ООД по окружающему миру с детьми второй младшей группы на тему «Прилетели к скворцы, вот их сколько – посмотри»
Интегративные цели:
- Уточнить и расширить представления детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.
- Познакомить с особенностями жизни скворца (строение, оперенье, повадки). Развивать интерес к жизни птиц.
- Обогащать словарный запас (перелетные, пернатые, скворец, скворечник). - - Закрепить знания о форме и цвете.
- Продолжать учить детей лепить из соленого теста (из целого куска), создавать образ.
- Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
- Воспитывать интерес к птицам, заботливое отношение к ним.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Физкультура», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество» (лепка).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – худ, художественное творчество (лепка).
Предварительная работа: наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).
Оборудование и материалы: картинки с изображением весны, скворца; скворечника; записи пения скворца; материал для лепки: клеенки, соленое тесто, влажные салфетки, семечко, презентация.
Словарная работа: скворец, скворечник, перелетные, птенцы
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Взрослый читает стихотворение ребенку:
Все теплее воздух вешний
Светит солнце сквозь туман
И скворец в свою скворешню
Прилетел из дальних стран.
Взрослый: (Имя ребенка), какое время года наступило? (Весна.)
Дни повеселели, Солнышку не спится, Птички радостно запели, Это к нам весна стучится.
Правильно. Наступила весна. Птицы громко поют – радуются теплу, приходу весны. Из теплых краев возвращаются домой птицы.
(Показ 2 слайда)
Посмотри, а это что за странный домик на дереве?
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)
Правильно, домик называется скворечник. А ты знаешь кто здесь живет? (Ответ ребенка)
На шесте дворец, Во дворе певец, А зовут его … (скворец)
Правильно, здесь живет – скворец.
Взрослый: А кто его построил? Сам скворец? (Его построили люди!)
(Ребенок повторяют слова – скворец, скворечник.)
Взрослый: Давайте рассмотрим эту птичку.
Слайд 3, где изображен скворец
Взрослый: Что есть у птицы? (У скворца есть голова, клюв, глазки, туловище, черные перья, хвост, лапки.) Какой скворец? (Красивый, большой) Где живет скворец? (В скворечнике)
Взрослый обобщает описание скворца: это скворец, он большой с черными перьями, клюв у него крепкий, прилетает ранней весной, селится в скворечнике, там выводит птенцов. Мы будем наблюдать, когда прилетят скворцы в скворечник.
Взрослый: А как ты думаешь, птицы полезные или нет? (ответы детей)
Взрослый: Да, птицы очень полезные, они съедают очень много вредных насекомых, они красивые, поют очень красивые песни, украшают нашу землю. Мы должны их беречь и любить.
ФИЗМИНУТКА:
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Взрослый: Давай,(имя ребенка) слепим таких красивых, певучих скворцов.
(Взрослый заранее на листе бумаги рисует скворечник)
Я приготовила вот такой веселый скворечник и предлагаю слепить скворца и поселить его в нем.
Слайд 4. (на слайде показано поэтапно)
(Взрослый показывает как можно слепить птицу из целого куска.)
Я скатаю шар, а затем цилиндр. С одной стороны вытяну голову – она круглая. С другой стороны вытяну хвост и слегка придавлю его. Носик сделаем из семечка, воткнем его тупым концом. Вот какой очаровательный скворец получился у меня.
Но прежде чем ты начнешь лепить, надо наши пальчики размять, сделать гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: ( ребенок поочередно загибает пальчики)
Этот пальчик- воробей.
Этот пальчик- Соловей.
Этот пальчик- Совушка, Сонная головушка.
Этот- зяблик.
Этот- стриж.
Этот- развесёлый чиж.
Этот пальчик- скворушка, серенькое пёрышко.
Этот пальчик- свиристель.
Этот пальчик- коростель.
Ну, а этот- злой Орлан!
Птички, птички, по домам! (сделать пальчики в замочек)
(Ребенок садится за стол, лепит, где у ребенка не получается, взрослый помогает. Когда птица будет готова, надо ее рассмотреть)
Итог: (Имя ребенка) С какой птицей мы с тобой познакомились? Откуда она прилетела? Что мы с тобою сегодня лепили? Молодец!
Рекомендация: Лепка - прекрасное занятие, которое развивает не только ловкость и моторику пальцев, но и творчество, воображение. А тесто - это, наверное, самый душевный материал. Есть хороший базовый рецепт для создания пластичной массы из муки для лепки. Вам понадобятся:
· Стакан муки (лучше пшеничной, тесто будет белее;
· Стакан соли мелкого помола
· Половина стакана холодной воды.
Все ингредиенты надо тщательно смешать, хорошо вымесить и тесто готово! Тесто не должно прилипать к рукам. Для более гибкой и пластичной структуры - можно добавить ст.л. растительного масла.
Обязательно сначала покажите как надо лепить птицу, потом уже ребенок делает сам. Когда птица будет готова, оставьте ее, чтоб она высохла. А в пятницу, на занятии по рисованию, вы ее раскрасите.
Удачи вам!