Методическая статья
ТЕМА: «Влияние патриотического воспитания на формирование всесторонне развитой личности на уроках истории, кубановедения и во внеурочное время»
Автор: Кушнарёва Татьяна Анатольевна
Учитель истории и кубановедения МОУСОШ № 4
Г.Апшеронск 2008г.
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что
будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут
радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом
связано с мировоззрением будущего общества.
Тема моей статьи «Влияние патриотического воспитания на формирование всесторонне развитой личности на уроках кубановедения и во внеурочное время».
Именно патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей семье, дому, городу, краю, Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.
Е.Е.Вяземский (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ) и О.Ю.Стрелова (Хабаровский педагогический университет) важнейшей целью регионального компанента образования считают: « Воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации». Для продуктивной работы в этом направлении воспитания рекомендуется использование методического пособия Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Учитывая философию и миссию МОУСОШ №4 составлена технология патриотического воспитания на уроках кубановедения и во внеурочное время. Пути реализации данной технологии.
В школе разработана и успешно реализуется программа патриотического воспитания учащихся на 2007-2010 год
«Да не прервется память наша…»
Цель и задачи программы: Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, способствующей формированию у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех учащихся школы – с 1 по 11-е классы.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
В соответствии с поставленной целью и для выполнения задач осуществляется отбор форм, методов и средств учебно-воспитательной работы
По реализации данного направления работы сложился определённый опыт, который мажет быть предложен к использованию:
-Авторские факультативные программы
- Тематическое планирование
- Видеоматериалы (фотоматериалы и компьютерные презентации)
- Компьютерное обеспечение и компьютерные презентации уроков, вечеров
и различных мероприятий.
– Сценарии вечеров, праздников.
– Тексты выступлений докладов, рефератов и т.
– Научно-исследовательские работы, которые принимали участие в международных, российских, краевых, районных и школьных конкурсах и конференциях.
Независимо от типа, формы, вида занатия несут в себе четыре основные функции: образовательную, воспитательную, практическую и методическую.
Реализация образовательной функции зависит от правильно выбранной цели и задачи образования.
· формирование целостного представления о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации;
· воспитание любви к малой родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов её литературы, музыки и других видов искусства;
· развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях;
· формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития Кубани, России и мира;
· восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
· формирование исторической грамотности на современном историческом уровне;
· развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Работа по патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочное время даёт заметные результаты. Данный опыт можно рекомендовать к применению.
Чего хотя бы стоит пение гимнов России и Кубани во время школьных линеек и различных мероприятий, которые сопровождаются поднятием флагов под гимны.
Повышается качественная успеваемость по кубановедению во всех классах, где я работаю по данной технологии. Повышается интерес к истории Отечества, малой родины. Это отражается на оценках. Обученность 100% -касество 75-85%. Реализуя краевую программу «Одаренные дети», учащиеся школы показывают высокие результаты на районных зональных и краевых олимпиадах по кубановедению.
Учащиеся регулярно участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ по кубановдению и различным обществоведческим наукам. Работы отмечаются на районном уровне и участвуют в краевых конкурсах.