеры социальных групп |
Мужчины, женщины, молодежь | |
Врачи, учителя, шахтеры | |
Русские, белорусы, немцы | |
Горожане, сельчане, парижане, москвичи | |
Христиане, мусульмане | |
Школьники, студенты, топ-менеджеры |
Функции социальных групп:
· _________________________- регулирование отношений между членами группы
· _________________________ - сплочение членов социальной группы
· _________________________ - передача социального опыта
Классификация социальных групп |
· |
- |
Существует также разделение на _______________________группы по половому поведению, т.е. все люди делятся по половому признаку, в соответствии с которым они себя ведут
Кроме того, существует и_________________________группа - это социальная группа, которая служит для индивида _______________________________________.
Социальная дифференциация и стратификация
Социальная дифференциация –____________________________________________
_________________________________________________________________________.
Социальная стратификация – ____________________________________________.
В основе стратификации лежат такие признаки как:
· _________________
· _________________
· _________________
· _________________
Исторических типа социальной стратификации
|
Рабство– это социальные общности,______________________________________
__________________________________________________________________________.
Касты –это социальные общности,__________________________________________
__________________________________________________________________________.
Сословия – это социальные общности,________________________________________
__________________________________________________________________________.
Классы -это социальные общности, __________________________________________
__________________________________________________________________________.
В основе социальной стратификации лежит социальное неравенство.
Социальное неравенство – это ______________________________________________
__________________________________________________________________________.
Причины неравенства:
1) ___________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________
Таким образом в социальную структуру общества входят различные социальные группы:
· _____________________
· _____________________
· _____________________
· _____________________
· _____________________
· _____________________
· _____________________
Все они являются __________________________ социальной структуры общества.
Социальная структура общества -_________________________________________
________________________________________________________________________.
Социальная мобильность
Социальная мобильность – это _________________________________________
_____________________________________________________________________.
Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Примерами каналов социальной мобильности являются:
· ____________________
· ____________________
· ____________________
· ____________________
Люмпены и маргиналы
Эти две группы населения, каждая по - своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
|
Люмпены – это люди, ______________________________________________________.
Маргиналы – это индивиды или группы, которые ____________________________
__________________________________________________________________________.
Социальные институты
Социальный институт - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Фундаментальные общественные потребности:
Потребность | Социальный институт |
семья | |
государство | |
фирмы | |
образование | |
религия |
Признаки социального института:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
Функции социальных институтов:
- _________________________________________________________________________
-__________________________________________________________________________
-__________________________________________________________________________
Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их ___________________________________________
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫИ РОЛИ
Социальный статус – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Социальный статус предполагает наличие определенных прав и ___________________.
Статусный набор – это ____________________________________________________.
Статусная иерархия – это_________________________________________________.
С понятием социального статуса связаны понятия престижа и авторитета.
|
Престиж – это ______________________обществом общественной значимости тех ил иных позиций, занимаемых людьми.
Авторитет – это ____________________признания обществом личных и деловых качеств человека.
Социальные роли личности
Социальная роль –это _____________________________________________________.
Ролевой набор или ролевая система – это ___________________________________
_________________________________________________________________________.
Основные социальные роли:
· ___________________
· ___________________
· ___________________
· ___________________
· ___________________
· ___________________
Ролевой конфликт – это ____________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Социализация личности
Социализация личности –это _______________________________________________
_________________________________________________________________________.
Стадии социализации:
-___________________________
-___________________________
Агенты социализации – это _______________________________________________.
Агенты первичной социализации – это _____________________________________.
Агенты вторичной социализации – это _____________________________________.
Продуктом социализации является формирование______________________________.
Этапы формирования личности:
1) _____________________________
2) ______________________________
3) ______________________________
Каждый из названных этапов помогает человеку стать _______________. Становление личности происходит только в _________________. Этот процесс и называется ____________________________.
Социальные ценности и нормы
В узком смысле понятие ценность означает __________________________________.
В широком смысле понятие ценность означает _______________________________.
Существуют различные способы классификации ценностей:
· высшие, или ____________________________
· положительные или ______________________
· материальные или _______________________
Внутренний мир человека образует «__________________________________», в которой доминирующие ценности зависят от индивидуальных качеств человека.
Огромную роль в обществе играют общечеловеческие ценности. К ним относятся:
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
Общечеловеческие ценности имеют социальный характер, так как они__________________________________________________________________________.
Все действующие в обществе нормы принято разделять на две большие группы:
· _____________________________________
· _____________________________________
Социальная норма
Социальная норма - _______________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Классификация социальных норм:
· _________________________
· _________________________
· _________________________
· _________________________
· _________________________
· _________________________
· _________________________
· _________________________
Все социальные нормы являются _______________________________________, так как они служат критериями поведения человека.
Функции социальных норм:
· ________________________ - регулирует поведение людей в обществе
· ________________________ - выступают критериями отношения к тем или иным действиям
· ________________________ - обеспечивает усвоение норм, традиций и ценностей
· ________________________ - осуществляет контроль за поведением индивида
· ________________________ - передача социального опыта будущим поколениям
Характеристика социальных норм
Моральные нормы | |
Правовые нормы | |
Политические нормы | |
Религиозные нормы | |
Корпоративные нормы | |
Эстетические нормы | |
Правила этикета | |
Обычаи |
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Отклоняющееся или девиантное поведение – это_____________________________
_________________________________________________________________________.
По характеру отклоняющееся поведение разделяют на:
· ____________________________характеризуется пользой для общества, например, проявление инициативы, новаторства, как в науке, так и в искусстве.
· ____________________________, которое имеют общую черту – вред, наносимый обществу, социальной группе, личности.