ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.
Проверка технического состояния АКБ.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
1 Цель работы:
1.1 Целью работы является определение степени разряженности АКБ
1.2 Задачи работы:
-Закрепление знаний по проверке технического состояния АКБ;
-Приобретение практических навыков пользования набором аккумуляторщика и измерительными приборами.
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- Изучение устройства АКБ (1 час);
- Ознакомление с неисправностями АКБ и причинами их возникновения (1 час).
2.2 Практическая часть:
- Произвести внешний осмотр аккумуляторной батареи, проверить уровень электролита в аккумуляторах, проверить плотность электролита в аккумуляторах, проверить напряжение аккумуляторной батареи под нагрузкой (1 час);
- Заполнение бланка-отчета и защита работы (1 час).
Оборудование
3.1 Общие сведения
- АКБ;
- Набор аккумуляторщика;
- Мультиметр UNI-T UT33C
-Прибор для измерения напряжения АКБ BOSCH BAT 121;
- Дополнительный источник постоянного тока 12 – 14 В, 12 А;
-Пуско-зарядное устройство;
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
4.1 Условия и организация работы
Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о проведении работ по проверке обслуживаемой АКБ.
а) В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты:
1) знакомятся с рабочим местом;
2) изучают меры безопасности;
|
3) изучают назначение и принцип действия оборудования, особенности его подключения;
4) знакомятся с нормативной и учебной литературой
студенты самостоятельно:
5)изучают устройство и принцип действия АКБ;
6) в процессе изучения литературы заполняют бланк-отчёт необходимыми нормативными значениями.
б) В практической части лабораторной работы под контролем преподавателя студенты:
1)Внешний осмотр аккумуляторной батареи (Состояние моноблока, мастики, крышки, полюсных выводов);
2)Проверка технического состояния аккумуляторной батареи;
3) заносят результаты в соответствующие таблицы бланка отчёта;
4) выявляют возможные неисправности АКБ;
5) производят повторные измерения;
6) заполняют бланк отчёта о лабораторной работе.
в) После заполнения бланка отчёта о лабораторной работе студенты:
1) делают заключение о техническом состоянии АКБ и необходимых действиях для восстановления ее работоспособности;
2) отвечают на контрольные вопросы;
3) сдают отчет преподавателю.
4.2 Последовательность и технология выполнения работы
А) Внешний осмотр АКБ
Визуально определяют состояние моноблока, крышек, пробок, выводов батарей, обращает внимание на наличие электролита и состояние его поверхности. Моноблок и крышки должны быть очищены от грязи и электролита и не иметь трещин.
Загрязненные крышки и мастику протирают тканью смоченной 10% раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Проверяют и прочищают вентиляционные отверстия в крышках АКБ (пробках).
Трещины в мастике устраняют оплавлением ее нагретым паяльником, сильно поврежденную заменяют. Покачивание выводов определяют плотность их крепления. Окисленные выводы зачищают наждачной бумагой или специальной щеткой, и смазывают техническим вазелином.
|
Наблюдая за поверхностью электролита, обращают внимание на выделение пузырьков газа, наличие пузырьков свидетельствует об ускоренном саморазряде в результате сульфатации электродов. Перед этим АКБ необходимо разрядить током, равным 0,1 емкости батареи до напряжения 1,2 В на одном аккумуляторе (или до 7,2 В на зажимах батареи).
Сливают электролит, предварительно замерив его плотность. Затем в аккумуляторы заливают чистый электролит той же плотности, которую имел загрязненный электролит после разряда, и заряжают батарею.
б) Измерение уровня электролита
Уровень электролита в аккумуляторах должен быть на 20…30 мм выше предохранительного щитка в соответствии с техническими условиями АКБ.
Уровень электролита измеряют стеклянной трубкой, которая опускается в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, затем закрывается сверху пальцем и приподнимается.
Если уровень электролита ниже нормального, то в аккумуляторы заливают дистиллированную воду, если выше, то электролит отбирают резиновой грушей во избежание его расплескивания при эксплуатации батареи.
Доливку воды в аккумуляторы производят непосредственно перед зарядом батареи, а на автомобиле – при работающем двигателе. Несоблюдение этого требования может вызвать в холодное время замерзание воды в аккумуляторах и ускоренный саморазряд из-за разной плотности электролита в верхней и нижней частях аккумулятора.
|
Необходимо помнить, что после доливки воды без заряда плотность электролита замерить невозможно!!!
Нельзя повышать уровень доливкой в аккумуляторы электролита, так как это приведет к повышению его плотности. Электролит доливают только в случае вытекания (например, при опрокидывании батареи). По цвету электролита в измерительной трубке можно судить о содержание в нем продуктов сульфатации. Электролит бурого цвета свидетельствует об осыпании активного вещества «плюсовых» электродов аккумулятора.